Использование информационных технологий в организации работы органов прокуратуры с обращениями граждан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 31 августа, печатный экземпляр отправим 4 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №29 (528) июль 2024 г.

Дата публикации: 19.07.2024

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Горбунова, А. В. Использование информационных технологий в организации работы органов прокуратуры с обращениями граждан / А. В. Горбунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 29 (528). — С. 121-124. — URL: https://moluch.ru/archive/528/116355/ (дата обращения: 17.08.2024).



Актуальность выбранной для исследования темы заключается в том, что работа с обращениями граждан, невзирая на все изменения, происходящие в системе управления государством, а также в организации ее работы, остается неотъемлемой частью. Для любого органа она остается приоритетным направление в собственной деятельности. Развитие же современных технологий в общем смысле изменило подход к подаче гражданами заявлений, а также к их непосредственному рассмотрению органами прокуратуры. Кроме того, высокий уровень доступности современных технологий значительно облегчил гражданам процедуру подачи обращений не только в прокуратуру, но и в другие органы власти. В рамках данной статьи особое внимание уделяется изучению особенностей внедрения информационных технологий в работу прокурора с обращениями граждан, а также внимание останавливается на недостатках законодательного регулирования работы с обращениями граждан в органах прокуратуры.

Ключевые слова: прокуратура, прокурор, информационные технологии, цифровые технологии, цифровизация, обращения граждан.

В наши дни невозможно представить современное общество без инновационных технологий, затрагивающих большую часть общественных взаимоотношений. В это же время именно наиболее важная часть общественных взаимоотношений, представленная в виде сферы государственного управления, остается недостаточно вовлеченной в цифровизацию своей деятельности. Последние годы, особенно 2020 г., показали, что грамотное использование цифровых технологий и повсеместное внедрение цифровых инноваций в жизни граждан и в работу государственной системы управления, необходимы в условиях масштабной изоляции, а также в условиях ускорения процесса передачи информации.

Правовая сфера жизнедеятельности общества, как и другие сферы, не осталась в стороне от перехода на принципиально новые цифровые платформы, главной задачей которых остается обеспечение высокого уровня доступности правовой системы для обывателей. Нельзя не заметить, что Правительство Российской Федерации, судя по общим данным о расходах на цифровизацию деятельности государственного аппарата власти и об индексах цифровизации, проделало огромную работу по повышению уровня индекса цифровой зрелости у конкретных представителей правовой системы, в частности, у прокуратуры на всех уровнях [1].

Обращая внимания на общие тенденции, мы можем утверждать, что переход государственных органов власти в новую цифровую плоскость сопровождается стремление создать наиболее удобный и качественный электронный документооборот, который позволит государственным органам власти осуществлять эффективное взаимодействие не только внутри собственных структурных подразделений, но и непосредственно со сторонними гражданами и организациями. Цифровизация подобного толка призвана помочь государственным органам власти повысить уровень прозрачности своей деятельности, а также помочь им ускорить процесс принятия решений. Для органов прокуратуры описанная выше цифровизация необходима и для того, чтобы снизить бюрократические барьеры в работе с обращениями граждан, тем самым повысив скорость обработки их обращений.

Перед тем, как перейти к рассмотрению информационных технологий в работе органов прокуратуры, нам следует остановить особое внимание на определении их сущности в целом. Так, в трудах Троянской М. А. говорится, что под информационными технологиями в системе государственного управления следует понимать совокупность новейших методов и информационных инструментов сбора, хранения, систематизации, передачи данных, которые применяются в области разработки и принятия управленческих решений [2]. Данное определение позволяет также утверждать, что сама цель существования информационных технологий в контексте деятельности государственных органов власти подразумевает под собой стремление значительно облегчить общественности процесс принятия наиболее важных государственных решений. Во многих случаях именно аналитические способности инновационных технологий позволяют представителям органов власти принимать наиболее объективные решения по вопросам, связанным с реализацией своих властных полномочий при разрешении споров или при обработке обращений граждан. Но так ли это в органах прокуратуры?

Для того, чтобы ответить на данный вопрос мы должны рассмотреть те информационные системы, которые на текущий момент используются органами прокуратуры. Одной из таки систем является система, позволяющая устанавливать бесперебойные контакты с иными правоохранительными органами. Описываемая нами система позволяет работникам прокуратуры активно использовать информационно-справочные системы, информационно-поисковые системы, автоматизированные банки данных и т. д., тем самым ускоряя процессы сборки, обработки и передачи информации.

На официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ размещена информация о том, что в рамках деятельности данного органа власти свою работу осуществляют 12 самостоятельных информационных систем, а также порядка 6 комплексов, которые играют роль дополнительной информационного обеспечения, поддерживающего работу и необходимый уровень цифровой безопасности каждой из информационных систем [3]. Одной из самых известных систем является информационная система межведомственного электронного взаимодействия Генеральной прокуратуры РФ (ИС МЭВ ГП РФ), которая имеет несколько ключевых назначений:

– обеспечение возможности осуществления межведомственного электронного взаимодействия Генеральной прокуратуры Российской Федерации в целях получения сведений от сервисов ФНС, МВД, ПФР, Росреестр, Казначейство и т. д.;

– взаимодействие Генеральной прокуратуры Российской Федерации с Государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП);

– осуществление возможности предоставления сведений для других ведомств по каналам межведомственного электронного взаимодействия;

– интеграция ИС МЭВ ГП РФ с автоматизированной системой «Единый реестр проверок» Генеральной прокуратуры Российской Федерации [4].

В конечном итоге данная информационная система позволила прокуратуре наладить взаимодействие с рядом государственных структур в РФ, к числу которых можно отнести ФНС России, Росреестр, МВД России, МЧС России и т. д.

Ранее в рамках деятельности прокуратуры уже осуществлялось внедрение различных программных обеспечений (ПО), главной задачей которых являлось предоставление широкого спектра возможностей для молодых специалистов, в области работы с информационными потоками, в частности, в области обработки обращений граждан. Примерами подобных ПО являются АРМ «Статистика» и АИК «Надзор». К большому сожалению, особого распространения они так и не получили, поскольку не обладали должным уровнем функциональности и не были удобными в использовании. Однако, их опыт и особенности могут быть применены специалистами в будущем при создании нового ПО.

Еще одним направлениям, в котором прокуратура РФ активно использует информационные технологии, можно считать представительскую деятельность в сети Интернет. И, если ранее, все сайты прокуратуры (каждого из органов) были разрозненными и не имели привязки к общей платформе, то уже после введения в эксплуатацию единого сайта Генеральной прокураты РФ, данная ошибка была устранена. Отметим, что существование данных сайтов позволяет осуществлять постоянное взаимодействие с общественностью и с средствами массовой информации, а также осуществлять просветительскую деятельность.

Поскольку одной из главных задач прокуратуры остается защита прав и свобод граждан, именно обращения граждан являются приоритетным способом получения информации о существующих нарушениях законодательства и т. д. Ранее обращения граждан в прокуратуру осуществлялись посредствам бумажных носителей, которые не были надежным способом передачи данных и обрабатывались значительно дольше, чем электронные обращения, статус которых подтвержден Федеральным законом № 59-ФЗ от 02.05.2006 [5]. Именно этот федеральный закон приравнял электронные обращения к письменным, позволив сделать органам прокуратуры первый шаг в сторону цифровизации собственной деятельности. Кроме того, именно положения Федерального закона № 59-ФЗ расширили возможности реализации прав и свобод граждан, закрепленные в ст. 33 Конституции РФ.

Электронные обращения граждан в органы прокураты представляют собой полностью официальные заявления и жалобы, которые подаются гражданами посредствам специальных интернет-сервисов, а также посредствам электронной почты или специализированных информационных порталов. Электронные обращения в таком случае касаются различных вопрос, к числу которых можно отнести, например, защиту прав потребителя или пресечение коррупционных схем. Их роль в работе прокурора с обращениями велика, так как они:

– упрощают процедуру обращения (они дают возможность гражданам без личного посещения оставлять жалобы и запросы в органы прокуратуры, увеличивая тем самым доступность системы правосудия на ранних этапах ее работы);

– позволяют эффективно управлять обращениями (они дают возможность гражданам автоматизировать процесс регистрации и обработки обращений; сама система обработки электронных обращений осуществляет их распределение в зависимости от темы по различным отделам, не давая возможности создавать путаницу среди специалистов);

– повышают уровень прозрачности и контроля (ни позволяют органам вести более точный и конкретный учет обращений, а также упрощают процедуру контроля над обработкой получаемых жалоб и запросов);

– обеспечивают своевременность ответов (они значительно облегчают коммуникационные процессы между гражданами и органами прокуратуры, сокращая сроки обработки получаемых обращений).

С каждым годом количество электронных обращений становится все более динамичным, имея преимущественно положительную динамику над письменными обращениями. Так, согласно статистическим данным, 87,6 % из общего числа поступивших в первом полугодии 2021 г. обращений в органы прокуратуры по всей России являлись электронными. Всего объем электронных обращений в органы прокуратуры в этот период составил 947 тыс. шт. в то время, как в этот же период в 2020 г. их насчитывалось только 921 тыс. шт. (65,4 % из общего объема обращений) [6]. Мы не можем отрицать тот факт, что изначально положительная тенденция у данного показателя складывалась благодаря вынужденной изоляции граждан. Однако, уже в 2021 г. ее главным подспорьем стало увеличение уровня доступности электронных обращений, который вырос в связи с необходимостью цифровизировать большинство процессов.

Проблема электронных обращений в органы прокуратуры РФ во многом связана с отсутствием должного уровня информативности некоторых из них, который выражается в недостаточном уровне четкости и конкретности излагаемых гражданами фактов. Высокий уровень доступности электронных обращений зачастую дает возможность формировать их недобросовестным гражданам, которые не стремятся оформлять должным образом электронные обращения, а также указывать в них четкие причины их отправки. Для органов прокуратуры подобная ситуация не является преимуществом, так как обработка таких обращений занимает время, а содержательность ответов не всегда может быть исчерпывающей из-за недостатков вводной информации.

Еще одной проблемой можно считать срок экспедиционной обработки. В наши дни на регистрацию обращения, согласно положениям Федерального закона № 59-ФЗ, дается 3 дня [5]. По мнению автора работы, следует конкретизировать, что речь идет о 3-х рабочих днях, так как при отправке обращений некоторые граждане считают, что на обработку их запроса или жалобы всего выделено 3 дня, что приводит к возникновению конфликтных ситуаций между ними и органами прокуратуры. Кроме того, в некоторых случаях, не конкретизированные сроки приводят к злоупотреблению должностными полномочиями.

В заключение отметим, что недостаточно проработанная нормативно-правовая база работы с обращениями граждан в органах прокуратуры в условиях повсеместной цифровизации и информатизации деятельности приводит к необходимости со стороны государства вносить изменения и существенные дополнения в применяемое сегодня законодательство. Особенно важен такой подход в условиях современного технологического прогресса, который меняет правила взаимодействия государственных органов власти с гражданами на всех уровнях.

Литература:

  1. Волкова, Т. Ю. Законность и унификация в уголовном судопроизводстве: от бланков процессуальных документов — к электронному уголовному делу / Т. Ю. Волкова. — Текст: непосредственный // Вестник Пермского университета. Юридические науки. — 2019. — № 46. — С. 728–751.
  2. Троянская, М. А. Информационные технологии в государственном управлении: понятие, виды, задачи и направления регулирования / М. А. Троянская. — Текст: непосредственный // Вестник Академии знаний. — 2022. — № 50. — С. 331–338.
  3. Новости Правительства РФ. — Текст: электронный // В рамках продолжающейся цифровой трансформации органами прокуратуры активизировано межведомственное электронное взаимодействие: [сайт]. — URL: http://government.ru/news/ (дата обращения: 24.06.2024).
  4. РЕДСОФТ Новости Правительства РФ / РЕДСОФТ. — Текст: электронный // В рамках продолжающейся цифровой трансформации органами прокуратуры активизировано межведомственное электронное взаимодействие: [сайт]. — URL: http://government.ru/news/ (дата обращения: 24.06.2024).
  5. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ. — Текст: электронный: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59999/ (дата обращения: 24.06.2024).
  6. Генеральная, П. Р. Цифровая трансформация органов прокуратуры / П. Р. Генеральная. — Текст: электронный // Новости: [сайт]. — URL: https://www.red-soft.ru/ru/content/genprokuratura (дата обращения: 24.06.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): орган прокуратуры, обращение граждан, государственный орган власти, обращение, Российская Федерация, высокий уровень доступности, Генеральная прокуратура, гражданин, межведомственное электронное взаимодействие, РФ.


Похожие статьи

Задать вопрос