Перспективы применения инструментов визуализации данных в поддержке принятия управленческих решений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №28 (527) июль 2024 г.

Дата публикации: 12.07.2024

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Кузьмин, М. А. Перспективы применения инструментов визуализации данных в поддержке принятия управленческих решений / М. А. Кузьмин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 28 (527). — С. 53-60. — URL: https://moluch.ru/archive/527/116442/ (дата обращения: 16.10.2024).



В исследовании обобщаются теоретические основы и перспективы применения инструментов визуализации данных в поддержке принятия управленческих решений в современном бизнесе. Рассматривается возрастающая роль данных в бизнес-аналитике, подчеркивается место инструментов визуализации данных в ней. Выделяются этапы принятия управленческих решений и роль данных на каждом из них, устанавливаются базовые критерии и особенности визуализации данных. По итогам исследования проводится сравнение существующих решений визуализации данных.

Ключевые слова: визуализация данных, бизнес-аналитика, поддержка принятия решений, управление, данные в управлении, принятие решений, информация, использование данных в бизнесе.

This study summarizes the theoretical foundations and prospects for the application of data visualization tools in supporting managerial decision-making in modern business. The increasing role of data in business analytics is examined, emphasizing the place of data visualization tools within it. The stages of managerial decision-making and the role of data at each stage are highlighted, basic criteria and features of data visualization are established. The study concludes with a comparison of existing data visualization solutions.

Keywords: data visualization, business analytics, decision support, management, data in management, decision-making, information, data use in business.

Введение. Вэпоху активного развития Индустрии 4.0 вопросы ценности информации для бизнеса приобретают фундаментальный характер, связанный с развитием конкурентных преимуществ и достижением способности своевременно и точно реагировать на изменения внешней среды, динамика которой постоянно возрастает. В таких реалиях бизнес-субъекты стремятся создать комплексные условия и развить собственные способы сбора и хранения данных, что обеспечивает, как минимум, перспективу их применения в будущем для целей стратегического роста при принятии управленческих решений. Отметим, что вопросы применения данных в деятельности бизнеса (причем как внешних, так и внутренних) остаются открытыми с позиции эффективности, значимости, точности и соответствия действительности; поэтому, хотя интерес к сбору данных возрастает, в особенности больших данных, только «до» трети бизнес-субъектов оказываются способными так или иначе применять собираемые данные в собственной деятельности [5].

Актуальность в таких реалиях приобретают исследования, нацеленные на раскрытие прикладных способов применения собираемых данных в деятельности бизнеса; отметим, что одним из значительных критериев выбора способов применения данных в бизнесе является стоимость (затраты на применение) и создаваемая ценность (экономический эффект, потребительская ценность и т. п.), поэтому важно рассматривать наиболее доступные для субъектов предпринимательства и одновременно с этим эффективные способы работы с данными. Одним из таковых является применение инструментов визуализации данных в управленческой практике (в целях поддержки принятия управленческих решений), что связывается с «вхождением» бизнес-субъекта в пространство работы с ценной аналитической информацией, подкреплением принимаемых решений собранными данными, информацией о тенденциях, статистикой, а также внутренними показателями, отражающими текущую ситуацию на предприятии. Иными словами, визуализация данных является одним из начальных этапов на пути бизнеса к целенаправленным цифровым трансформациям с применением аналитики данных. Учитывая вышесказанное, значение приобретает рассмотрение теоретических аспектов визуализации данных, соответствующих инструментов в бизнес-аналитике, критериев или особенностей визуализации данных, а также их применения на различных этапах принятия управленческих решений.

Цель исследования — охарактеризовать теоретические основы и перспективы применения инструментов визуализации данных в поддержке принятия управленческих решений в современном бизнесе.

Материалы и методы. Работа строится по принципам анализа научной литературы по теме исследования и статистической информации, характеризующей глобальный рынок инструментов визуализации данных и характерные тенденции его развития; среди научной литературы особое значение заняли исследования, посвященные вопросам направлений применения визуализации данных, особенностей, а также внедрения данных в цикл принятия управленческих решений. В работе применяются методы анализа научной литературы по теме исследования, библиографического описания, дедукции, индукции и абстракции.

Результаты и их обсуждение. Возникновение понятия визуализации данных и появление соответствующих ему инструментов являются результатом растущего интереса бизнес-субъектов к использованию расширяющихся по источникам формирования каналов сбора информации, ценность которой определяется способностью влиять на характер функционирования, реализацию функций хозяйствования и коммерческие перспективы и риски. Вопросы применения данных в бизнесе в целом имеют фундаментальный характер и напрямую связываются с принципами рыночной экономики, где информация служит источником влияния на субъектов рынка, стратегии их функционирования, принципы работы, методы конкуренции и т. п.

На начальных этапах концепция применения данных предполагала рассмотрение данных (информации) как категории статичной; в поле попадала, как правило, только внутренняя информация, связанная с производственными показателями, работой персонала, финансовой отчетностью и т. п. традиционными каналами, которые позволяли установить факт достижения определенных показателей в прошлые периоды. С возникновением современной вычислительной техники, постепенным переходом к концепции «Индустрия 4.0», вопросы и роль данных начали претерпевать существенные изменения; данные (информация) стали рассматриваться как ресурс, наряду с финансовым капиталом, людьми, способным влиять на функционирование бизнеса [8]. Если ранее поднимались вопросы о прогнозировании, отслеживании текущих изменений, то современные тенденции показывают устремленность в реализации многофакторной предиктивной аналитики, построенной на прогнозировании сценариев изменения бизнеса под влиянием системы факторов внешней и внутренней среды, с возрастающей ролью передовых вычислительных инструментов, автоматизации и машинных алгоритмов.

Так или иначе, на каждом из этапов развития данных и бизнес-аналитики, информация подвергалась визуализации; менялись принципы визуализации, способы визуализации, а, как итог, и результативность применения данных в бизнесе. Современная концепция визуализации данных предполагает, что любая точная и достоверная информация может найти применение в различных целях бизнеса — в зависимости от рассматриваемого направления выбираются собственные категории, каналы и способы получения данных, перспективным и наиболее современным среди которых сегодня становится интернет и специализированное программное обеспечение.

Перед тем, как рассмотреть роль визуализации данных в бизнесе и бизнес-аналитике, важно подчеркнуть, что в целом под визуализацией данных понимается процесс визуального (наглядно-образного) представления данных в понятной и доступной для использующих их субъекта форме, ценность чего заключается в предоставлении возможностей эффективного восприятия, своевременного доступа к данным, их обновления, обеспечения точности и т. д. За достаточно простой категорией визуализации данных скрывается сложная система процедур и процессов, связанная с формированием каналов сбора надежной и точной (качественной) информации, которая способна найти применение в бизнесе, с формированием критериев оценки качества данных, отладкой процессов обновления данных и их быстрой доставки до пользователя (и т. п.), что в конечном итоге формирует возможность применять визуализированные данные в бизнес-аналитике.

Визуализация данных, фактически, позволяет раскрыть необходимую для управления информацию; широта и точность данных определяет возможность раскрытия текущего состояния предприятия (бизнеса), проблем, перспектив, нормативных значений, в зависимости от специфики бизнес-аналитики, поставленных целей и особенностей самой организации; в результате, точность, наряду с надежностью, становятся важными факторами эффективности применения визуализированных данных в бизнесе. Поэтому фундаментальная польза визуализации данных в бизнес-аналитике заключается, как минимум, в формировании условий проведения простейшего бизнес-анализа, для чего требуется создавать надежные каналы поступления информации, постоянно улучшать процесс сбора данных, каналы формирования данных, критерии оценки их качества и т. п. (рис. 1).

Непрерывный циклический процесс обеспечения точности и надежности данных в бизнесе (составлено автором)

Рис. 1. Непрерывный циклический процесс обеспечения точности и надежности данных в бизнесе (составлено автором)

Как можно заметить, любое изменение в цикле будет приводить к его повторению; например, изменение целей и задач для сбора данных, или каналов, или критериев оценки качества (и т. д.) приведет к необходимости актуализировать данные, в целях обеспечения их точности и надежности (качества), что предшествует задачам их визуализации и отражает сложность процедуры визуализации данных как таковой. Поэтому концептуальное значение визуализации данных сводится к повышению качества собираемой информации, с последующим её прикладным применением.

Ярким примером визуализации данных, как отмечают А. И. Серебряник и В. В. Надршин, является использование бизнес-графики, с превалирующей направленностью покомпонентного сравнения, в котором применяются различные диаграммы, создаются отчеты, формируются таблицы и т. п. По мнению авторов, визуализация данных становится способом наглядного их представления, что задает перспективы последующего изучения, анализа, прикладного применения в поставленных целях и задачах бизнеса [9]. Так, визуализация данных находит эффективное свое применение в цифровом маркетинге современного бизнеса, на что указывает работа Г. В. Спиридоновой и В. Л. Мрочко. Авторы отмечают, что визуализация данных в цифровом маркетинге позволяет отслеживать результативность маркетинговых кампаний, трафик по конкретным каналам коммуникации, выбирать наиболее эффективные способы влияния на пользователей и определенные сегменты и т. д. [10]. Работа М. Н. Денисовой и О. В. Железнова показывает, что инструменты визуализации данных позволяют вывести информацию о ключевых показателях эффективности бизнес-процессов для управляющих; итогом визуализации данных становится улучшение мониторинга, повышение эффективности выявления потерь, нарушений или несоответствия прогнозам, создание возможности регулировать производственные процессы и деятельность всего подразделения, ставить цели, формировать отчеты, а, как итог (результат всей визуализации данных), ускорить и повысить качество принятия управленческих решений [3]. Аналогичные тезисы содержатся и в работе А. С. Артамонова, который отмечает высокую роль визуализации данных в управлении мотивацией персонала в реалиях цифровых систем бизнеса; автор предлагает выводить показатели деятельности персонала, т. е. визуализировать их, причем как управляющим, так и сотрудникам, что, по его мнению, позволит управлять мотивацией и задает перспективы влияния на сотрудника за счет отражения прогресса, производительности, качества и результатов работы [2].

Иными словами, как показывают современные научные исследования, наряду с обширной практикой применения в бизнесе, визуализированные данные позволяют сформировать наглядные (и что самое важное — объективные) представления о той или иной категории субъектов, процессов, операций, процедур, проектов, объектов анализа (и т. п.), связанных с бизнесом, что приобретает фундаментальную ценность в повышении качества управления, поддержки принятия управленческих решений, отслеживании достижения целей и др.

Учитывая вышеописанное, визуализация данных строится на воспроизводстве системы критериев, которые сгруппированы на рис. 2:

Критерии визуализации данных (составлено автором)

Рис. 2. Критерии визуализации данных (составлено автором)

Данные критерии фактически служат способом выбора данных, которые подходят для визуализации; такие данные, как правило, представляются в виде цифр, краткого текста, динамики показателей и их расшифровки, что позволяет применять данные для поддержки принятия управленческих решений. Исходя из обозначенных критериев, можно конкретизировать ключевые особенности визуализации данных, а именно:

Во-первых, соответствие принципам качества, поскольку только качественные данные способны обеспечить результативное и соответствующее ожиданиями их использование.

Во-вторых, ориентированность на субъекта пользования и его удобства, что обеспечит постоянство (систематичность) применения визуализированных данных в поддержке принятия управленческих решений.

В-третьих, функциональное отражение, выраженное в пояснении назначения, принадлежности данных, источников, с возможностью их проверки и отслеживания изменений.

Данные особенности позволяют эффективно визуализировать данные с упором на поддержку принятия управленческих решений, обеспечивают ценность данных на каждом из этапов цикла принятия решений, что исходит, по мнению А. И. Орлова, из необходимости согласования и соответствия критериям методологии принятия управленческих решений. Последняя, как отмечает автор, имеет некоторые характерные черты в бизнесе и строится на соответствии субъекту управления и имеющимся отработанным схемам подготовки управленческого решения, с критериями его оценки и поддержанием деятельности менеджера [7]. Иными словами, визуализация данных и специфика её реализации в бизнесе в задачах поддержки принятия управленческих решений исходит из необходимости обеспечить адаптацию под текущие процедуры, в целях повышения их качества, результативности, удовлетворения внешних запросов. Например, исходя из исследования Г. С. Малтугуевой и И. В. Орловой, при коллективном принятии решений вес мнения каждого из участников имеет равный характер; соответственно, при возникновении конфликтов, разногласий и противоречий принятие решений изменяется, проходит множество итераций, прорабатывается путем компромисса. Для целей принятия управленческого решения коллективом выделяется множество процедур проведения голосования [6]. Поэтому визуализация данных строится по принципам обеспечения данных процедур принятия решения и субъектов, участвующих в принятии решения, необходимой и значимой информацией. На примере традиционного цикла принятия управленческих решений можно сформулировать следующую роль визуализации данных на каждом из этапов (рис. 3):

Традиционный цикл принятия управленческих решений и роль визуализации данных в нем (составлено автором)

Рис. 3. Традиционный цикл принятия управленческих решений и роль визуализации данных в нем (составлено автором)

Исходя из рисунка 3, можно сделать вывод, что данные обеспечивают реальную поддержку принятия управленческих решений, а их визуализация позволяет облегчить процесс восприятия и доставки для субъектов, которые, оперируя данными, являются инициаторами оценки возможностей, формулирования альтернатив и их оценки с последующим итоговым принятием решения. Как отмечает А. В. Зимин, визуализация данных служит одним из инструментов бизнес-аналитики, наряду с методами математического моделирования, математической статистики, факторным анализом (и т. п.), который позволяет обеспечить гибкость управления предприятием, выявлять причинно-следственные связи, закономерности, опираться на реальное состояние бизнеса. Итогом визуализации данных и использование продвинутых методов и инструментов визуализации, по мнению автора, становится повышение качества принятия управленческих решений [4]. Причем фундаментальную роль в источниках данных приобретает внутренняя бухгалтерская и управленческая отчетность, на что указывают И. Н. Хромова, Е. В. Репко и А. А. Корчагина. Авторы отмечают, что качество принятия управленческих решений напрямую исходит из качества данных, соответствия управленческой отчетности субъектам управления, их целям, интересам и задачам. Так, визуализация данных рассматривается как один из способов простейшей их обработки, за которой скрывается эффективная доставка данных до управляющих, формируется перспектива роста качества управления [11]. Экстраполируя рассуждения вышеупомянутых авторов, отметим, что обратной стороной визуализации данных (вызовы визуализации) становится учет всего комплекса специфических особенностей и потребностей субъекта управления — данный процесс далеко не всегда возможен и доступен к реализации. Кроме того, вызовом является качество данных, их доступность, своевременность доставления, надежность хранения и защиты (конфиденциальность); удобство инструментария и т. п. Для обеспечения качественного применения данных и эффективной поддержки принятия управленческих решений сегодня все чаще применяются специализированные инструменты и программное обеспечение для визуализации данных.

Возникновение программного обеспечения визуализации данных — результат непрерывного роста соответствующего рынка; по информации mordorintelligence, в 2024 году рынок визуализации данных превысит отметку в 9,84 млрд. долл. США; а к 2029 году достигнет свыше 16,54 млрд. долл. США, при среднегодовом темпе роста свыше 10 %; исходя изданных отчета компании, визуализация данных наиболее перспективна в сфере электронной коммерции, в оптовой торговле, в задачах оптимизации цепочек поставок, в отслеживании динамики в режиме реального времени, в персонализации и т. д. Конкретно рынок инструментов визуализации данных является перспективным, поскольку обеспечивает доступность прикладных и самых востребованных универсальных функций визуализации, что является главной перспективой внедрения прикладного программного обеспечения визуализации данных в бизнес. Итогом постоянного роста и развития рынка визуализации данных становится распространение соответствующего инструментария и программного обеспечения среди бизнес-субъектов; крупнейшими игроками мирового рынка визуализации данных остаются Salesforce, Oracle, Microsoft, SAP, SAS и многие другие [1].

Так, данные компании представляют несколько ключевых и наиболее востребованных инструментов визуализации данных, сравнительный анализ которых представлен на рис. 4:

Сравнительный анализ современных инструментов визуализации данных (составлено автором по открытым данным)

Рис. 4. Сравнительный анализ современных инструментов визуализации данных (составлено автором по открытым данным)

Как можно заметить, различные инструменты подходят для различных задач, обладают характерными специфическими достоинствами и недостатками, которые исходят из особенностей функций и реализации программного обеспечения; для компании важно при выборе инструмента визуализации данных руководствоваться внутренними потребностями и интересами субъектов, участвующих в принятии управленческих решений, что становится одним из ключевых, но не единственных факторов выбора программного обеспечения (наряду со стоимостью, сложностью внедрения, объективной потребностью и т. д.). Вопросы формирования критериев и методик выбора современных инструментов визуализации данных для бизнеса остаются нерешенными и требуют уточнения, проведения дополнительных исследований, чему, вероятно, будут посвящены дальнейшие работы.

Заключение. Таким образом, перспективы применения инструментов визуализации данных в поддержке принятия управленческих решений сводятся к улучшению качества и эффективности реализации всех этапов цикла принятия управленческих решений, исходят из качества данных, их доступности и соответствия инструментов визуализации ориентирам, интересам и потребностям субъектов управления (т. е. менеджеров). Несомненным преимуществом визуализации данных в поддержке принятия управленческих решений в бизнесе становится повышение качества управления и переход к осознанному применению собираемой или генерируемой в бизнесе информации в коммерческих или связанных с ними целях (в том числе формирование конкурентных преимуществ, улучшение, оптимизация, рационализация, разработка стратегий, принятие оперативных решений и т. д.). Визуализация данных становится значительной частью бизнес-аналитики и позволяет «войти» в процессы отработки принципов применения данных в повышении качества функционирования бизнеса. Важнейшим и требующим проведения дополнительных исследований вопросом становится установление факторов выбора конкретных решений для визуализации данных, оценка целесообразности затрат и разработка методик оценки экономической эффективности применения инструментов визуализации данных, чему будут посвящены будущие исследования автора.

Литература:

  1. Анализ размера и доли рынка визуализации данных — тенденции роста и прогнозы (2024–2029 гг.) // URL: https://www.mordorintelligence.com/ru/industry-reports/data-visualization-applications-market-future-of-decision-making-industry
  2. Артамонов А. С. Перспективные решения в сфере мотивации персонала в цифровой экономике // Управленческое консультирование. 2019. № 5 (125). С. 105–113.
  3. Денисова М. Н., Железнов О. В. Разработка методики мониторинга ключевых показателей эффективности бизнес-процессов авиастроительного предприятия с использованием KPI monitor // Известия Самарского научного центра РАН. 2013. № 4–3. С. 675–682.
  4. Зимин А. В. Повышение гибкости управления предприятием за счет современных средств математического моделирования и визуализации данных // Вестник ЮУрГУ. Серия: Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника. 2015. № 1. С. 69–74.
  5. Индустрия 4.0. 35,5 % российских компаний решили использовать технологии больших данных // URL: https://trends.rbc.ru/trends/industry/65d5b0a19a79470b9c08a69a?from=copy
  6. Малтугуева Г. С., Орлова И. В. Подход к принятию управленческих решений коллективом // Вестник ИрГТУ. 2014. № 6 (89). С. 35–40.
  7. Орлов А. И. О разработке и принятии управленческих решений // Научный журнал КубГАУ. 2017. № 130. С. 1–31.
  8. Рябов А. О., Левинов М. О. История развития данных и бизнес анализа // Экономика и социум. 2017. № 12 (43). С. 941–949.
  9. Серебряник И. А., Надршин В. В. Бизнес-графика для покомпонентного сравнения: новые возможности // Дискуссия. 2016. № 10 (73). С. 45–49.
  10. Спиридонова Г. В., Мрочко В. Л. Цифровой маркетинг и специфика его применения в B2B-секторе // ЭСГИ. 2024. № 1 (41). С. 93–103.
  11. Хромова И. Н., Репко Е. В., Корчагина А. А. Управленческая отчетность как основа принятия управленческих решений // ЕГИ. 2022. № 42 (4). С. 427–431.
Основные термины (генерируются автоматически): визуализация данных, данные, решение, поддержка принятия, бизнес, инструмент визуализации данных, программное обеспечение, качество данных, научная литература, современный бизнес.


Ключевые слова

информация, управление, Принятие решений, поддержка принятия решений, Бизнес-аналитика, визуализация данных, данные в управлении, использование данных в бизнесе

Похожие статьи

Инновационный подход в управлении проектами

Проектное управление используется в качестве движущей силы экономического и социального развития путем формального применения принципов управления проектами. Многие концепции и проектные методы были разработаны академическими исследователями и успешн...

Перспективы и возможности использования теорий и методов менеджмента в подготовке специалистов по глобальному управлению

В статье дана оценка соответствия сформировавшихся на текущий момент теорий глобального управления потребностям практики решения современных глобальных проблем; рассмотрено одно из возможных направлений развития концепции глобального управления в рус...

Комплексный подход диагностики системы управления бизнес-процессами на примере проектного института ТОО BAZIS Engineering

В статье рассматривается и описывается комплексный подход диагностики системы управления бизнес-процессами: ключевые этапы, способы и инструменты анализа, методы и модели сбора, обработки и представления полученных данных. Анализируются и выявляются ...

Роль анализа данных в кибербезопасности

В статье рассматривается роль и значение анализа данных для обеспечения кибербезопасности. Отдельно в процессе исследования акцентировано внимание на преимуществах и отличиях аналитики безопасности от обычной системы управления информацией об угрозах...

Оценка современных систем образования: облачная, мобильная и дистанционная технологии

В работе проводится анализ современных технологий обучения, как один из методов повышения качества образования. Рассматриваются облачные, мобильные и дистанционные технологии. Разрабатывается программа системы оценивания данных технологий, на основе ...

Оценка эффективности методов оценки качества web-сервисов: тенденции и вызовы

В данной статье представлена комплексная оценка эффективности различных методов оценки качества веб-сервисов. Изучая и обобщая современную литературу, авторы выделяют значительные тенденции в развитии методов оценки и определяют ключевые проблемы в о...

Теоретические основы применения средств визуализации учебной информации на уроках в начальной школе

В данной статье обосновывается актуальность проблемы применения средств визуализации учебной информации в начальной школе. Рассматриваются основные понятия, такие как «визуализация», «средства обучения». Автор освещает принципы визуализации важные дл...

К вопросу об организационной модели развития образовательной организации на основе инноваций

Рассматривается проблема инновационного развития образовательных организаций. Анализируется соотношение между понятиями инновация, инновационная деятельность, инновационное управление. Обращено внимание на значимость инновационных изменений. Представ...

Применение систем управления задачами в контексте организационных изменений: анализ и перспективы

В настоящей научной статье произведен анализ использования системы управления задачами (СУЗ) в рамках процессов организационных изменений. Рассмотрены основные принципы и механизмы СУЗ, а также проанализированы факторы, влияющие на успешное внедрение...

Проблема инклюзивного образования в свете синергетического подхода

В статье рассмотрены аспекты развития инклюзивного образования в свете синергетического подхода, основные компоненты методологической модели, ее общая концепция. Синергетика как возможная основа моделирования инклюзивных процессов в образовательных с...

Похожие статьи

Инновационный подход в управлении проектами

Проектное управление используется в качестве движущей силы экономического и социального развития путем формального применения принципов управления проектами. Многие концепции и проектные методы были разработаны академическими исследователями и успешн...

Перспективы и возможности использования теорий и методов менеджмента в подготовке специалистов по глобальному управлению

В статье дана оценка соответствия сформировавшихся на текущий момент теорий глобального управления потребностям практики решения современных глобальных проблем; рассмотрено одно из возможных направлений развития концепции глобального управления в рус...

Комплексный подход диагностики системы управления бизнес-процессами на примере проектного института ТОО BAZIS Engineering

В статье рассматривается и описывается комплексный подход диагностики системы управления бизнес-процессами: ключевые этапы, способы и инструменты анализа, методы и модели сбора, обработки и представления полученных данных. Анализируются и выявляются ...

Роль анализа данных в кибербезопасности

В статье рассматривается роль и значение анализа данных для обеспечения кибербезопасности. Отдельно в процессе исследования акцентировано внимание на преимуществах и отличиях аналитики безопасности от обычной системы управления информацией об угрозах...

Оценка современных систем образования: облачная, мобильная и дистанционная технологии

В работе проводится анализ современных технологий обучения, как один из методов повышения качества образования. Рассматриваются облачные, мобильные и дистанционные технологии. Разрабатывается программа системы оценивания данных технологий, на основе ...

Оценка эффективности методов оценки качества web-сервисов: тенденции и вызовы

В данной статье представлена комплексная оценка эффективности различных методов оценки качества веб-сервисов. Изучая и обобщая современную литературу, авторы выделяют значительные тенденции в развитии методов оценки и определяют ключевые проблемы в о...

Теоретические основы применения средств визуализации учебной информации на уроках в начальной школе

В данной статье обосновывается актуальность проблемы применения средств визуализации учебной информации в начальной школе. Рассматриваются основные понятия, такие как «визуализация», «средства обучения». Автор освещает принципы визуализации важные дл...

К вопросу об организационной модели развития образовательной организации на основе инноваций

Рассматривается проблема инновационного развития образовательных организаций. Анализируется соотношение между понятиями инновация, инновационная деятельность, инновационное управление. Обращено внимание на значимость инновационных изменений. Представ...

Применение систем управления задачами в контексте организационных изменений: анализ и перспективы

В настоящей научной статье произведен анализ использования системы управления задачами (СУЗ) в рамках процессов организационных изменений. Рассмотрены основные принципы и механизмы СУЗ, а также проанализированы факторы, влияющие на успешное внедрение...

Проблема инклюзивного образования в свете синергетического подхода

В статье рассмотрены аспекты развития инклюзивного образования в свете синергетического подхода, основные компоненты методологической модели, ее общая концепция. Синергетика как возможная основа моделирования инклюзивных процессов в образовательных с...

Задать вопрос