Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 августа, печатный экземпляр отправим 3 сентября
Опубликовать статью

Молодой учёный

К вопросу об организационной модели развития образовательной организации на основе инноваций

Научный руководитель
Педагогика
26.03.2024
74
Поделиться
Аннотация
Рассматривается проблема инновационного развития образовательных организаций. Анализируется соотношение между понятиями инновация, инновационная деятельность, инновационное управление. Обращено внимание на значимость инновационных изменений. Представлены результаты исследования готовности педагогического состава к инновационным изменениям в образовательной организации, на основе которых были даны рекомендации по развитию кадрового потенциала.
Библиографическое описание
Быков, Н. В. К вопросу об организационной модели развития образовательной организации на основе инноваций / Н. В. Быков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 13 (512). — С. 207-209. — URL: https://moluch.ru/archive/512/112306/.


Рассматривается проблема инновационного развития образовательных организаций. Анализируется соотношение между понятиями инновация, инновационная деятельность, инновационное управление. Обращено внимание на значимость инновационных изменений. Представлены результаты исследования готовности педагогического состава к инновационным изменениям в образовательной организации, на основе которых были даны рекомендации по развитию кадрового потенциала.

Ключевые слова: инновация, инновационное управление, образовательная организация, технологии, анкетирование, педагогический коллектив, инновационная деятельность.

Объектом многих педагогических исследований стали инновационные педагогические системы и новаторская деятельность педагогов. Были выполнены исследования, развивающие идеи об инновационной деятельности как факторе развития общеобразовательной школы и системы образования в целом. В. Н. Аверкин, Л. И. Аттаева, Т. Н. Демина, Н. П. Корнюшкин, Н. М. Мартынова, С. Д. Намсараев, А. Б. Панышн, Л. С. Подымова, И. И. Проданов, Н. А. Садовский и другие отмечают, что система образования может развиваться за счет творчества, новаторства педагогов, внедрения новшеств, созданных в результате инновационного подхода к образовательной деятельности.

Термин «инновация» вошел в научный обиход в XIX веке, когда ученые-антропологи и этнографы стали использовать его для обозначения культурных изменений. В начале XX века экономист Й. А. Шумпетер ввел термин «инновация» в экономическую науку, определив его как процесс внедрения новых технологий, продуктов, услуг или организационных методов, приводящих к повышению эффективности производства или улучшению качества жизни.

В 30-е годы XX века американские психологи А. Адамс, А. Маслоу и Ф. Тейлор расширили понимание инноваций, включив в него не только технологические и экономические, но и социальные и управленческие изменения [7, с. 333].

Г. А. Акрамова под термином «инновация» понимает преднамеренное изменение окружающей среды, которое вводит новые устойчивые элементы, заставляющие систему перейти из одного состояния в другое [1, с. 5].

Н. В. Логвин охарактеризовал инновационную деятельность как совокупность принимаемых мер, которые способствуют внедрению инновационных процессов в различные уровни системы образования. В настоящее время инновационная деятельность выступает в качестве механизма развития всего образования [4, с. 60].

Р. В. Овчарова утверждает, что инновационные изменения в образовании могут повлиять на:

1) разработку и реализацию новых образовательных программ и методик, что может включать введение новых дисциплин, изменение содержания существующих, использование современных технологий;

2) обновление материально-технической базы, что предполагает оснащение образовательного учреждения современным оборудованием;

3) повышение квалификации педагогов, что необходимо в условиях инновационных изменений;

4) изменение управленческих структур и процессов, что может включать внедрение новых систем управления, оптимизацию структуры школы, изменение порядка распределения полномочий и ответственности между работниками [5].

Инновационные процессы, обеспечивающие развитие образовательной организации, требуют особую систему управления. Школа, развивающаяся на базе инновационных технологий, значительно отличается от учреждений, которые поддерживают установленный порядок работы.

Функционирование образовательной организации в инновационном режиме учитывает изменения в образовательной системе. Управление инновационным процессом предполагает управление изменениями в учебной системе. Более того при управлении инновациями в образовательном учреждении наблюдается потребность изменений в самой системе управления. Таким образом, регулирование инновационным процессом в школе подразумевает управление не отдельными новшествами, а всем комплексом изменений, которые охватывают как «управляемую, так и управляющую подсистему» [6, с. 12].

Анализ готовности педагогического коллектива к инновационным изменениям представляет собой значимый этап в процессе интеграции инноваций в образовательную организацию. Исследование позволяет оценить, в какой мере, педагогический коллектив готов к нововведениям, выявить как сильные, так и слабые стороны. Полученные данные позволят создать индивидуальные и групповые обучающие программы для педагогического состава, которые помогут приспособиться к новым методикам и технологическим программам.

Нами проведено изучение готовности педагогического состава начального общего образования МБНОУ «Лицея № 111» города Новокузнецка к инновационным изменениям в образовательной организации. В настоящее время образовательное учреждение является региональной инновационной площадкой, в которой на данный момент реализуется инновационный проект «Совершенствование социокультурного самоопределения личности в диалоге школы и семьи». Для того, чтобы определить инновационный потенциал педагогов нами была использована представленная В. И. Загвязинским в работе «Инновационные процессы в образовании» методика [3].

Также нами применялся опросник С. Ю. Степанова «Шкала готовности к творческо-инновационной деятельности». Нами был выявлен уровень готовности педагогического коллектива к инновационным изменениям в образовательной организации. В анкетировании приняли участие 10 педагогов начального общего образования. По результатам опроса мы выявили: 20 % с низким уровнем готовности, 30 % со средним и 50 % опрашиваемых обладают высоким уровнем готовности к инновационным изменениям в образовательном учреждении.

Таким образом, в МБНОУ «Лицея № 111» половина опрашиваемых готовы к инновационным изменениям, однако для второй половины требуется повышение уровня готовности к творческо-инновационной деятельности. Педагоги, которые активно внедряют инновации или имеют к этому потенциал, развивают свои лидерские качества, а также могут стать образцом для коллег, имеющих меньший потенциал, и поспособствуют формированию инновационной культуры во всём образовательном учреждении.

На основе полученных в ходе исследования данных, мы предлагаем несколько рекомендаций, которые могут помочь внедрению инноваций в образовательную организацию, а также развить потенциал её сотрудников:

— создание специальных площадок для обмена профессиональным опытом. Преподаватели, показавшие высокий уровень готовности к инновационной деятельности, могут поделится своей практикой, достижениями, разработками с другими учреждениями, а также перенять опыт других коллег, который может поспособствовать генерации новых идей. Педагогам со средним и низким уровнем готовности предоставится возможность взаимодействовать с учителями, имеющими опыт работы с инновациями, обращаться к теоретическим наработкам, также могут задать интересующие вопросы.

— обучение персонала. Необходимо обеспечить педагогическому составу доступ к современным технологиям и методикам. Несколько преподавателей с высоким уровнем готовности направить на переподготовку по направлению «Учитель-методист», которые впоследствии будут создавать новые методики, внедряющие инновации в образовательную организацию.

Таким образом, высококвалифицированные кадры играют важную роль во внедрении инноваций как во всю образовательную организацию, так и в образовательный процесс благодаря профессионализму, влиянию на коллег и обучающихся, умению адаптировать инновации к потребностям образовательного учреждения — всё это делает их важными элементами в развитии современного образования. В свою очередь, инновации в образовании необходимы для создания цифровой образовательной системы, которая будет оперативно реагировать на требования активно развивающегося общества.

Литература:

  1. Акрамова, Г. А. Инновации в образовательном процессе / Г. А. Акрамова, С. У. Каримов, А. У. Абдулхамидов. // Universum: психология и образование. — 2020. — № 3 (69). — С. 4–7. — Текст: электронный. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsii-v-obrazovatelnom-protsesse-1
  2. Долженко, Ю. Ю. Онлайн анкетирование как современный и эффективный способ исследования / Ю. Ю. Долженко, А. С. Позднякова. // ТДР. — 2015. — № 1. — С. 109–110. — Текст: электронный. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/onlayn-anketirovanie-kak-sovremennyy-i-effektivnyy-sposob-issledovaniya
  3. Загвязинский, В. И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука / В. И. Загвязинский. — Тюмень, 1990. — 98 с. — Текст: непосредственный. //Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. — Тюмень: 1990.
  4. Логвин, Н. В. Инновационная деятельность как элемент качества управления модернизацией региональных систем образования / Н. В. Логвин // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. — 2013. — № 3. — С. 60–63. — ISSN 1998–0817. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/288501
  5. Овчарова, Р. В. Технологии практического психолога образования / Р. В. Овчарова. — Москва: Глобус, 2001. — 406 с. — Текст: непосредственный.
  6. Сидоров, С. В. Формирование концепции управления инновационным процессом в сельской средней школе / С. В. Сидоров // Грани познания. — 2010. — № 3. — С. 12–18. — ISSN 9999–4982. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/290392
  7. Солдатова, А. О. Инновации в классификации прогрессивного развития / А. О. Солдатова // Проблемы современной экономики (Новосибирск). — 2011. — № 3 (1). — С. 333–338. — Текст: электронный. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsii-v-klassifikatsii-progressivnogo-razvitiya
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
инновация
инновационное управление
образовательная организация
технологии
анкетирование
педагогический коллектив
инновационная деятельность
Молодой учёный №13 (512) март 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 207-209):
Часть 4 (стр. 205-281)
Расположение в файле:
стр. 205стр. 207-209стр. 281

Молодой учёный