К вопросу об организационной модели развития образовательной организации на основе инноваций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (512) март 2024 г.

Дата публикации: 26.03.2024

Статья просмотрена: 51 раз

Библиографическое описание:

Быков, Н. В. К вопросу об организационной модели развития образовательной организации на основе инноваций / Н. В. Быков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 13 (512). — С. 207-209. — URL: https://moluch.ru/archive/512/112306/ (дата обращения: 21.11.2024).



Рассматривается проблема инновационного развития образовательных организаций. Анализируется соотношение между понятиями инновация, инновационная деятельность, инновационное управление. Обращено внимание на значимость инновационных изменений. Представлены результаты исследования готовности педагогического состава к инновационным изменениям в образовательной организации, на основе которых были даны рекомендации по развитию кадрового потенциала.

Ключевые слова: инновация, инновационное управление, образовательная организация, технологии, анкетирование, педагогический коллектив, инновационная деятельность.

Объектом многих педагогических исследований стали инновационные педагогические системы и новаторская деятельность педагогов. Были выполнены исследования, развивающие идеи об инновационной деятельности как факторе развития общеобразовательной школы и системы образования в целом. В. Н. Аверкин, Л. И. Аттаева, Т. Н. Демина, Н. П. Корнюшкин, Н. М. Мартынова, С. Д. Намсараев, А. Б. Панышн, Л. С. Подымова, И. И. Проданов, Н. А. Садовский и другие отмечают, что система образования может развиваться за счет творчества, новаторства педагогов, внедрения новшеств, созданных в результате инновационного подхода к образовательной деятельности.

Термин «инновация» вошел в научный обиход в XIX веке, когда ученые-антропологи и этнографы стали использовать его для обозначения культурных изменений. В начале XX века экономист Й. А. Шумпетер ввел термин «инновация» в экономическую науку, определив его как процесс внедрения новых технологий, продуктов, услуг или организационных методов, приводящих к повышению эффективности производства или улучшению качества жизни.

В 30-е годы XX века американские психологи А. Адамс, А. Маслоу и Ф. Тейлор расширили понимание инноваций, включив в него не только технологические и экономические, но и социальные и управленческие изменения [7, с. 333].

Г. А. Акрамова под термином «инновация» понимает преднамеренное изменение окружающей среды, которое вводит новые устойчивые элементы, заставляющие систему перейти из одного состояния в другое [1, с. 5].

Н. В. Логвин охарактеризовал инновационную деятельность как совокупность принимаемых мер, которые способствуют внедрению инновационных процессов в различные уровни системы образования. В настоящее время инновационная деятельность выступает в качестве механизма развития всего образования [4, с. 60].

Р. В. Овчарова утверждает, что инновационные изменения в образовании могут повлиять на:

1) разработку и реализацию новых образовательных программ и методик, что может включать введение новых дисциплин, изменение содержания существующих, использование современных технологий;

2) обновление материально-технической базы, что предполагает оснащение образовательного учреждения современным оборудованием;

3) повышение квалификации педагогов, что необходимо в условиях инновационных изменений;

4) изменение управленческих структур и процессов, что может включать внедрение новых систем управления, оптимизацию структуры школы, изменение порядка распределения полномочий и ответственности между работниками [5].

Инновационные процессы, обеспечивающие развитие образовательной организации, требуют особую систему управления. Школа, развивающаяся на базе инновационных технологий, значительно отличается от учреждений, которые поддерживают установленный порядок работы.

Функционирование образовательной организации в инновационном режиме учитывает изменения в образовательной системе. Управление инновационным процессом предполагает управление изменениями в учебной системе. Более того при управлении инновациями в образовательном учреждении наблюдается потребность изменений в самой системе управления. Таким образом, регулирование инновационным процессом в школе подразумевает управление не отдельными новшествами, а всем комплексом изменений, которые охватывают как «управляемую, так и управляющую подсистему» [6, с. 12].

Анализ готовности педагогического коллектива к инновационным изменениям представляет собой значимый этап в процессе интеграции инноваций в образовательную организацию. Исследование позволяет оценить, в какой мере, педагогический коллектив готов к нововведениям, выявить как сильные, так и слабые стороны. Полученные данные позволят создать индивидуальные и групповые обучающие программы для педагогического состава, которые помогут приспособиться к новым методикам и технологическим программам.

Нами проведено изучение готовности педагогического состава начального общего образования МБНОУ «Лицея № 111» города Новокузнецка к инновационным изменениям в образовательной организации. В настоящее время образовательное учреждение является региональной инновационной площадкой, в которой на данный момент реализуется инновационный проект «Совершенствование социокультурного самоопределения личности в диалоге школы и семьи». Для того, чтобы определить инновационный потенциал педагогов нами была использована представленная В. И. Загвязинским в работе «Инновационные процессы в образовании» методика [3].

Также нами применялся опросник С. Ю. Степанова «Шкала готовности к творческо-инновационной деятельности». Нами был выявлен уровень готовности педагогического коллектива к инновационным изменениям в образовательной организации. В анкетировании приняли участие 10 педагогов начального общего образования. По результатам опроса мы выявили: 20 % с низким уровнем готовности, 30 % со средним и 50 % опрашиваемых обладают высоким уровнем готовности к инновационным изменениям в образовательном учреждении.

Таким образом, в МБНОУ «Лицея № 111» половина опрашиваемых готовы к инновационным изменениям, однако для второй половины требуется повышение уровня готовности к творческо-инновационной деятельности. Педагоги, которые активно внедряют инновации или имеют к этому потенциал, развивают свои лидерские качества, а также могут стать образцом для коллег, имеющих меньший потенциал, и поспособствуют формированию инновационной культуры во всём образовательном учреждении.

На основе полученных в ходе исследования данных, мы предлагаем несколько рекомендаций, которые могут помочь внедрению инноваций в образовательную организацию, а также развить потенциал её сотрудников:

— создание специальных площадок для обмена профессиональным опытом. Преподаватели, показавшие высокий уровень готовности к инновационной деятельности, могут поделится своей практикой, достижениями, разработками с другими учреждениями, а также перенять опыт других коллег, который может поспособствовать генерации новых идей. Педагогам со средним и низким уровнем готовности предоставится возможность взаимодействовать с учителями, имеющими опыт работы с инновациями, обращаться к теоретическим наработкам, также могут задать интересующие вопросы.

— обучение персонала. Необходимо обеспечить педагогическому составу доступ к современным технологиям и методикам. Несколько преподавателей с высоким уровнем готовности направить на переподготовку по направлению «Учитель-методист», которые впоследствии будут создавать новые методики, внедряющие инновации в образовательную организацию.

Таким образом, высококвалифицированные кадры играют важную роль во внедрении инноваций как во всю образовательную организацию, так и в образовательный процесс благодаря профессионализму, влиянию на коллег и обучающихся, умению адаптировать инновации к потребностям образовательного учреждения — всё это делает их важными элементами в развитии современного образования. В свою очередь, инновации в образовании необходимы для создания цифровой образовательной системы, которая будет оперативно реагировать на требования активно развивающегося общества.

Литература:

  1. Акрамова, Г. А. Инновации в образовательном процессе / Г. А. Акрамова, С. У. Каримов, А. У. Абдулхамидов. // Universum: психология и образование. — 2020. — № 3 (69). — С. 4–7. — Текст: электронный. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsii-v-obrazovatelnom-protsesse-1
  2. Долженко, Ю. Ю. Онлайн анкетирование как современный и эффективный способ исследования / Ю. Ю. Долженко, А. С. Позднякова. // ТДР. — 2015. — № 1. — С. 109–110. — Текст: электронный. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/onlayn-anketirovanie-kak-sovremennyy-i-effektivnyy-sposob-issledovaniya
  3. Загвязинский, В. И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука / В. И. Загвязинский. — Тюмень, 1990. — 98 с. — Текст: непосредственный. //Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. — Тюмень: 1990.
  4. Логвин, Н. В. Инновационная деятельность как элемент качества управления модернизацией региональных систем образования / Н. В. Логвин // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. — 2013. — № 3. — С. 60–63. — ISSN 1998–0817. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/288501
  5. Овчарова, Р. В. Технологии практического психолога образования / Р. В. Овчарова. — Москва: Глобус, 2001. — 406 с. — Текст: непосредственный.
  6. Сидоров, С. В. Формирование концепции управления инновационным процессом в сельской средней школе / С. В. Сидоров // Грани познания. — 2010. — № 3. — С. 12–18. — ISSN 9999–4982. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/290392
  7. Солдатова, А. О. Инновации в классификации прогрессивного развития / А. О. Солдатова // Проблемы современной экономики (Новосибирск). — 2011. — № 3 (1). — С. 333–338. — Текст: электронный. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsii-v-klassifikatsii-progressivnogo-razvitiya
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная организация, инновационная деятельность, образовательное учреждение, изменение, педагогический состав, высокий уровень готовности, педагогический коллектив, уровень готовности, инновационное управление, инновационный процесс.


Похожие статьи

Инновационные методы преподавания для дошкольников

Статья посвящена описанию практического опыта педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации. Представлена модель инновационных методов, способствующих оптимизации образовательно-воспитательного процесса в ДОО. Системный учет, о...

Адаптация персонала на предприятии в современных условиях

В научной статье представлены результаты анализа характеристики адаптации персонала, как метода, обеспечивающего эффективную реализацию человеческого потенциала трудовых ресурсов организации. Рассмотрены теоретические аспекты понятия «адаптация персо...

Анализ процесса формирования мотивации к самообразованию у курсантов военных учебных заведений

В статье анализируются особенности формирования мотивации курсантов к самообразованию. Проанализирована актуальность феномена самообразования в условиях непрерывного образования и в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. По...

Оценка состояния научно-исследовательского кадрового потенциала: зарубежный опыт

В данной статье рассматривается оценка состояния научно-исследовательского кадрового потенциала, как базовой составляющей кадрового потенциала инновационной сферы. Проанализирован зарубежный опыт, позволяющий дать рекомендации для развития научно-исс...

Особенности модели интегративной образовательной среды дошкольного отделения и начальных классов гимназии

В статье рассматривается актуальный вопрос, касающийся модернизации системы образования, а именно — разработка и внедрение модели интегрированной образовательной среды в систему работы дошкольного отделения. Уделено внимание трехсторонней реализации ...

О проблеме совершенствования организационной структуры современной образовательной организации среднего общего образования

Рассматривается проблема совершенствования организационной структуры современной образовательной организации среднего общего образования. Анализируется соотношение между понятия организация, организационная структура и структура управления. Обращено ...

Перспективы применения инструментов визуализации данных в поддержке принятия управленческих решений

В исследовании обобщаются теоретические основы и перспективы применения инструментов визуализации данных в поддержке принятия управленческих решений в современном бизнесе. Рассматривается возрастающая роль данных в бизнес-аналитике, подчеркивается ме...

Актуальные аспекты гуманизации образования в высшем учебном заведении

Статья посвящена некоторым аспектам гуманизации образования. Автор рассматривает гуманизацию с точки зрения необходимости существенного изменения подхода к учебной деятельности, ориентации учебного процесса на развитие и саморазвитие личности, на при...

Тенденции, проблемы и перспективы оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности общеобразовательной организации

Статья рассматривает текущие тенденции, проблемы и перспективы оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности общеобразовательных организаций. В контексте современных вызовов, таких как цифровизация, социальная ответственность и глобализац...

Вариативная модель дополнительного образования как условие успешной самореализации обучающихся и педагогов

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Организация вариативной модели дополнительного образования как условие успешной самореализации обучающихся и педагогов». Описан механизм реализации дополнительного образования в з...

Похожие статьи

Инновационные методы преподавания для дошкольников

Статья посвящена описанию практического опыта педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации. Представлена модель инновационных методов, способствующих оптимизации образовательно-воспитательного процесса в ДОО. Системный учет, о...

Адаптация персонала на предприятии в современных условиях

В научной статье представлены результаты анализа характеристики адаптации персонала, как метода, обеспечивающего эффективную реализацию человеческого потенциала трудовых ресурсов организации. Рассмотрены теоретические аспекты понятия «адаптация персо...

Анализ процесса формирования мотивации к самообразованию у курсантов военных учебных заведений

В статье анализируются особенности формирования мотивации курсантов к самообразованию. Проанализирована актуальность феномена самообразования в условиях непрерывного образования и в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. По...

Оценка состояния научно-исследовательского кадрового потенциала: зарубежный опыт

В данной статье рассматривается оценка состояния научно-исследовательского кадрового потенциала, как базовой составляющей кадрового потенциала инновационной сферы. Проанализирован зарубежный опыт, позволяющий дать рекомендации для развития научно-исс...

Особенности модели интегративной образовательной среды дошкольного отделения и начальных классов гимназии

В статье рассматривается актуальный вопрос, касающийся модернизации системы образования, а именно — разработка и внедрение модели интегрированной образовательной среды в систему работы дошкольного отделения. Уделено внимание трехсторонней реализации ...

О проблеме совершенствования организационной структуры современной образовательной организации среднего общего образования

Рассматривается проблема совершенствования организационной структуры современной образовательной организации среднего общего образования. Анализируется соотношение между понятия организация, организационная структура и структура управления. Обращено ...

Перспективы применения инструментов визуализации данных в поддержке принятия управленческих решений

В исследовании обобщаются теоретические основы и перспективы применения инструментов визуализации данных в поддержке принятия управленческих решений в современном бизнесе. Рассматривается возрастающая роль данных в бизнес-аналитике, подчеркивается ме...

Актуальные аспекты гуманизации образования в высшем учебном заведении

Статья посвящена некоторым аспектам гуманизации образования. Автор рассматривает гуманизацию с точки зрения необходимости существенного изменения подхода к учебной деятельности, ориентации учебного процесса на развитие и саморазвитие личности, на при...

Тенденции, проблемы и перспективы оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности общеобразовательной организации

Статья рассматривает текущие тенденции, проблемы и перспективы оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности общеобразовательных организаций. В контексте современных вызовов, таких как цифровизация, социальная ответственность и глобализац...

Вариативная модель дополнительного образования как условие успешной самореализации обучающихся и педагогов

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Организация вариативной модели дополнительного образования как условие успешной самореализации обучающихся и педагогов». Описан механизм реализации дополнительного образования в з...

Задать вопрос