Кадровый потенциал инновационных процессов в образовательном пространстве | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Чичканова, Т. А. Кадровый потенциал инновационных процессов в образовательном пространстве / Т. А. Чичканова, Н. С. Искрин. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 163-166. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9273/ (дата обращения: 16.12.2024).



 

Изменение в социально-экономической области и соответствующая смена приоритетов повлекли в российской образовательной системе «волну» преобразований, которая характеризуется реализуемой на всех уровнях инновационной деятельностью, ставшей практически непрерывной. В этих условиях актуализируются задачи развития кадрового потенциала инновационных процессов, определения критериев готовности кадровых ресурсов к инновационной деятельности.

Обращение к этимологическому словарю (нем. potential, фр.potentiel, лат.potentia мощь, сила) и научной литературе позволяет проследить путь эволюции категории «потенциал» от понимания ее как физической величины до статуса понятия в педагогике и психологии. Прилагательное «инновационный» конкретизирует понимание потенциала в поле социально-профессиональной деятельности и рассматривает его как способность системы к трансформации существующего порядка вещей для удовлетворения потребностей субъекта-новатора (В. Ф. Жукова, С. В. Иванова, Б. П. Яковлев [1, с. 74]). В роли субъекта подразумевается и отдельная личность новатора, и коллективный вариант — целенаправленно созданная группа педагогов, педагогический коллектив конкретного образовательного учреждения, сообщество профессионалов и т. д. Так или иначе, но субъекты образовательного процесса выступают как основные его компоненты.

Следует отметить, что элементы инновационной деятельности проявляют себя в любом виде деятельности, если она не репродуктивна, направлена на развитие и повышение качества результата (например, процесс профессионального роста педагога). В этом заключается ее «двойственность», как считает М. В. Казачихина: она выступает и как самостоятельный вид, и как элемент всех видов деятельности [3, с. 79].

Повышенное внимание к вопросам активизации инновационного потенциала объясняется прямой зависимостью результата предпринятых управленческих действий по осуществлению инновационной деятельности образовательного учреждения от подготовленности участников этого процесса, от их способности «принять и воплотить цели на практике», что определяет направленность организационных усилий — на развитие этих способностей. Н. Ф. Ильина считает вполне справедливой трактовку инновации ГИ. Герасимовым, Л. В. Илюхиной: это «целенаправленная реализация того потенциала, который заключен в творчестве личности» [2, с. 53–54].

Рассматривая потенциал инноваций как интегрированное явление, исследователи дают характеристики каждому из его составляющих: педагогу, учреждению образования и его руководителю. Так, инновационный потенциал педагога находит выражение в его практической деятельности, проявляясь в желании развиваться и искать собственные пути решения образовательных задач, творчески подходить к воплощению других авторских инновационных находок; в способности генерировать «новое» и моделировать это в реальной практике; в открытости и позитивном принятии «нового» [2, с. 54].

Эффективное развитие инновационного потенциала образовательного учреждения (организации) может осуществляться, по мнению С. В. Ивановой, в двух направлениях: в непосредственном развитии «своих» педагогов и/или развития связей педагогического коллектива с другими профессиональными сообществами [1, с. 75]. На уровне педагога, считает Н. Ф. Ильина, он состоит в «разрешении индивидуальных образовательных дефицитов», которые создаются в ходе инновационной деятельности. Условиями успешного развития в этом случае становятся: компетентностный подход как основа развития; непрерывность инновационной деятельности (решение поставленных задач и постановка новых); участие педагога «в специально организованных рефлексивно-аналитических, проектировочных и образовательных мероприятиях (событиях)»; сопровождение инновационного процесса на основе решения педагогом присущих этому виду деятельности задач; формирование у педагога представлений об образе отделенного будущего, совместное проектирование будущей деятельности, создание условий для освоения педагогом соответствующих знаний, умений и методов [2, с. 54].

Факультет начального образования ПГСГА в рамках направления подготовки «Педагогическое образование» и профилей «Дошкольное образование» и «Начальное образование», «Начальное образование» и «Информатика», «Начальное образование» и «Иностранный язык» осуществляет подготовку будущих воспитателей и педагогов дошкольных образовательных организаций (далее — ДОО), педагогов начальной школы. При разработке учебных программ учитывались факторы, которые обеспечивают готовность будущих бакалавров педагогики к инновационной деятельности [6, с. 170]. К ним в период обучения исследователи относят: осознание правильности выбора будущей профессии (рефлексивная деятельность во время обучения особенно активно проявляется после «пробы сил» на практике в ДОО, школах); постоянное обогащение опыта практической работы для развития умений и навыков инновационной деятельности; интеграция аудиторной и внеаудиторной работы; активное участие в создании инновационной среды как результат проявления (и развития) способности целеустремленно, ответственно и творчески трудиться. В рамках профессиональной деятельности указываются факторы: наличие устойчивой мотивации к инновационной педагогической деятельности; понимание специфики и структуры этого процесса, знание требований к современным учебным видам деятельности, самостоятельное изучение и реализация теоретической базы, опыта учителей-новаторов; осуществление оценки результатов своей работы.

Основной акцент при организации образовательного процесса следует уделять, уверена М. В. Казачихина, развитию у студентов установки на инновационную деятельность как процесса и результата самопознания, личностного развития, изменения отношения к себе как субъекту образования. Этот процесс должен осуществляться в условиях реализации психолого-педагогических технологий, дающих «опыт проживания» и, соответственно, его обогащения, что заметно мотивирует и ускоряет процесс самосовершенствования [3, с. 80].

Составляющей готовности к инновационной деятельности педагога является такое важное качество, как способность определять актуальные проблемы образования, находить и осуществлять оптимальные способы решения этих проблем. З. И. Сангаджиева предлагает в качестве критериев готовности определить: понимание педагогом необходимости в инновациях, уверенности в позитивном результате их реализации, готовность технологическая и психологическая (к творчеству и преодолению творческих неудач), умение согласовывать личные цели с инновационной деятельностью, находить и оценивать положительное в своем предыдущем опыте, рефлексировать. Соответственно, условиями формирования готовности педагога к инновациям, например, учителя начальных классов, могут выступать: мотив включения в деятельность, знаниевый компонент (о потребностях и возможностях развития образовательной практики), компетентность в области педагогической инноватики. Исследователь предлагает оптимальный алгоритм формирования инновационной деятельности: 1) освоение («отработка») традиционной методической работы в начальной школе и изучение современных методических систем обучения детей; 2) знакомство на практике с альтернативами в образовании и их фрагментарное применение в своей педагогической деятельности; 3) освоение и «адаптация» одной из систем обучения в своем образовательном учреждении; 4) усовершенствование освоенной инновационной практики или создание новой, собственной [5].

Для повышения результативности инновационной деятельности, ее «безболезненного» охвата максимального количества участников следует учитывать проблемы осуществления инноваций (отслеживать, анализировать, классифицировать показатели). Понимание проблем дает возможность изменения условий профессиональной деятельности в направлении повышения их комфортности и адекватности задачам преобразований.

Этот вопрос стал предметом изучения Л. С. Подымовой и Л. А. Дьяковой, которые провели анализ результатов анкетирования педагогов ДОО [4, с. 118–120]. Данные опросов работников детских садов в провинциальных российских городах показали, что в целом реципиенты поддерживают реформирование (76 % москвичей и представителей московской области, что примерно совпадает с показателями в провинции — 79 %). Но оставшийся процент демонстрирует достаточно серьезный уровень напряженности, недоверия к новшествам (впрочем, за последние три года этот процент стал ниже). Особое внимание в статистических исследованиях уделяется вопросу мотивации педагогов, которая, как показывают результаты опросов, может быть разной. Она определяется текущими и стратегическими потребностями: получение дополнительного материального поощрения; невозможность отказа от участия; способ завоевания уважения в коллективе, профессиональный долг; установка на саморазвитие и на достижение лучшего профессионального результата (последняя определяет высокий уровень готовности педагога к инновационной деятельности [5]). Если обратиться к статистике, то причинами введения новшеств педагоги считают стремление соответствовать реалиям времени, интерес к новым знаниям и технологиям — по 28 %, совершенствование процесса обучения — 24 %. Финансовые потребности также были отмечены, хотя и заметно меньшим процентом (этот момент скорее актуален для публикационной активности педагога). При этом 24 % педагогов не показали стремления к инновациям, считая «все новое хорошо забытым старым».

Отчасти решение проблемы мотивации и поиска образцов инноваций решает предоставленная социальными сетями возможность создания профессиональных сообществ в интернете. Доступность и практическая ориентированность размещенных там материалов служат дополнительным стимулом для работы воспитателей (84 % респондентов указали интернет как «источник идей»). Результаты анкетирования студентов старших курсов, уже имеющих опыт практической деятельности, показали их готовность (согласие) на инновации только в 12 % ответах. Остальные указали на то, что возможность введения новшеств напрямую зависит от административного решения, и если руководство ДОО не поддерживает проявление инициативы, то на преодоление возникающих объективных и субъективных трудностей время найти достаточно сложно. После первого года самостоятельной профессиональной деятельности уже 56 % стажеров показывают стремление к инновационной деятельности и демонстрируют ее высокие результаты. В этом случае можно говорить об актуализации проблемы выявления зависимости инноваций от характера, последовательности нормативных указаний административного корпуса, качественного уровня и содержания региональной образовательной среды.

Анализ публикаций, обобщающих опыт внедрения инновационных технологий, новшеств в образовательную практику, изучающих теоретические, организационные и методические вопросы развития кадрового потенциала инновационных процессов позволяют получить представление о разнообразии подходов в стратегии и тактике в этой области, выявить проблемы, определить направления дальнейшего движения. В целом, анализ статей в научных изданиях, результатов опросов (которые, к слову, представлены в печати недостаточно широко, чтобы можно было сделать показательный срез «обратной связи» проводимых инновационных мероприятий) свидетельствует об активном поиске в этой области: изучаются различные аспекты (частные как неотъемлемая часть общих) подготовки кадров к инновационной деятельности; методы оценивания кадрового потенциала, политики на уровне государства, региона, отдельного учреждения образования; формы трансляции инновационного опыта; роль повышения квалификации в развитии инновационной образовательной среды; зависимость качества образования и активности инновационной деятельности; модель подготовки педагога-новатора; т.д. На выше перечисленные вопросы пока нет однозначных ответов (представлен отдельный успешный опыт, реализованный в конкретных обстоятельствах), не все риски определены и учитываются в практике, больше делается акцент на организационных моментах при слабом анализе субъективного фактора на каждом из уровней реализации инноваций в системе образования.

 

Литература:

 

1.                  Иванова С. В. Потенциал инноваций и проблема повышения качества педагогического образования [Текст]/ С. В. Иванова // Человек и образование. — 2013. — № 2 (35). — С. 74–78.

2.                  Ильина Н. Ф. Развитие инновационного потенциала образовательного учреждения [Текст]/ Н. Ф. Ильина // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2009. — № 5. — С. 53–56.

3.                  Казачихина М. В. Развитие у педагогов установки на инновационную деятельность в процессе повышения квалификации [Текст]/ М. В. Казачихина // Педагогическое образование в России. — 2012. — № 4. — С. 79–83.

4.                  Подымова Л. С. Воспитатель дошкольных образовательных учреждений в «зеркале инноваций» [Текст]/ Л. С. Подымова, Л. А. Дьякова // Вестник Череповецкого государственного университета. — 2012. — № 3. — Т. 1. — С. 117–120.

5.                  Сангаджиева З. И. Условия формирования готовности будущих учителей начальной школы к инновационной деятельности / З. И. Саганджиева // Вестник Майкопского государственного технологического университета. — 2012. — № 4. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-formirovaniya-gotovnosti-buduschih-uchiteley-nachalnoy-shkoly-k-innovatsionnoy-deyatelnosti/

6.                  Юнусова Д. И. Подготовка будущих учителей математики к инновационной педагогической деятельности / Д. И. Юнусова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. — 2012. — № 1 (21). — С. 164–173.

Основные термины (генерируются автоматически): инновационная деятельность, образовательное учреждение, инновационный потенциал, кадровый потенциал, начальная школа, образовательная практика, образовательный процесс, педагогический коллектив, практическая деятельность, профессиональная деятельность.

Похожие статьи

Развитие инновационной составляющей экономики на региональном уровне

Инновационные формы профессиональной ориентации школьников в образовательной среде

Траектории кластерного взаимодействия в системе профессиональной подготовки педагога

Человеческий капитал как конкурентный фактор развития инновационной экономики региона

Развитие инновационной деятельности в условиях модернизации экономики

Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в профессиональном обучении

Анализ и перспективы развития рынка общественного питания в региональных условиях

Развитие творческого мышления дошкольников в режиме проектной деятельности

Инновационные технологии в образовательном процессе

Развитие инновационной деятельности на современных предприятиях в условиях модернизации экономики

Похожие статьи

Развитие инновационной составляющей экономики на региональном уровне

Инновационные формы профессиональной ориентации школьников в образовательной среде

Траектории кластерного взаимодействия в системе профессиональной подготовки педагога

Человеческий капитал как конкурентный фактор развития инновационной экономики региона

Развитие инновационной деятельности в условиях модернизации экономики

Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в профессиональном обучении

Анализ и перспективы развития рынка общественного питания в региональных условиях

Развитие творческого мышления дошкольников в режиме проектной деятельности

Инновационные технологии в образовательном процессе

Развитие инновационной деятельности на современных предприятиях в условиях модернизации экономики