В статье автор исследует вопросы привлечения к бюджетно-правовой ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
Ключевые слова: бюджетное законодательство, ответственность, Бюджетный кодекс Российской Федерации.
Вопрос охраны бюджета Российской Федерации из года в год стоит на приоритетном месте, не только в связи с тем, что в указанной сфере совершается достаточное количество правонарушений и преступлений, но и потому, что эффективное управление государством, а также стабильность его финансовой системы во многом определяется способностью обеспечить, а в некоторых случаях императивно принудить участников бюджетных правоотношений, соблюдать предписания действующего законодательства. В связи с указанным законодателем и органами исполнительной власти разрабатывается и применяется большой комплекс мер, направленных на осуществление контроля за расходованием бюджетных ассигнований по его целевому назначению.
Совершение правонарушений в сфере бюджетного законодательства в зависимости от характера и степени общественной опасности влекут за собой применение мер государственного принуждения, к коим относятся: уголовная, административная и гражданско-правовая ответственности, в том числе и к бюджетно-правовой.
Прежде чем перейти к некоторым аспектам привлечения к бюджетно-правовой ответственности за совершение правонарушения в сфере бюджетного законодательства, необходимо дать определение термину «бюджетное правонарушение».
Анализируя действующее законодательство, необходимо обратиться к Бюджетному кодексу Российской Федерации, а именно к ст. 306.1 БК РФ. В указанной статье, законодателем как раз дается определение рассматриваемого понятия, из которого следует, что под бюджетным правонарушением признаётся противоправное виновное деяние, выразившееся в ненадлежащем исполнении участником бюджетного правоотношения обязанностей, предусмотренных нормами бюджетного законодательства. [1]
В свою же очередь, привлечение субъекта бюджетных правоотношений к бюджетно-правовой ответственности означает применение к участнику бюджетного процесса за совершенное им нарушение норм бюджетного законодательства бюджетных мер принуждения.
Бюджетное правонарушение состоит из 4 элементов, к которым относятся: субъект, объект, субъективная сторона, объективная сторона.
Справедливо будет заметить тот факт, что законодатель не оставляет открытым вопрос о том, кто будет являться субъектом бюджетного правонарушения, а дает его четкий перечень, закрепляя его в ст. 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исходя из положений, закреплённых в названной выше статье, субъектами бюджетного правонарушения являются:
– высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации — местная администрация;
– финансовый орган — орган управления государственным внебюджетным фондом;
– главный администратор бюджетных средств;
– администратор бюджетных средств;
– государственный (муниципальный) заказчик.
Субъективной стороной бюджетного нарушения является вина, которая может быть выражена как в форме умысла, так и в форме неосторожности.
Объектами нарушения бюджетного законодательства выступают бюджетная система, бюджетный процесс Российской Федерации и перераспределение бюджетных средств между бюджетами разного уровня.
Объективной стороной нарушения бюджетного законодательства является совершение противоправных действий (бездействий) субъектами бюджетных правоотношений.
Законодателем кроме четкого перечня субъектов бюджетного правонарушения, дан такой же строгий список составов бюджетных правонарушений, к которому относится:
– нецелевое использование бюджетных средств (статья 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
– невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита (статья 306.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
– неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом (статья 306.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
– нарушение условий предоставления бюджетного кредита (статья 306.7 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Санкции, которые применяются за бюджетные нарушения именуются бюджетными мерами принуждения. Пунктом 2 статьи 306.2 Бюджетного кодекса РФ предусмотрены следующие бюджетные меры принуждения:
– взыскание средств, предоставленных из одного бюджета другому;
– взыскание платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюджета другому;
– взыскание пеней за несвоевременный возврат средств бюджета;
– приостановление (сокращение) предоставления МБТ (за исключением субвенций).
При этом законодатель указывает, что наряду с бюджетными мерами принуждения могут применяться и иные меры ответственности.
Возвращаясь к бюджетным правонарушениям, необходимо отметить, что чаще всего совершается такое бюджетные правонарушение как нецелевое расходование бюджетных средств, предусмотренное ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, о чем заявил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в своем Послании Федеральному собранию. Кроме того, В. В. Путин, считает, что нецелевое использование бюджетных средств в некоторых отраслях — это «прямой удар по национальной безопасности». [2]
Указанные слова Президента Российской Федерации подтверждаются цифрами, опубликованными на официальных порталах. Так, согласно статистическим данных за 2004–2008 года нецелевое расходование бюджетных средств составило 13 321, 5 млн. руб. [3], за 2016 год из-за нецелевого расходования бюджетных средств бюджет страны потерял 19 млрд. рублей. [4]
Вместе с тем, председатель Счетной палаты Российской Федерации
А. Л. Кудрин в своем докладе президенту Российской Федерации Путину В. В. о результатах работы Счетной палаты за 2020 год указал, что нецелевое использование бюджетных средств, нарушение бухгалтерского учета составило около 50 млрд. рублей. [5]
Таким образом, бюджет Российской Федерации — часть бюджетной системы России, которая предназначена для обеспечения задач и функций государства. Важность корректного и целевого распределения и расходования бюджетных средств, поступивших в бюджет страны, сложно преувеличить, в связи с чем комплекс мер, которые принимаются законодателем и применяются органами исполнительной власти в части соблюдения норм бюджетного законодательства как нельзя актуален и никогда себя не исчерпает, а лишь будет совершенствоваться дабы снизить уровень совершаемых правонарушений в указанной сфере.
Литература:
1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.06.2024) // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/doc. (дата обращения 05.06.2024).
2. Послание Президента РФ Федеральному собранию на 2015 год от 04.12.2014 г. РГ № 278 от 05.12.2014.
3. Ефремов Р. С. К вопросу о пределах криминализации отдельных общественно опасных посягательств на бюджетные правоотношения // Пенитенциарная наука. 2010. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-predelah-kriminalizatsii-otdelnyh-obschestvenno (дата обращения 05.06.2024).
4. Лисенкова Н. А. Нецелевое расходование бюджетных средств // Проблемы науки. 2018. № 2 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/netselevoe-ras (дата обращения 05.06.2024).
5. Российская газета «Путину доложили о расходовании бюджетных средств» // URL: https://rg.ru/2020/08/19/putinu-dolozhili-o-necelevom-ispolzovanii-biudzhetnyh-sredstv.html (дата обращения 05.06.2024).