В статье рассмотрена тема бюджетно-правовой ответственности за нарушение бюджетного законодательства в Российской Федерации, порядок привлечения к ответственности и бюджетные меры принуждения за бюджетные нарушения. Указаны недостатки правового регулирования вопросов привлечения к ответственности и разработаны предложения по совершенствованию бюджетного законодательства, регулирующего вопросы привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
Ключевые слова : бюджетное право, бюджетное законодательство, Бюджетный кодекс Российской Федерации, бюджетное нарушение, бюджетно-правовая ответственность, ответственность за нарушение бюджетного законодательства, правовые нормы, юридическая ответственность, судебный акт.
В связи с большим ростом правонарушений в сфере образования и расходования бюджетных средств важной проблемой функционирования бюджетной системы Российской Федерации является проблема ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
Однако ответственность за нарушение бюджетного законодательства недостаточно разработана в российском праве.
И это несмотря на то, что бюджет является средством государственного управления, а также решения текущих и перспективных задач, стоящих перед обществом: задачи обороны, сохранения окружающей среды, поддержки экономических субъектов, развития духовной сферы общества, поднятия уровня жизни бедных слоев населения [4].
И только включение в БК РФ Части IV, которая посвящена правовому регулированию ответственности за нарушение бюджетного законодательства, поможет эффективнее решить данный вопрос.
Проблема эффективного использования бюджетных средств, по мнению кандидата юридических наук Вершило Т. А, связана не только с неэффективностью института ответственности за нарушение бюджетного законодательства, предусмотренного БК РФ, но и с усилением борьбы с коррупцией в бюджетной сфере [3].
Поэтому очень актуальны на сегодняшний день вопросы, касающиеся правового регулирования ответственности за нарушение бюджетного законодательства, решить которые можно только путём совершенствования бюджетного законодательства.
Бюджетно-правовая ответственность выступает главным гарантом реализации бюджетного обеспечения, социальной стабильности в бюджетной сфере, « механизмом охраны правопорядка, соблюдения финансовой дисциплины» [10], охраны общества от нарушений бюджетного законодательства.
Нормативно-правовой основой бюджетной ответственности является БК РФ, законы о бюджете .
Бюджетно-правовая ответственность заключается в применении бюджетных мер принуждения к субъектам бюджетных правоотношений, которые допустили нарушение бюджетного законодательства и несут определенные отрицательные последствия финансового характера.
Субъектами бюджетной ответственности являются органы государственной власти, местного самоуправления, организации, предприятия, учреждения.
Цель бюджетно-правовой ответственности — наказание нарушителя бюджетного законодательства и восстановление правопорядка в бюджетной сфере Российской Федерации.
Но в БК РФ отсутствуют нормативное определение «бюджетная ответственность», однако разработаны бюджетные нарушения и государственные бюджетные меры принуждения. Исходя из этого,
Бюджетно-правовую ответственность можно рассмотреть в двух аспектах: ретроспективном (за совершённые негативные действия, за неисполнение бюджетно-правовой ответственности) и позитивном, то есть перспективном (за последующие действия).
Позитивная бюджетная ответственность — это положительное отношение субъектов бюджетных правоотношений к правовым предписаниям, к исполнению своих обязанностей, установленных БК РФ [1].
Прав Маркелов Ф.В., который считает, что «для обеспечения и развития ответственного отношения субъектов к своим правам и обязанностям в рамках бюджетных правоотношений немаловажное значение имеет развитие положений о стимулах» [8].
По его мнению, стимулировать нужно получателей бюджетных средств, которые имели высокую эффективность в использовании бюджетных средств за предыдущий финансовый год, а также необходимо снижать процентные ставки при бюджетном кредитовании.
Бюджетное нарушение является фактическим основанием бюджетной ответственности.Необходимо отметить, что в БК РФ нет определения состава бюджетного нарушения.
Но, чтобы привлечь к ответственности за совершение бюджетного нарушения, применить бюджетные меры принуждения, надо установить наличие состава бюджетного нарушения. Однако все правонарушения, в том числе и бюджетные, имеют свой состав, хотя БК РФ не конкретизирует состав бюджетных нарушений. Но учёные в своих исследованиях выделяют такие элементы состава бюджетного нарушения: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.
Объектами нарушения бюджетного законодательства выступают бюджетная система, бюджетный процесс Российской Федерации и перераспределение бюджетных средств между бюджетами разного уровня.
Объективной стороной нарушения бюджетного законодательства является совершение противоправных действий (бездействий) субъектами бюджетных правоотношений.
Однако у учёных-исследователей нет единого мнения относительно субъектов бюджетного нарушения. Например, Карпов Э. С. считает, что субъектом бюджетных нарушений может быть только юридическое лицо. И должностные лица, виновные в совершении правонарушений, при наличии оснований могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности [5].
Маркелов Ф. В. субъектами бюджетных нарушений считает государство, органы государственной власти и местного самоуправления, Банк России, кредитные организации, бюджетные организации, физические лица. Автор отмечает недостатки действующего бюджетного законодательства, подчеркивая при этом, что оно при определении субъектов бюджетных нарушений не учитывает предметности правового регулирования, а всё это оказывает негативное влияние на эффективность соответствующего института бюджетного права [9].
Но, несмотря на разногласия исследователей по данному вопросу, БК РФ всё-таки в какой-то мере конкретизирует круг субъектов бюджетного нарушения.
Субъективной стороной бюджетного нарушения является вина, которая может быть выражена как в форме умысла, так и в форме неосторожности.
Но бюджетная ответственность может наступить даже при отсутствии субъективной стороны состава бюджетного нарушения. Однако такой подход законодателя не в полной мере соответствует принципам бюджетной ответственности. Ведь бюджетное нарушение должно быть признано только тогда, когда есть все признаки его состава: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.
БК РФ предусматривает бюджетную ответственность за следующие бюджетные нарушения: — нецелевое использование бюджетных средств (статья 306.4.); — невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита (статья 306. 5.); — неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом (статья 306. 6.); — нарушение условий предоставления бюджетного кредита (статья 306.7.).
Надо отметить, что чаще всего совершаются бюджетные нарушения, предусмотренные статьёй 306.4. — нецелевое использование бюджетных средств. На это особо обратил своё внимание Президент Российской Федерации в своём Послании Федеральному Собранию. Он считает, что нецелевое использование бюджетных средств в некоторых отраслях — это «прямой удар по национальной безопасности» [2].
За совершение бюджетного нарушения применяются бюджетные меры принужденияксубъектам бюджетного процесса согласно статье 306.2. Часть. IV Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Однако относительно бюджетных мер принуждения у законодателей также нет единого мнения.
Карпов Э. С. считает, что совершение бюджетного нарушения влечет применение к нарушителю мер бюджетной ответственности [6].
Макарова Н. С. бюджетные меры принуждения классифицирует на пресекательные, предупредительные, правовосстановительные и меры бюджетно-правовой ответственности [7].
Бюджетные меры принуждения за совершение бюджетного нарушения согласно статье 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации применяются к субъектам бюджетного процесса.
За совершение бюджетных нарушений привлечение к бюджетным мерам принуждения производится в особой процессуальной форме и осуществляется в том порядке, который закреплён бюджетным законодательством РФ.
В результате проведённого исследования бюджетно-правовой ответственности необходимо внести ряд предложений по совершенствованию бюджетного законодательства.
Во-первых, в связи с тем, что в БК РФ отсутствует понятие бюджетной ответственности, надо закрепить дефиницию «бюджетной ответственности» в БК РФ.
Во-вторых, чтобы привлечь к ответственности за совершение бюджетного нарушения, применить бюджетные меры принуждения, надо установить наличие состава бюджетного нарушения. Но БК РФ не использует термин «состав бюджетного нарушения». Поэтому необходимо внести в БК РФ специальное понятие «состав бюджетного нарушения».
В-третьих, надо устранить правовые коллизии, имеющиеся в БК РФ, противоречащие не только внутренним нормам БК РФ, но и другим НПА, которые регулируют бюджетные отношения в бюджетной сфере Российской Федерации.
А также необходимо расширить и ужесточить меры бюджетно-правовой ответственности за каждое нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации в целях финансовой безопасности государства.
Литература:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации. Москва. Проспект. 2019.
- Послание Президента РФ Федеральному Собранию на 2015 год от 04.12.2014 г. РГ. № 278. 05.12.2014.
- Вершило Т. А. К вопросу о правовых проблемах эффективного использования бюджетных средств. Москва. Финансовое право. 2013. № 12. С. 21–25.
- Горбунова О. Н., Селюков А. Д., Другова Ю. В. Бюджетное право России. Учебное пособие. Москва. КноРус. 2002. С. 7.
- Карпов Э. С. Государственный финансовый контроль в уголовно-исполнительной системе (финансово-правовой аспект). Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва. 2009.
- Карпов Э. С. К вопросу о самостоятельности бюджетной ответственности. Современная юриспруденция: тенденции развития. Новосибирск. Сборник материалов международной заочной научно-практической конференции. 2012. С. 90.
- Макарова Н. С. Виды и особенности применения бюджетно-правовых санкций за бюджетные правонарушения. Москва. Российский судья. 2004. № 6. С. 32.
- Маркелов Ф. В. Ответственное использование бюджетных средств как позитивная составляющая бюджетно-правовой ответственности. Москва. Финансовое право. 2006. № 4. С. 29–31.
- Маркелов Ф. В. Проблемы формирования института бюджетно-правовой ответственности. Москва. Право и государство. 2006. № 2. С.95–104.
- Пешкова Х. В. Принципы бюджетного права и бюджетное устройство России. Москва. Финансовое право. Юрист. 2010. № 11.