В статье рассматривается понятие и содержание административной ответственности за нарушения требований пожарной безопасности в Российской Федерации. Анализируются нормативные правовые акты, определяющие пожарную безопасность, а также существующие подходы к юридической ответственности. Выявлены проблемы правоприменительной практики и предложены пути совершенствования законодательства. Основываясь на теоретических и практических аспектах, сформулированы рекомендации по повышению эффективности системы административной ответственности в сфере пожарной безопасности.
Ключевые слова: пожарная безопасность, административная ответственность, юридическая ответственность, нормативно-правовые акты, правопорядок
This article examines the concept and content of administrative responsibility for violations of fire safety requirements in the Russian Federation. It analyzes the normative legal acts defining fire safety and existing approaches to legal responsibility. Problems in law enforcement practices are identified, and ways to improve legislation are proposed. Based on theoretical and practical aspects, recommendations are formulated to enhance the effectiveness of the administrative responsibility system in the field of fire safety.
Keywords: fire safety, administrative responsibility, legal responsibility, normative legal acts, law and order
Обеспечение пожарной безопасности является одним из приоритетных направлений государственной политики, направленной на защиту жизни и здоровья граждан, сохранение материальных ценностей и охрану окружающей среды. Нарушения требований пожарной безопасности создают серьёзные предпосылки для возникновения пожаров, которые могут привести к катастрофическим последствиям как для отдельных лиц, так и для общества в целом. В данном контексте механизм административной ответственности за подобные нарушения приобретает особую значимость, выступая важным инструментом государственного воздействия на правонарушителей.
Административная ответственность за нарушения требований пожарной безопасности представляет собой особый вид юридической ответственности, установленной нормами административного права. Она выражается в применении к виновным лицам мер административного наказания, предусмотренных законодательством, с целью восстановления нарушенного правопорядка, предупреждения новых правонарушений и формирования правопослушного поведения в обществе. Данный вид ответственности отличается специфическими особенностями, обусловленными характером правонарушений в сфере пожарной безопасности и необходимостью оперативного реагирования на них.
В российском законодательстве понятие пожарной безопасности изложено в Федеральном законе от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее — Федеральный закон № 69-ФЗ) [2] и Федеральном законе от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — Федеральный закон № 123-ФЗ) [3].
Федеральный закон № 69-ФЗ определяет пожарную безопасность как состояние защищённости личности, имущества, общества и государства от пожаров, тогда как Федеральный закон № 123-ФЗ определяет пожарную безопасность как состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара и воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара. Однако названные определения обладают достаточно абстрактным и общим характером и не охватывают все аспекты управления пожарными рисками и эффективностью мер по обеспечению пожарной безопасности.
В целях настоящей статьи нас интересует понятие юридической ответственности, под которой понимается мера государственного принуждения, исходящая из решения компетентных органов и применяемая к лицу, совершившему правонарушение, с целью реализации превентивной и карательной функций государства. В контексте пожарной безопасности это означает применение административных санкций за нарушение установленных норм и правил, что направлено на предотвращение пожаров и минимизацию их последствий.
Статья 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ [1] (далее — КоАП РФ) устанавливает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Данная статья состоит из нескольких частей, каждая из которых определяет самостоятельный состав административного правонарушения и предусматривает соответствующие меры наказания.
Часть 1 статьи 20.4 КоАП РФ устанавливает ответственность за общее нарушение требований пожарной безопасности. Объектом посягательства являются общественные отношения, связанные с обеспечением пожарной безопасности. Объективная сторона включает действия или бездействие, противоречащие установленным нормам и правилам. Субъектами правонарушения могут быть физические лица, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица. Субъективная сторона характеризуется наличием вины в форме умысла или неосторожности. Санкции за такое правонарушение варьируются от предупреждения до штрафов различного размера, в зависимости от статуса нарушителя [6].
Часть 2 усиливает ответственность за те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, устанавливаемого органами власти в периоды повышенной пожарной опасности. Нарушения в этот период рассматриваются как более опасные, и размеры штрафов увеличиваются.
Часть 2.1 вводит более строгие меры за повторные нарушения на объектах высокого риска, включая необеспечение исправности систем противопожарной защиты и несоответствие эвакуационных путей требованиям пожарной безопасности.
Части 6 и 6.1 устанавливают ответственность за нарушения, повлекшие возникновение пожара и причинение ущерба имуществу или здоровью людей, а также за тяжкие последствия, такие как причинение тяжкого вреда здоровью или смерть.
Часть 7 касается обязанностей производителей и поставщиков по предоставлению информации о пожарной опасности продукции, а часть 9 устанавливает ответственность экспертов за нарушения порядка оценки пожарного риска.
Таким образом, статья 20.4 КоАП РФ демонстрирует дифференцированный подход к наложению административных наказаний, учитывая характер правонарушения, условия его совершения, повторность и последствия [5]. Такой подход способствует повышению эффективности административной ответственности, делая её более адаптированной к реальным условиям и рискам.
Несмотря на наличие нормативной правовой базы, правоприменительная практика в сфере пожарной безопасности сталкивается с рядом проблем. Одной из ключевых является несовершенство законодательства, которое содержит пробелы и противоречия, затрудняющие его применение на практике. Например, некорректное разграничение административной и уголовной ответственности за одни и те же деяния создает правовую неопределённость и риск произвола со стороны правоприменительных органов.
Дополнительно, недостаточная квалификация и подготовка специалистов органов государственного пожарного надзора приводит к неправильной оценке рисков и слабому мониторингу соблюдения требований пожарной безопасности. Ограниченность финансовых и ресурсных средств также препятствует проведению регулярных инспекций и оперативному реагированию на выявленные нарушения.
Низкий уровень ответственности за нарушения требований пожарной безопасности снижает мотивацию субъектов хозяйственной деятельности к соблюдению норм. Часто административные штрафы не соответствуют степени общественной опасности деяний, что ослабляет превентивный эффект наказаний.
Для повышения эффективности административной ответственности за нарушения требований пожарной безопасности необходимо внести изменения в законодательную базу. Во-первых, следует уточнить и конкретизировать определения пожарной безопасности, учитывая современные реалии и требования, что позволит избежать правовой неопределённости и повысить предсказуемость правоприменительной практики [4].
Во-вторых, необходимо усилить квалификацию и подготовку специалистов органов государственного пожарного надзора через внедрение регулярных программ повышения квалификации и создания специализированных учебных центров. Повышение уровня подготовки инспекторов позволит более эффективно выявлять и пресекать нарушения требований пожарной безопасности.
Усиление мер административной ответственности, включая повышение размеров штрафов за серьёзные и повторные нарушения, а также введение дополнительных санкций, таких как временное приостановление деятельности предприятий, позволит создать действенные стимулы для соблюдения норм пожарной безопасности.
Административная ответственность за нарушения требований пожарной безопасности является эффективным инструментом государственного воздействия, направленным на обеспечение безопасности общества. Однако для повышения её эффективности необходимо совершенствование законодательной базы, повышение квалификации специалистов, увеличение финансирования и усиление ответственности за нарушения. Реализация предложенных мер позволит создать более адекватную и эффективную систему обеспечения пожарной безопасности, способную защитить общественные интересы и минимизировать риски возникновения пожаров.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 08.08.2024, с изм. от 07.10.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 07.01.2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 1.
- Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О пожарной безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 26.12.1994. — № 35. –Ст. 3649.
- Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 28.07.2008. — № 30 (ч. 1). — Ст. 3579.
- Азарова П. А. Административное право и процесс: Учебник для вузов. — М.: Норма, 2019. — 864 с.
- Ковалев М. А. Административно-правовое регулирование пожарной безопасности в Российской Федерации: Монография. — М.: Юрлитинформ, 2020. — 256 с.
- Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / под ред. А. П. Коренева. — М.: Юристъ, 2022. — 1024 с.