В статье анализируется принятый 20.10.2022 Федеральный закон N 402-ФЗ «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации» на предмет степени конституционной защищенности носителей нематериального этнокультурного достояния и хранителей нематериального этнокультурного достояния.
Ключевые слова: конституционные интересы граждан РФ, нематериальное этнокультурное достояние, традиции, культура, культурные ценности.
Россия — страна великой культуры, огромного культурного наследия, многовековых культурных традиций и неиссякаемого творческого потенциала. В силу своего географического положения, многонациональности, многоконфессиональности Россия развивалась и развивается как страна, объединяющая два мира — Восток и Запад. Исторический путь России определил ее культурное своеобразие, особенности национального менталитета, ценностные основы жизни российского общества. Накоплен уникальный исторический опыт взаимовлияния, взаимообогащения, взаимного уважения различных культур — на этом естественным образом веками строилась российская государственность. [5]
В России в последние десятилетия происходят общественно-политические, экономические, культурные и территориальные преобразования. Культура играет фундаментальную роль в формировании общества и нации. В России богатое культурное наследие имеет огромное значение для идентичности народов, сплоченности общества и самоопределения граждан. Нематериальная культура, такая как традиции, обычаи, языки, религия, искусство, литература и музыка, является ключевым элементом укрепления культурного кода и единства Российской Федерации.
Термин «культурное наследие» впервые был, упомянут в принятой на XVII сессии Генеральной конференции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО, англ. United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization) Конвенции «Об охране всемирного культурного и природного наследия» [1].
Культура — неотъемлемая часть нашего общества и каждого человека, в связи с этим проблема правового регулирования отношений в данной сфере — одна из важнейших для России. В условиях современного мира становится очевидной необходимость сохранения культурного наследия России, при этом особое значение отводится институту культурных прав граждан. Сила России — в свободном развитии всех народов, в многообразии, гармонии культур, языков и традиций, во взаимном уважении, диалоге православных, мусульман, последователей иудаизма и буддизма [6].
20 октября 2022 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Федеральный закон «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации» [3]. Законом регулируются отношения в области выявления, изучения, использования, актуализации, сохранения и популяризации нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации, с целью реализации прав этнических общностей на сохранение своей культурно-национальной самобытности и реализации конституционного права каждого гражданина на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении культурного наследия.
В законе впервые дается определение понятий «нематериальное этнокультурное достояние Российской Федерации», «этническая общность Российской Федерации», «носители нематериального этнокультурного достояния», «хранители нематериального этнокультурного достояния» и «государственная политика в области нематериального этнокультурного достояния».
Нематериальное этнокультурное достояние Российской Федерации определяется как совокупность присущих этническим общностям Российской Федерации духовно-нравственных и культурных ценностей, передаваемых из поколения в поколение, формирующих у них чувство осознания идентичности и охватывающих образ жизни, традиции и формы их выражения, а также воссоздание и современные тенденции развития данного образа жизни, традиций и форм их выражения.
Нематериальное этнокультурное достояние Российской Федерации является важнейшим элементом духовности этнических групп и играет ключевую роль в формировании культурного пространства современной России. На основе передачи из поколения в поколение традиционных знаний, навыков и умений не только закрепляется опыт практической деятельности человеческого сообщества, но и формируются этические идеалы, моральные принципы и нравственные установки.
Сохраняя до наших дней свое основополагающее значение, нематериальное этнокультурное достояние несет в себе важнейшие свойства и качества культурного развития, в котором находит выражение исторический путь этнических групп Российской Федерации, а также отражаются современные тенденции развития традиционной культуры. На территории Российской Федерации проживают представители более 190 национальностей и этнических групп, каждая из которых является носителем уникальных самобытных культурных традиций.
Право человека и гражданина на доступ к культурным ценностям получило юридическое закрепление в ст. 44 Конституции Российской Федерации: «Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям» [2]. Каждый обладает правом доступа к государственным фондам: музейным, архивным, библиотечным, другим собраниям в сфере культурной деятельности, на приобщение к культурным ценностям. Отнесение названного права к категории конституционных подчеркивает его фундаментальную важность и неразрывную связь с основными принципами и традиционными ценностями государства.
С правом на доступ к культурным ценностям приходит и обязанность защиты культурных ценностей от посягательств. За последние пятнадцать лет было зарегистрировано более 5 тысяч преступлений, связанных с хищением культурных ценностей. В основном хищения происходят из музеев, мест отправления религиозных культов, квартир и частных домовладений.
Из такого большого количества посягательств на культурные ценности можно сделать четкий вывод о том, что злоумышленники видят в этом большую материальную перспективу и выгоду, ведь материальные культурные ценности обладают характерным признаком — «осязаемость». В силу этого они легко находят своего покупателя на «черном рынке». Но что же касается объектов нематериального культурного наследия? Они практически неосязаемы и находятся в душах и сердцах поколений и имеют не меньшую значимость и ценность, чем объекты материальной культуры.
10 февраля 2022 года в Доме Российского исторического общества прошёл круглый стол, посвящённый Году культурного наследия народов России. В своём выступлении Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин особо отметил, что материальное и духовное наследие почти невозможно рассматривать в отрыве друг от друга.
Статья 5 Федерального закона определяет объекты нематериального этнокультурного достояния, к которым относятся:
1) устное творчество, устные традиции и формы их выражения на русском языке, языках и диалектах народов Российской Федерации;
2) формы традиционного исполнительского искусства (словесного, вокального, инструментального, хореографического);
3) традиции, выраженные в обрядах, празднествах, обычаях, игрищах и других формах народной культуры;
4) знания, выраженные в объективной форме, технологии, навыки и формы их представления, связанные с укладами жизни и традиционными ремеслами, реализующиеся в исторически сложившихся сюжетах и образах, и стилистике их воплощения, существующих на определенной территории;
5) иные объекты нематериального этнокультурного достояния.
В целях учета, сохранения, изучения, актуализации и популяризации объектов нематериального этнокультурного достояния создан Реестр объектов нематериального культурного наследия (государственной информационной системы «Федеральный государственный реестр объектов этнокультурного достояния Российской Федерации») (далее — Реестр), который с каждым днем пополняется все больше и больше.
172 объекта этнокультурного достояния Российской Федерации вошли в вышеупомянутый реестр. Центральный федеральный округ (далее ЦФО) занимает лидирующее положение среди других округов по объектам нематериального культурного наследия России (44 объекта).
Для чего создан Реестр? Исходя из цели, которая указана в законе, он создан для учета, сохранения, изучения, актуализации и популяризации объектов нематериального этнокультурного достояния.
Что же касается защиты объектов нематериального этнокультурного достоянии? Принятие 20.10.2022 закона N 402-ФЗ «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации» не дает нам в полной мере этой защищенности. Сохранение не есть защита. Законом не определен никакой механизм защиты объектов нематериального культурного наследия. Трудность заключается в том, что нематериальное этнокультурное достояние Российской Федерации неразрывна связана с человеком. Учения и навыки человека и есть нематериальное этнокультурное достояние Российской Федерации.
Таким образом нематериальное культурное наследие народов России вплетено в целый блок личных конституционных прав человека и гражданина. Право на жизнь является фундаментальным и неотъемлемым правом каждого человека. Оно обеспечивает основу для всех остальных прав и свобод, а также для развития личности и выражения ее культурной и духовной сущности. Нематериальное культурное наследие, будучи важным элементом культурного разнообразия народов России, является неотъемлемой частью человеческой жизни и самоидентификации.
Хранитель нематериальной культуры в обществе играет ключевую роль в сохранении и передаче традиций, обычаев, языка, искусства и других культурных ценностей следующим поколениям. Его деятельность направлена на сохранение ценностей и богатств культуры, что способствует укреплению общественной связи и солидарности.
К примеру, творческое наследие рожечника Красильщикова Сергея Осиповича из села Столипино Зубцовского района Тверской области неразрывно связано с его родословной династией. Для некоторых народов, проживающих на территории Российской Федерации, имеющих объекты НКН, находящиеся на грани исчезновения или представляющие особую культурную и историческую ценность, роль защиты, передачи и популяризации своей культуры является весьма актуальной.
Таким образом, право на доступ к культурным ценностям касается каждого человека, каждого гражданина Российской Федерации так же, как и обязанность защиты этого права и самих культурных ценностей. Вместе с этим роль защиты хранителей нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации выходит на первый план в осуществлении политики в области сохранения культурного кода народов России.
Литература:
- Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. Принята 16 ноября 1972 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры // URL: https://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/heritage.shtm
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 10.06.2024).
- Федеральный закон от 20.10.2022 N 402-ФЗ «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_429409/ (дата обращения 10.06.2024)
- Указ Президента РФ от 24.12.2014 N 808 (ред. от 25.01.2023) «Об утверждении Основ государственной культурной политики». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/39208 (дата обращения 10.06.2024).
- Указ Президента Российской Федерации от 30.12.2021 № 745 «О проведении в Российской Федерации Года культурного наследия народов России». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202112310115 (дата обращения 10.04.2023).
- Послание Президента Российской Федерации Владимира Путина Федеральному Собранию от 03.12.2015 // Парламентская газета. 2015. № 44 URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/40542/page/1 (дата обращения 10.04.2023).