Конституционно-правовой механизм обеспечения единства правового пространства Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 июля, печатный экземпляр отправим 10 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №21 (520) май 2024 г.

Дата публикации: 25.05.2024

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Санчат-оол, И. В. Конституционно-правовой механизм обеспечения единства правового пространства Российской Федерации / И. В. Санчат-оол. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 21 (520). — С. 583-586. — URL: https://moluch.ru/archive/520/114673/ (дата обращения: 28.06.2024).



В статье автор исследует обеспечение единого правового пространства как актуальное направление деятельности современного российского государства. Отмечены вопросы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов как эффективный фактор формирования и функционирования единства правового пространства.

Ключевые слова: единое правовое пространство, региональное правотворчество, обеспечение единства.

Одна из важнейших задач государства — создание единого правового пространства на территории всей Российской Федерации. Стоит отметить, что единство правового пространства заключается не в одинаковом регулировании тех или иных общественных отношений в разных субъектах Российской Федерации, а в строгом и полном соблюдении основополагающих актов и норм, на основании которых существует и действует наше государство, то есть в соблюдении Конституции Российской Федерации и федерального законодательства [1]. Правовое пространство образуется, как минимум на двух уровнях власти — на уровне государственной власти и власти местного уровня. При то, что эти два уровня власти независимы друг от друга, правовые акты, которые продуцируются на каждом из них, должны обеспечивать единое унифицированное правоприменение, в чем и состоит концепция единого правового пространства [2; с. 98].

Однако проблема единого правового пространства проявляется в обеспечении качества регионального правотворчества. Одной из сущностных особенностей субъектов в составе федерации является право на создание собственного права в установленных пределах регионального и совместного ведения, определенных Конституцией РФ. Сложность регионального правотворчества также определяется необходимостью соблюдения пределов, очерченных федеральным законодателем. Именно несоответствие федеральному законодательству является наиболее частой причиной признания недействительным того или иного регионального правового акта.

Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерации и ее субъектами закреплено в статьях 11 (часть 3), 71 — 73 и 76 Конституции РФ. В зависимости от того, в чьем ведении находятся те или иные вопросы, они разделяются на находящиеся в исключительно федеральном ведении (ст. 71 Конституции), в совместном ведении (ст. 72 Конституции) и исключительном ведении субъектов (ст. 73 Конституции).

Определение принципов, лежащих в основе разграничения предметов ведения между федерацией и ее субъектами, является крайне важным вопросом для формирования единого правового пространства в стране. Установить эти основные начала, которые послужили алгоритмом распределения предметов ведения, позволяет детальный анализ трех статьей Конституции, которые закрепляют три уровня полномочий федеративного государства.

Очевидно, что решение наиболее важных политических и социально-экономических вопросов отнесено или к исключительно федеральной компетенции или же к совместному ведению. Решение тех вопросов, которые целесообразно производить с учетом региональных особенностей и которые невозможно произвести единообразно для всех столь различных субъектов Федерации, отнесено к предметам совместной компетенции субъектов и Федерации.

Так, норма ст. 73 Конституции построена по принципу расширительного толкования — вне предметов исключительного ведения Федерации и совместного ведения субъекты совершенно свободны в правотворчестве. Такая формулировка расширительной компетенции субъектов Федерации в правотворчестве создает прямую угрозу формированию единого правового пространства в стране, поскольку принцип «разрешено все, что прямо не запрещено» способствует возможности произвольного действия за ограничениями, прямо установленными законом. Однако, если проанализировать то, что входит в исключительную федеральную компетенцию или в предметы совместного ведения, то становится ясно, что у правотворчества субъектов крайне ограничены пределы тех вопросов, которые действительно имеют значение. В исключительной компетенции федерации находятся вопросы, связанные с:

1) государственным строительством;

2) регулированием экономики и социальным развитием;

3) внешней политикой и внешнеэкономической деятельностью;

4) обороной и охраной границы;

5) созданием правоохранительных органов и правовой системы;

6) метеорологией, статистической отчетностью и др.;

7) государственными наградами и почетными званиями РФ.

Соотношение указанных категорий с положениями ст. 71 Конституции приведено в табл. 1.

Таблица 1

Соотнесение групп предметов ведения и полномочий с положениями статьи 71 Конституции РФ

Группы исключительных предметов ведения и полномочий органов государственной власти РФ

Пункты статьи 71 Конституции РФ

Государственное строительство

«а», «б», «в», «г»

Регулирование экономики и социального развития

«д», «е», «ж», «з», «и»

Внешняя политика и внешнеэкономическая деятельность

«к», «л»

Оборона и охрана границы

«м», «н»

Создание правоохранительных органов и правовой системы

«о», «п», «с»

Метеорология, статистическая отчетность и др.

«р»

Государственные награды и почетные звания РФ

«с»

Таким образом, исключительные полномочия Федерации можно представить в более укрупненной классификации по следующим группам:

1) административно-политические вопросы, включающие государственное строительство, защиту прав и свобод, внешнюю политику, оборону и охрану границ, создание правоохранительных органов и правовой системы;

2) вопросы регулирования экономики, внешнеэкономической деятельности, социального развития;

3) вопросы метеорологии, статистической отчетности и др.;

4) государственные награды и почетные звания.

Соотношение укрупненных категорий со ст. 71 Конституции РФ приведено в таблице 2.

Таблица 2

Соотношение групп предметов ведения и полномочий со ст. 71 Конституции РФ

Группы исключительных предметов ведения и полномочий органов государственной власти РФ

Пункты статьи 71 Конституции РФ

Административно-политические вопросы, включающие государственное строительство, защиту прав и свобод, внешнюю политику, оборону и охрану границ, создание правоохранительных органов и правовой системы

«а», «б», «в», «г», «к», «м», «н», «о», «п», «с»

Регулирование экономики и социального развития

«д», «е», «ж», «з», «и», «л»

Внешняя политика и внешнеэкономическая деятельность

«р»

Государственные награды и почетные звания

«с»

В пределах исключительной компетенции федерации таким образом, находятся наиболее важные с позиции государственности вопросы. Это обеспечение государственной целостности, безопасности страны и ее суверенитета. Государство не может существовать без единого экономического пространства, — его формирование также отнесено к федеральной компетенции. Важнейшие коммуникации и отрасли хозяйства также находятся в исключительном ведении Российской Федерации.

Предметы совместной компетенции Федерации и ее субъектов также можно распределить по категориям (табл. 3):

1) государственное строительство и защита прав и свобод;

2) регулирование экономики и социального развития;

3) деятельность правоохранительных органов и правовой системы;

4) международные и внешнеэкономические связи субъектов Федерации, международные договоры Российской Федерации.

Таблица 3

Соотнесение групп совместных предметов ведения и полномочий органов публичной власти РФ и субъектов РФ с конкретными пунктами части 1 статьи 72 Конституции РФ

Группы совместных предметов ведения и полномочий органов государственной власти РФ и субъектов РФ

Пункты части 1 статьи 72 Конституции РФ

Государственное строительство и защита прав и свобод

«в», «г», «д», «е», «ж», «и»

Регулирование экономики и социального развития

«з», «к», «л», «н»

Деятельность правоохранительных органов и правовой системы

«а», «б», «м»

Международные и внешнеэкономические связи субъектов Федерации, реализация международных договоров Российской Федерации

«о»

Анализ приведенной классификации совместной компетенции позволяет сделать вывод, что субъекты Федерации вправе участвовать при принятии правовых актов по таким вопросам, в которых могут наблюдаться региональные различия — это пользование природными ресурсами; деление собственности на федеральную и субъектов; вопросы природоохранного характера; сохранение исторических и культурных памятников; культурологические вопросы и т. д.

Итак, подводя итоги исследованию формирования единого правового пространства в условиях разделения полномочий между федеральным центром и регионами, можно сделать следующие выводы.

Основной закон страны в ст.ст. 71–73 закрепляет принцип разделения компетенций между федеральным центром и регионами, причем избран расширительный принцип свободы правотворчества регионов во всем, кроме прямо запрещенного федеральной компетенцией или ограниченной пределами совместного ведения. Такой принцип не способствует формированию единого правового пространства, поскольку позволяет регионам принимать правовые акты, отличающиеся друг от друга. Однако, эта угроза нивелируется тем, что в предметы исключительного и совместного ведения отнесены почти все важнейшие вопросы государственного строительства, экономики, социального минимума и иные вопросы, которые важны для организации жизни на определенной территории. То есть де-юре у регионов есть ограниченная исчерпывающим перечнем возможность нормотворчества, но де-факто это правило не препятствует образованию единого правового пространства по действительно важным вопросам [3; с. 296].

Таким образом, единство правового пространства представляет собой один из неотъемлемых принципов правового государства, которым Россия провозглашена в соответствии с Конституцией. Единство правового пространства обозначает унификацию правовых норм вне зависимости от их источника — уровня государственной власти или уровня местной власти. Единство правового пространства закреплена рядом норм Основного закона.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Асанова А. Ш. Понятие и сущность единства правового пространства в Российской Федерации // Научные исследования. — 2016. — № 2. — С. 98.
  3. Теория государства и права / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. — М.: Статут, 2016. — С. 296.
Основные термины (генерируются автоматически): единое правовое пространство, конституция РФ, Российская Федерация, государственное строительство, совместное ведение, правовая система, правовое пространство, регулирование экономики, социальное развитие, внешняя политика.


Ключевые слова

единое правовое пространство, региональное правотворчество, обеспечение единства

Похожие статьи

Задать вопрос