В статье сформулированы основные цели управления муниципальной собственности. Раскрыто понятие «муниципальная собственность» в трех аспектах: практическом, юридическом и экономическом. Определены две основные цели управления муниципальным имуществом: финансово-экономические и социально-культурные (некоммерческие).
Ключевые слова: муниципальная собственность, собственность муниципальных образований, социально-экономическое развитие муниципального образования, объекты муниципальной собственности
Муниципальная собственность — это объект общественной собственности, основным выражением которой является формирование определенной величины имущества и в конечном итоге рост экономического благополучия муниципального образования. Имущество на местном уровне является ресурсом, который, в свою очередь, рассматривается в качестве объекта управления органов местного самоуправления.
Муниципальное имущество способствует поддержанию жизнедеятельности населения, развитию территории, предоставлению муниципальных и государственных услуг (в жилье, пище, воде, образовании, досуге), развитию системы жизнеобеспечения населения.
Эффективное управление муниципальным имуществом создает возможности для социально-экономического развития муниципального образования и решения ключевых проблем жизнеобеспечения населения, способствует решению социальных задач и созданию комфортной жизни на территории муниципального образования.
Конституция РФ, принятая в 1993 году, закрепила наличие муниципальной собственности и ее равноправие с другими формами собственности, а также наделила органы местного самоуправления правом на самостоятельное управление этой собственностью [1]. Развитая система местного самоуправления, способная самостоятельно решать экономические, финансовые, социальные и другие вопросы на уровне своей территории, составляет основу преобразований хозяйственной жизни местного сообщества, формирования рыночной экономики, а также развития демократического общества в целом. Находящееся в муниципальной собственности имущество является одним из трёх элементов экономической основы местного самоуправления наряду со средствами местных бюджетов, а также имущественными правами муниципальных образований.
Главное отличие данной формы собственности от частной заключается в том, что объекты муниципальной собственности имеют целевое назначение и направлены на устранение социальных вопросов и проблем соответствующего муниципального образования. Отсутствие качественных инициатив со стороны органов местного самоуправления не позволяет получить в полной мере преимущества в использовании собственности муниципального образования для удовлетворения потребностей местных жителей.
Следует отметить, что понятие «муниципальная собственность» можно рассматривать в трех значениях: практическом, правовом и экономическом.
Практическое значение: собственность муниципальных образований на имущество, которое используется для потребностей жителей соответствующего муниципального образования и управляется местными органами власти [2].
Юридическое значение: вещное право на определенную вещь или их совокупность, которое включает правомочия относительно владения, пользования и распоряжения [3].
Экономическое значение: совокупность отношений в системе «имущественный комплекс» — субъект хозяйственной деятельности» [4].
Основная цель местного самоуправления, занимающегося управлением муниципальной собственностью, заключается в повышении благосостояния и качества жизни населения, обеспечении комфортных условий для проживания. Для достижения этой цели муниципальные органы ставят перед собой две основные задачи: финансово-экономические и социально-культурные (некоммерческие).
Для достижения различных целей, таких как улучшение качества жизни жителей, развитие инфраструктуры и привлечение инвестиций, необходимо классифицировать инновационные и инвестиционные цели вместе с традиционными. Это позволит определить наиболее эффективные способы реализации каждой из них (таблица 1).
Таблица 1
Классификация целей управления муниципальной собственностью
Сфера |
Цели |
Характеристика |
Финансово-экономическая |
Финансовые |
– создание более стабильной и надежной доходной части муниципального бюджета за счет увеличения доли налогов на муниципальную собственность; получение средств для финансирования муниципальной инфраструктуры |
Экономические |
– стимулирование экономического развития путем снижения налоговой нагрузки на владельцев недвижимости; предоставление льгот по налогу на имущество при проектировании и строительстве конкретных объектов недвижимости; стимулирование инвестиций в муниципальную экономику |
|
Политические |
– укрепление основ муниципального самоуправления посредством системы управления муниципальной собственностью |
|
Городское планирование |
– совершенствование планирования землепользования и муниципального развития; поощрение эффективного использования муниципальных земель и развитие рынка недвижимости |
|
Девелопмент |
– создание объектов муниципальной собственности и управление ими в интересах жителей |
|
Юридические и административные |
– совершенствование учета муниципального имущества; создание информационной базы для регистрации прав собственности |
|
Инновации и инвестиции |
Инновационные |
внедрение инновационных технологий, товаров, работ, услуг; развитие муниципального хозяйства, создание новых рабочих мест |
Экологичность |
создание благоприятных условий окружающей среды для жителей |
|
Социальные и культурные |
Социальные |
создание благоприятной социальной среды; справедливое распределение налоговой нагрузки |
Представленное в таблице разделение целей управления муниципальной собственностью направлено на то, чтобы местные органы власти осуществляли выбор верных форм собственности, могли принимать решения в исследуемой согласно поставленным муниципальным целям.
В научной литературе обозначаются важные задачи, направленные на [4]:
— улучшение социально-экономического развития муниципального образования;
— внедрение новых технологий в управление муниципальной собственностью.
Некоторые задачи могут иметь одинаковые объекты управления, но у каждой из них будет свой собственный объект муниципальной собственности. Это означает, что даже если задачи имеют схожие компоненты управления, каждая из них будет относиться к отдельному объекту, принадлежащему городскому управлению.
Особенность муниципальной собственности состоит в том, что она служит эффективным инновационным инструментом развития территории муниципального образования.
Использование муниципальной собственности должно способствовать стратегическим социальным целям и приоритетам инновационного развития муниципального образования, обеспечивая создание современной инфраструктуры, развитие образования, культуры и спорта, поддержку предпринимательства, а также улучшение качества жизни жителей и формирование комфортной и благополучной среды для проживания и развития каждого человека.
Особенность муниципальной собственности иногда выражается в возможности ее использования для получения прибыли, поскольку она является важной составляющей социально-экономического потенциала муниципального образования. Прибыльное муниципальное имущество должно использоваться для финансирования некоммерческого муниципального имущества с социальной направленностью.
Объекты муниципальной собственности обеспечивают производство общественных товаров и услуг, ориентированных, прежде всего, на социальную составляющую территории. Налицо прямое свидетельство одной из особенностей муниципальной собственности — ее социальной направленности. Это основано на главной задаче комплексного социально-экономического прогресса муниципального образования, предусматривающей гарантирование качества жизни населения муниципального образования, отвечающего социальным требованиям общества. Таким образом, данная особенность приводит к необходимости использования муниципальной собственности в соответствии со стратегическими социальными целями и приоритетами инновационного развития муниципального образования.
Литература:
- Конституция Российской Федерации. Новая редакция со всеми изменениями и основными федеральными законами на 2023 год. — Москва: Эксмо, 2023. — 320 с.
- Государственное и муниципальное управление: учебник / под ред. проф. Н. И. Захарова. — Москва: ИНФРА-М, 2022. — 289 с.
- Чашин, А. Н. Муниципальное право: учебное пособие / А. Н. Чашин. — Москва: ИНФРА-М, 2023. — 209 с.
- Орешин, В. П. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / В. П. Орешин.– 2-е изд.– Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2019.– С. 26