Особенности и порядок привлечения к административной ответственности за правонарушения, посягающие на права граждан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №48 (495) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 02.12.2023

Статья просмотрена: 67 раз

Библиографическое описание:

Николаева, А. И. Особенности и порядок привлечения к административной ответственности за правонарушения, посягающие на права граждан / А. И. Николаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 48 (495). — С. 373-375. — URL: https://moluch.ru/archive/495/108464/ (дата обращения: 16.12.2024).



Важным вопросом любого общества и страны является подлинная реализация прав и свобод каждого, а также начало эффективной и надежной защиты в случае споров, конфликтов и преступлений. «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» — гласит вторая статья Конституции Российской Федерации. Это говорит о том, что Россия является правовым государством, одним из важнейших признаков которого является выраженное в данной статье провозглашение прав и свобод высшей ценностью человека. Права человека — это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают её свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями её жизни, её взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами. В данной статье рассматриваются особенности административной ответственности за правонарушения, посягающие на права граждан.

Ключевые слова: права граждан, права человека, правонарушения, административная ответственность, общественные отношения.

Закон не может предусмотреть все возможные формы объединения людей, возникающие и исчезающие в ходе истории, и не может иметь статуса его субъектов. Объективное отсутствие четких и устойчивых правовых норм, отличающих социальное образование субъекта права, показывает главную слабость и преимущество института субъекта права — зависимость от времени.

Время приносит новый мир, новые идеи, условия и задачи. Признание человека или его объединения субъектом права в первую очередь зависит от них. Еще одну закономерность развития этой области объяснил Т. Д. Матвеев отмечал: «всякая правовая система, достигшая определенного уровня совершенства, подвержена постоянному усложнению человеческих отношений путем создания нечеловеческих образований» [4].

В его основе лежит понимание административной ответственности как сложной административно-правовой категории с некоторыми особенностями, предусмотренными специальным административно-деликтным законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, предусматривающими сочетание юридической ответственности и принуждения [6]. Отмечаем, что административная ответственность, возникающая за совершение общественно опасного деяния в Российской Федерации, характеризующегося несправедливостью, преступностью, наказуемостью, должна осуществляться в рамках соблюдения принципов справедливости, соразмерности. и индивидуализация наказания, а также неотвратимость административной ответственности за совершенное преступление, это, на наш взгляд, основная цель как общей, так и специальной профилактики — основные цели административного наказания [8].

Проблема системы административной ответственности вызывает все большую обеспокоенность у ученых и практиков. Анализ ситуации с административными правонарушениями в Российской Федерации и ее субъектах показывает ухудшение и рост количества административных правонарушений.

Анализ статистических данных Верховного Суда РФ и Минюста показывает, что количество случаев административных правонарушений по Российской Федерации неумолимо растет. В то же время эти показатели не отражают полную картину административных правонарушений, а также не учитывают количество дел об административных правонарушениях, находящихся в административном рассмотрении федеральными и региональными органами управления, административными советами и административными комитетами. Дела несовершеннолетних и защита их прав требуют кардинальных мер по реформированию всей системы административного и деликтного законодательства [3].

В связи с чем, следует отметить, что камнем преткновения вот уже шесть лет являются положения ч. 2 п. 6 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [2], предусматривающей, передачу должностным лица ОВД (полиции) полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях в сфере общественного порядка и общественной безопасности, предусмотренных соответствующими законами субъектов РФ, на основании соответствующих соглашений между ОВД и региональным органом исполнительной власти о передаче таких полномочий [5].

По нашему мнению, важнейшее место по объёму и многообразию решаемых ОВД задач занимает именно административная деятельность, в том числе, в сфере предупреждения и пресечения правонарушений в области общественного порядка и общественной безопасности, что все больше становится самостоятельным объектом научных исследований многих учёных-административистов, а также привлекает все больше внимания представителей широкой общественности и правоприменителей.

Так, вызовы современной действительности обусловили необходимость формирования кардинально иной правовой системы Республики Крым и города федерального значения Севастополя, в том числе, необходимость разработки собственного административно-деликтного законодательства [7].

Так, 25.06.2015г. был принят закон Республики Крым «Об административных правонарушениях в Республике Крым» № 117-ЗРК/ 2015 (далее — ЗРК № 117-ЗРК/2015) [1], который играет важную роль в предупреждении административных правонарушений и стабилизации административно-деликтной ситуации в Республике Крым, реализация которого затруднена рядом объективных причин, среди которых ведущее место занимает отсутствие соответствующих соглашений о передаче полномочий, в силу чего, сотрудники ОВД Республики Крым не имеют полномочий по реализации ст.ст. 2.1 (нарушение тишины и покоя граждан) и 7.2 (приставание к гражданам в общественных местах) Закона РК № 117-ЗРК/2015 [4].

Вместе с тем, указанные договора на сегодняшний день так и не заключены, что значительно затрудняло и делало невозможной практическую реализацию положений ст.ст. 2.1 и 7.2 Закона РК № 117- ЗРК/2015, рискуя оставить их мёртвыми и неработающими на практике, а, следовательно, права граждан на тишину и покой и на общественный порядок — не защищёнными.

Административная ответственность является одним из способов привлечения к ответственности за правонарушения, посягающие на права граждан. Этот вид ответственности предусматривает наложение административных штрафов, запретов и ограничений на деятельность лиц, нарушивших законодательство.

Порядок привлечения к административной ответственности определяется законодательством и включает в себя следующие этапы:

  1. Обнаружение правонарушения. Процесс начинается с выявления факта нарушения закона компетентными органами (полицией, инспекторами ГИБДД, Роспотребнадзором и т. д.) или же пострадавшим гражданином.
  2. Определение категории правонарушения. В зависимости от характера нарушения закона, его последствий и меры вины нарушителя, правонарушение может быть классифицировано как легкое, средней тяжести или тяжкое.
  3. Принятие решения о привлечении к административной ответственности. Этот этап включает в себя вынесение постановления об административном правонарушении, определение меры наказания и сроков ее исполнения.
  4. Исполнение наказания. На этом этапе нарушитель должен выполнить предписания, указанные в постановлении об административном правонарушении, в противном случае ему грозит усиление мер наказания.

Правовая система России стремится к тому, чтобы каждый гражданин был защищен от нарушений своих прав. Административная ответственность является одним из инструментов, которые позволяют обеспечить соблюдение законов и защитить интересы граждан.

Однако следует отметить, что иногда административная ответственность может быть применена неправомерно или необоснованно. В таких случаях гражданин имеет право обжаловать постановление о привлечении его к административной ответственности в суде.

Кроме того, важно помнить, что административная ответственность не является единственным способом борьбы с правонарушениями. В некоторых случаях может быть применено уголовное преследование или гражданское исковое производство.

В целом, административная ответственность является неотъемлемой частью правовой системы России и играет важную роль в обеспечении соблюдения законов и защите прав граждан. Однако, ее применение должно быть справедливым и обоснованным, чтобы не нарушать права и свободы граждан.

Таким образом, к существенным проблемам привлечения к административной от ответственности относится не столько нестабильность и изменчивость административно-деликтного законодательства, сколько несогласованность действий органов исполнительной власти разного уровня при его непосредственной реализации и применении, например, при заключении соответствующий соглашений между федеральным и региональным органом исполнительной власти о передаче соответствующих полномочий, неопределённость позиции относительно финансирования таких полномочий, что, в конечном итоге, не даёт достигнуть главной цели административно-деликтного законодательства — предупреждение совершения административных правонарушений и привлечение виновных лиц к административной ответственности.

Литература:

  1. Закон Республики Крым от 25 июня 2015 года № 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республике Крым» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс] // [Режим доступа]: https://rk.gov.ru/ru/.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]// [Режим доступа] http://base.garant.ru/12125267/1/#block_1000#ixzz8
  3. 1 № 1-АП «Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях»; Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2018 год; Судебный департамент при Верховном Суде РФ. [Электронный ресурс] // [Режим доступа]: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=4891.; № 1-АП «Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях»; Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2019 год; Судебный департамент при Верховном Суде РФ. [Электронный ресурс] // [Режим доступа]: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=3832.
  4. Евсикова Е. В. Актуальные проблемы законодательства Республики Крым об административных правонарушениях /Е. В. Евсикова // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права сборник статей по материалам ежегодной всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 70-летию доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, заслуженного юриста Российской Федерации Аврутина Юрия Ефремовича: в 3 частях. 2017. С. 46–50.
  5. Евсикова Е. В. Закон «Об административных правонарушениях в Республике Крым»: теоретические аспекты и проблемы правоприменения / Е. В. Евсикова // Общество и право. 2016. № 4 (58). С. 153–157.
  6. Евсикова Е. В. Проблемы теории и практики института административной ответственности / Е. В. Евсикова // Евразийский юридический журнал. 2018. № 10 (125). С. 108–110.
  7. Руденко А. В. Проблемы создания нормативно-правовой базы Республики Крым в условиях переходного периода / А. В. Руденко // Проблемы переходного периода: адаптация нормативно-правовых актов Крымского федерального округа к законодательству Российской Федерации. Краснодарский университет МВД России Крымский филиал. 2015. С. 147–149.
  8. Руденко А. В. Соблюдение принципов соразмерности наказания и индивидуализации наказании при привлечении к административной ответственности / А. В. Руденко // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2016. № 4 (25). С. 77–81.
Основные термины (генерируются автоматически): административная ответственность, Российская Федерация, правонарушение, гражданин, исполнительная власть, общественный порядок, административно-деликтное законодательство, административное правонарушение, общественная безопасность, региональный орган.


Похожие статьи

Административная ответственность за правонарушения, посягающие на права граждан

Проблемой для любого общества и государства является реальное использование каждым человеком своих прав и свобод, а в случаях возникновения споров, конфликтов, правонарушений — наступление эффективной, надежной их охраны и защиты. «Человек, его права...

Защита прав человека органами государственной власти в субъектах Российской Федерации

Защита прав человека является одним из основных направлений в деятельности органов государственной власти. В данной статье речь идет о видах прав человека, которыми он обладает с рождения и на протяжении всей своей жизни, а также о том, каким образом...

Конституционные ограничения как стабилизатор общественных отношений

Конституция Российской Федерации служит гарантом равных прав и свобод, предоставленных человеку и гражданину. Наряду с этим, в существующих правовых реалиях, в частности, военные конфликты, вопросы, связанные со здоровьем нации, террористические, при...

Некоторые теоретические аспекты нормативного содержания социально-экономических прав гражданина и человека

Нормативное содержание социально-экономических прав гражданина и человека рассматривается сообществом ученых с момента их закрепления в Конституции. На основании закрепления указанных прав происходит реализация их в жизнь, неразрывна и связь между эк...

Прокурорский надзор в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — главнейшей обязанность страны. Работа прокуратуры Российской Федерации в области соблюдения прав и свобод человека и гражданина приоритетна для российской прокуратуры и базируется н...

Достоинство личности как нематериальное благо в гражданском праве (статья 21 Конституции России)

В статье подробно разбирается понятие достоинства личности как одной из основных конституционных гарантий и прав каждого гражданина России. Автор обращает внимание на два аспекта рассмотрения достоинства: как конституционного принципа, лежащего в осн...

Формы и способы защиты гражданских прав

Данная статья анализирует существующие на данный период времени способы защиты гражданских прав от посягательств на них. На данный момент времени гражданские права являются объектом защиты от их нарушения законами и подзаконными актами органов власт...

Равенство перед законом и судом как принцип российского конституционного права

Фундаментом демократического и правового государства является принцип равенства и справедливости. Российская Федерация имеет особенный путь исторического развития. Зачастую представления российских исследователей о равенстве и справедливости являются...

Понятие и механизмы реализации уголовной ответственности

Уголовная ответственность, бесспорно, зиждется на уголовно-правовых отношениях. При этом один из основных признаков социального взаимодействия между индивидами заключается в обязанности, подразумевающей, что человек при осуществлении такого взаимодей...

Некоторые вопросы реализации конституционной гарантии судебной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

В данной статье автор рассматривает некоторые вопросы реализации конституционной гарантии судебной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. В рамках данной темы происходит изучение нормативных основ как национальных, так и м...

Похожие статьи

Административная ответственность за правонарушения, посягающие на права граждан

Проблемой для любого общества и государства является реальное использование каждым человеком своих прав и свобод, а в случаях возникновения споров, конфликтов, правонарушений — наступление эффективной, надежной их охраны и защиты. «Человек, его права...

Защита прав человека органами государственной власти в субъектах Российской Федерации

Защита прав человека является одним из основных направлений в деятельности органов государственной власти. В данной статье речь идет о видах прав человека, которыми он обладает с рождения и на протяжении всей своей жизни, а также о том, каким образом...

Конституционные ограничения как стабилизатор общественных отношений

Конституция Российской Федерации служит гарантом равных прав и свобод, предоставленных человеку и гражданину. Наряду с этим, в существующих правовых реалиях, в частности, военные конфликты, вопросы, связанные со здоровьем нации, террористические, при...

Некоторые теоретические аспекты нормативного содержания социально-экономических прав гражданина и человека

Нормативное содержание социально-экономических прав гражданина и человека рассматривается сообществом ученых с момента их закрепления в Конституции. На основании закрепления указанных прав происходит реализация их в жизнь, неразрывна и связь между эк...

Прокурорский надзор в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — главнейшей обязанность страны. Работа прокуратуры Российской Федерации в области соблюдения прав и свобод человека и гражданина приоритетна для российской прокуратуры и базируется н...

Достоинство личности как нематериальное благо в гражданском праве (статья 21 Конституции России)

В статье подробно разбирается понятие достоинства личности как одной из основных конституционных гарантий и прав каждого гражданина России. Автор обращает внимание на два аспекта рассмотрения достоинства: как конституционного принципа, лежащего в осн...

Формы и способы защиты гражданских прав

Данная статья анализирует существующие на данный период времени способы защиты гражданских прав от посягательств на них. На данный момент времени гражданские права являются объектом защиты от их нарушения законами и подзаконными актами органов власт...

Равенство перед законом и судом как принцип российского конституционного права

Фундаментом демократического и правового государства является принцип равенства и справедливости. Российская Федерация имеет особенный путь исторического развития. Зачастую представления российских исследователей о равенстве и справедливости являются...

Понятие и механизмы реализации уголовной ответственности

Уголовная ответственность, бесспорно, зиждется на уголовно-правовых отношениях. При этом один из основных признаков социального взаимодействия между индивидами заключается в обязанности, подразумевающей, что человек при осуществлении такого взаимодей...

Некоторые вопросы реализации конституционной гарантии судебной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

В данной статье автор рассматривает некоторые вопросы реализации конституционной гарантии судебной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. В рамках данной темы происходит изучение нормативных основ как национальных, так и м...

Задать вопрос