В данной статье рассматривается вопрос обеспечения безопасности на борту воздушных судов и особенности эффективного расследования преступлений, связанных с авиацией. Отмечается, что использование криминалистических методов имеет важное значение для выявления лица, совершившего преступление. Особое внимание уделяется криминалистическому профайлингу, основанному на анализе поведенческих, психологических и других личностных характеристик преступника. Этот подход позволяет разработать эффективную модель досудебного расследования уголовных преступлений. В статье описывается структура криминального профилирования, которая включает три уровня анализа: оперативный, тактический и стратегический. Применение криминалистического профайлинга, особенно через оперативный и стратегический анализ, может быть эффективным методом предотвращения уголовных преступлений и угроз в воздушном пространстве.
Ключевые слова: криминалистический профайлинг, тактический анализ, стратегический анализ, психологический профиль правонарушителя, безопасность на борту воздушного судна.
This article discusses the issue of ensuring safety on board aircraft and the specifics of effective investigation of aviation - related crimes. It is noted that the use of forensic methods is important to identify the person who committed the crime. Special attention is paid to forensic profiling based on the analysis of behavioral, psychological and other personal characteristics of the criminal. This approach makes it possible to develop an effective model of pre -trial investigation of criminal offenses. The article describes the structure of criminal profiling, which includes three levels of analysis: operational, tactical and strategic. The use of forensic profiling, especially through operational and strategic analysis, can be an effective method of preventing criminal offenses and threats in the airspace.
Keywords : forensic profiling, tactical analysis, strategic analysis, psychological profile of the offender, safety on board the aircraft.
Терроризм является одной из острых угроз для национальной безопасности России. Он приводит к дестабилизации общественной жизни и подрывает основные права и свободы граждан. Исследования в данной области имеют важное значение. В апреле 2024 года произошло страшное событие, которое потрясло всю страну. Вечером 22 марта несколько человек проникли в концертный зал и открыли стрельбу по посетителям. По данным ГУ МЧС России, в результате теракта более 145 человек погибло, а количество пострадавших достигло 551 человека. Трагедия стала событием по-настоящему волнующую всю страну и взбудоражившим общество. Особенно обострились вопросы правового регулирования миграционной политики, эффективности антитеррористической политики и криминалистического профилирования преступников. При этом стоит отметить, что большинство идей политиков было связано с предупреждением террористических актов на земле, однако они мало применимы к поддержанию безопасности в воздухе.
Первым успешным захватом гражданского судна является теракт 15 октября 1970 года. Самолет следовал маршруту Сухуми-Батуми-Краснодар, на борту оказалось 46 пассажиров и 5 членов экипажа. В результате угона погибла совсем юная бортпроводница — Надежда Курченко, ей было 19 лет. Террористы были задержаны на территории Турции. В условиях, когда некуда бежать и негде спрятаться, а каждый на борту становится заложником, можно только догадываться, что пережили пассажиры и члены экипажа. Именно после этого события были предприняты первые шаги к обеспечению безопасности на воздушном судне, были установлены пункты досмотра в аэропортах, а также основано подразделение воздушной полиции.
Безопасность на воздушном транспорте является одной из наиболее важных приоритетных областей, которая требует постоянной поддержки и защиты. Преступления, связанные с нарушением безопасности на воздушном транспорте, могут привести к тяжелым последствиям и быть опасными для жизни. В таких ситуациях эффективное расследование и выявление преступников имеет первостепенное значение.
Большинство средств, форм и методов, используемых при раскрытии и расследовании преступлений, являются традиционными по своему содержанию, однако в борьбе с современной преступностью необходимы соответствующие превентивные меры. В конце концов, только с помощью тактических средств мы можем разоблачить преступные действия отдельных лиц, которые могут быть легко заменены другими субъектами криминальной среды. Эффективные меры противодействия современной преступности требуют глубоко продуманного и упорного изучения преступного сообщества в целом, а также моделирования вариативности их противодействия.
Криминалистический профайлинг представляет собой важный инструмент уголовного расследования, широко применяемый в зарубежных странах. Этот метод анализа поведения и психологических характеристик преступников позволяет создавать детальные профили для выявления их мотивов и целей подозреваемых. Целью криминалистического профайлинга является предоставление ценной информации для расследования, позволяющей сузить круг подозреваемых, определить возможные места преступления и даже предсказать будущие действия преступников. Использование криминалистического профилирования может иметь большое значение при расследовании преступлений, которые направлены на нарушение безопасности на борту воздушного судна.
На основе научных работ М. Р. Арпеньтьевой, Ю. М. Волынского-Басманова, Н. Д. Эриашвили, А. А. Козулевой, О. И. Диденко и других можно сделать вывод о том, что в настоящее время отсутствует единый метод составления психологического и криминалистического профиля.
Профайлинг позволяет установить причинно-следственные связи различных событий. Он является одним из средств обеспечения безопасности, поскольку позволяет предотвращать противоправные действия путем выявления возможных опасных ситуаций и лиц. В установлении потенциальных преступников используются специальные технологии, которые основываются на анализе и сопоставлении особенностей внешнего вида, поведения и документов. Профилирование может сыграть решающую роль в формировании тактики расследования уголовного дела, ориентируя следователей на конкретные аспекты вещественных доказательств и предлагая направления для последующего расследования.
При рассмотрении криминалистического профилирования необходимо обратиться к его понятию. Следует отметить, что не существует единого подхода к его определению. Американский криминалист Б. Турви считал выявление особенностей черт лица основой профайлинга. В то время как В. Геберт полагал, что это ни что иное как научно-обоснованное предположение, которое содержит специфические сведения о лице, которое совершило конкретное преступление.
Профайлинг положительно влияет на тактику расследования в различных процессах:
- Обнаружение возможных предметов и следов, связанных с преступлением. Эта информация помогает криминалистам сосредоточиться на важных элементах, которые могут быть связаны с профилем преступника.
- Проверка и разработка гипотез, касающихся особенностей преступления и личности преступника. Эти гипотезы могут быть использованы для постановки определенных вопросов свидетелям или подозреваемым во время допроса, что может помочь получить важную информацию, соответствующую профилю преступника.
- Профилирование служит связующим звеном между участниками уголовного процесса, способствуя обмену информацией и координации усилий.
- Криминалистическое профилирование позволяет разрабатывать криминалистическую тактику, направленную на эффективное расследование уголовных преступлений
Криминалистическая тактика включает применение специализированных методов и техник для собирания, анализа и интерпретации материальных улик, обнаруженных на месте преступления. Основной фокус криминалистической тактики направлен на изучение следов, ДНК, отпечатков пальцев, баллистических доказательств, стандартных веществ и других физических улик, которые могут помочь установить обстоятельства преступления.
Безопасность на борту самолета так же поддерживается благодаря применению методов криминалистического профайлинга, опираясь на стандартные поведенческие особенности, выявляются возможные преступники. Широко в этой сфере используются приемы прикладной психологии с особым акцентом на процессах межличностного взаимодействия, а также способности анализировать внешний вид и поведение пассажиров.5
Авиационный профайлинг зародился в Израиле в 1970 гг., в этот период психологи разработали ряд простых вопросов, которые помогали выявить отношение пассажиров к терроризму. Впервые технология была применена авиакомпанией «Эль-Аль», а затем распространилась повсеместно.
Следует отметить, что в России применение профайлинга для обеспечения безопасности на борту воздушного судна закреплено на законодательном уровне. Оно обеспечено Приказом Минтранса России от 25.07.2007 № 104 «Об утверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров» [1]; Приказ Министерства транспорта РФ от 23 июля 2015 г. № 227 «Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности» [2]; Приказом Федеральной авиационной службы России от 15.07.1998 № 222 «Об утверждении и введении в действие Типового положения о службе авиационной безопасности авиапредприятий (эксплуатанта) гражданской авиации» [3]; Телеграммой Росавиации от 16.04.2012 № 160730 «Информация по безопасности полетов № 8» [4].
Особенностью авиационного профайлинга является его оперативный характер, который связан с постоянным потоком новых пассажиров и ограниченностью времени для анализа каждого из них. В рамках этого процесса пассажиры на борту делятся на две категории: потенциально опасные и неопасные. Первая категория далее делится на две подкатегории: подозрительные и критически подозрительные.
Стандартная процедура включает в себя следующие этапы профилирования:
- Первичное изучение. Требуется создать у человека уверенность, что вопросы задаются только в целях обеспечения его безопасности.
- Осмотр. Он производится визуально. Для составления профиля человека выделяются его отличительные черты внешности.
- Составление психологического портрета. С помощью различных первоначальных вопросов определяется психотип человека, оценивается его психологическое состояние.
- Проверка документов. Проводится на основании билета (маршрутной квитанции) и документов, которые предоставил пассажир, с целью поиска несостыковок и оценки подлинности документов.
- Беседа. Стандартным вопросом становится уточнение цели визита, но помимо нее выясняется наличие знакомых или родственников в месте назначения, планов на посещение наиболее известных культурных достопримечательностей. [5]
В процессе наблюдения за пассажирами, сотрудник должен задавать себе вопросы, направленные на профилирование: является ли этот человек тем, кем он себя выдает? Какие намерения у него есть? Скрывает ли он что-то? Какая эмоция у него преобладает в данный момент? Почему на его лице можно заметить страх, беспокойство, вину, печаль или отсутствие эмоций? Как соотносится его внешность с поведением (есть ли несоответствия)? [6]
Успешное функционирование службы авиационной безопасности обеспечивается уровнем подготовки ее кадров. В данной области необходимо постоянно проводить повышение квалификации сотрудников. Однако даже это не гарантирует 100 % эффективность системы, в силу человеческого фактора. Современные системы сильно упрощают работу специалистов по безопасности аэропортов, но заменить человека все еще не могут.
Одним из перспективных направлений для улучшения профайлинга в сфере воздушной безопасности видится внедрение нейронных сетей. Свёрточные нейронные сети (Convolutional Neural Networks) могут быть наиболее эффективны для данных целей, искусственный интеллект действует на основе камер видеонаблюдения [7]. Он способен на основе полученного изображения проанализировать человека, найти в базе схожий фоторобот. Такая система, ввиду глобального характера терроризма, требует ведение единой базы данных международных преступников, которая будет постоянно обновляться и пополняться. В США уже имеется опыт применения подобного видеонаблюдения с установкой специального программного обеспечения (FACS), камеры сканируют эмоции человека, которые шифруются в цифровой код. Технология была разработана Полом Экманом и Уоллесом Фризеном в конце 70-х гг, и сейчас демонстрирует свою эффективность. Однако основной проблемой применения нейросетей становится стоимость их внедрения.
Таким образом, профайлинг в сфере авиации играет важную роль в обеспечении безопасности полетов, оптимизации процессов и повышении качества обслуживания пассажиров. Профайлинг в авиации представляет собой метод анализа данных о пассажирах и их поведении с целью выявления потенциальных угроз безопасности и оптимизации обслуживания. Внедрение современных методов анализа данных и технологий профайлинга помогает авиационной отрасли создавать более безопасную, комфортную и эффективную среду для всех участников авиаперевозок.
Литература:
- Об утверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров (Зарегистрировано в Минюсте России 09.08.2007 № 9975). Приказ Минтранса России от 25.07.2007 N 104 (ред. от 19.08.2019) // СПС «КонсультантПлюс». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_70441/
- Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности. Приказ Министерства транспорта РФ от 23 июля 2015 г. № 227 // СПС «КонсультантПлюс». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_70441/339b192d31b11bf47bcd1bffc82ac120c34da852/
- Об утверждении и введении в действие типового положения о службе авиационной безопасности авиапредприятия (эксплуатанта) гражданской авиации. Приказ Федеральной авиационной службы РФ от 15 июля 1998 года № 222 // ИПП «ГАРАНТ» — URL: https://base.garant.ru/70745858/
- Информация по безопасности полетов № 8. Телеграмма Росавиации от 16.04.2012 № 160730 // СПС «КонсультантПлюс». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_254827/
- Попова, Д. А. Профайлинг и его развитие в современной гражданской авиации / Д. А. Попова // Академическая публицистика. — 2021. — № 2. — С. 36–39.
- Ягодина, Э. А. Профайлинг в сфере транспортной безопасности / Э. А. Ягодина // Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии (Васильевские чтения — 2023): Материалы международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 20–21 апреля 2023 года / Под редакцией Ю. А. Шаранова, В. Л. Ситникова. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2023. — С. 868–873. — EDN RRSHQC.
- Convolutional Neural Networks для визуального распознавания [Электронный ресурс]. URL: https://cs231n.github.io/convolutional-networks/ (дата обращения 03.06.2024).