В статье исследуется проблема внедрения современных средств криминалистической тактики при расследовании преступлений экстремистского характера, совершаемые в глобальной сети «Интернет». В ходе исследования обозначаются проблемы теоретического и практического характера. В частности, одной и проблем доктринального характера, не нашедшей решения в праве, является отсутствие легального определения виртуальных следов, оставляемых преступниками при совершении уголовно-наказуемых деяний. К числу практических проблем в рамках заданной темы следует выделить использование экстремистскими организациями и их членами социальных сетей, используемых особые методы шифрования, не позволяющие сотрудникам правоохранительных органов осуществлять предварительное расследование по соответствующему делу, как и определять субъекта соответствующего состава.
Ключевые слова: криминалистика, тактика расследования, экстремизм, глобальная сеть Интернет, виртуальные следы.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий (Далее — ИКТ) практически во все сферы человеческой деятельности уже давно представляют собой простую обыденность. Весьма продолжительное время человек в повседневной деятельности использует социальные сети с одновременным выходом в глобальную сеть «Интернет», применяя ее свойства в рабочих целях, коммуникации с другими людьми, поиска ответов на необходимые вопросы и т. д. Наряду с этим, растут показатели совершения преступных деяний в так называемом «киберпространстве», на площадках «мессенджеров» и иных составляющих глобальной сети. По актуальным статистическим данным с официального сайта Министерства Внутренних Дел РФ, с использованием информационно-телекоммуникационных технологий совершается практически каждое третье преступление [7]. Не исключением среди соответствующих групп деяний является совершение преступных деяний экстремисткой направленности.
В соответствии с примечанием 2 к ст. 282.1 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ [8], под преступлениями экстремисткой направленности понимаются преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, составы которых предусматриваются действующим уголовным законодательством РФ. Объективная сторона последних подразумевает совершение широкого комплекса действий соответствующего характера, реализация которых все чаще наблюдается в глобальной сети.
В рамках данного исследования необходимо подчеркнуть, что методика расследования экстремистских преступлений, совершенных с использованием сети Интернет сопровождается рядом проблем, которые на данный момент времени не находят должного решения. Как отмечают некоторые отечественные авторы, препятствиями к эффективному расследованию соответствующих категорий преступлений в заданных условиях являются факторы отсутствия у сети Интернет определенного собственника, предоставление каждому лицу неограниченного доступа к материалам, размещенным в ней, мировые масштабы охватов интернет-пользователей, а также возможности анонимного размещения экстремистских материалов в сети [2, с. 74, 4, с. 390].
По справедливому замечанию профессоров Ю. В. Гаврилина и А. В. Шмонина, экстремистские преступления, дистанционно совершаемые в сети Интернет, отображают следовую картину, исследование которой требует применения особых криминалистических технологий поиска, фиксации, хранения и использования виртуальных следов [3, с. 108].
При расследовании преступлений экстремистской направленности, совершенных в глобальной сети «Интернет», особое значение приобретает проведение лингвистических экспертиз, выступающей в качестве дополнительного доказательства по делу, а в некоторых случаях становящейся прямым аргументом квалификации содеянного как преступления. Как отмечается отечественными авторами, их проведение наиболее эффективно в случаях использования среднего и мягкого языка вражды, не сопровождающегося прямым выражением ненависти [3, С. 19]. На основании этого, практика применения лингвистической экспертизы при расследовании преступлений экстремисткой направленности отличается особой результативностью. Кроме того, как показывает судебная практика, наряду с производством лингвистических экспертиз при расследовании данной категории преступлений следователи нередко обращаются экспертной оценки материалов с психологической точки зрения — назначают производство психологических экспертиз.
Необходимо подчеркнуть, что для эффективного расследования экстремистских преступлений, совершаемых в глобальной сети Интернет, необходимо изначальное обращение к теории криминалистической техники расследования преступлений. Изменения, связанные с освоением виртуального пространства, непременно затрагивают структурные элементы не только общетеоретических и методологических основ криминалистики, но и сказываются на системе поисково-идентификационной деятельности и идентификации по следам в криминалистике, играющие основополагающую роль при расследовании любого преступления. В рамках проводимого исследования, особый интерес представляют виртуальные следы, оставляемые преступниками при совершении деяний экстремистской направленности.
Эффективность расследования преступлений, совершаемых в глобальной сети Интернет, значительно снижает отсутствие правового регулирования такой категории, как виртуальные следы. В настоящее время в криминалистической науке и практике сущность виртуальных следов рассматривается весьма двояко, однако это вовсе не мешает применять их свойства на практике [1, с. 42]. Исходя из анализа современной юридической литературы становится очевидной необходимость формирования новой отрасли криминалистической техники либо учения о следах, позволяющих приобрести виртуальными следами легального определения, а также включения в существующую систему следов в доктрине криминалистики. В свою очередь, правовая регламентация сущности и видов виртуальных следов позволит повысить эффективность раскрытия и расследования большинства преступлений, совершаемых с использованием ИКТ, в том числе и деяний экстремисткой направленности.
Помимо теоретических и законодательных проблем, влияющих на эффективность расследования преступлений экстремистской направленности, существуют и практические препятствия, выраженные в особых свойствах различных электронных ресурсов. Отметим, что на сегодняшний день одними из самых популярных социальных сетей является «ВКонтакте», среднее количество ежемесячных пользователей которой насчитывает 73,4 млн, а также Telegram, являющегося мировой интернет-платформой, общее число пользователей которой свыше 500 млн человек, где преимущественный контингент пользователей упомянутых социальных сетей составляют подростки и молодежь [5, с. 276]. Исходя из этого, «ВКонтакте» и «Telegram» являются наиболее привлекательными интернет-площадками, внутри которых экстремистские организации пропагандируют свою идеологию, занимаются агитационной и вербовочной деятельностью и т. п.
В целях выявления и расследования исследуемой категории преступлений правоохранительными органами регулярно проводится мониторинг социальных сетей, и, особенно, блогов официальных интернет-источников. В свою очередь, для расследования преступлений экстремистской направленности, совершаемых в сети Интернет, необходимо предоставление доступа к подобным электронным материалам в виде «постов», диалогов личных сообщений, сообществ и т. п. Однако если доступ к сети «ВКонтакте» является открытым и вопрос с предоставлением личной информации о пользователях был решен ранее, попытка обеспечить доступ сотрудников уполномоченных ведомств к личной информации пользователей Telegram не увенчалась успехом [9]. Отмечается, что с 2017 года большинство интернет-сервисов для защиты персональных данных пользователей перешли к использованию метода «оконечного шифрования», не позволяющего администрации соответствующего сервиса выдать ключи дешифрации тех или иных устройств, используемых экстремистскими организациями. Таким образом, на сегодняшний день сотрудники правоохранительных органов не имеют возможности доступа к большинству материалов внутри соответствующих интернет-сервисов, что значительно осложняет процесс расследования преступлений экстремистской направленности в сети «Интернет».
Исходя из вышеизложенного, сделаем следующие выводы. За последние годы значительно возросло число преступлений экстремисткой направленности, совершаемых в виртуальном пространстве. Свойства последнего являются «благоприятной средой» для развития экстремистских взглядов и идеологий, а также в большинстве случаев ограничивают доступ сотрудников правоохранительных органов к персональной информации пользователя, необходимой для установления личности и обстоятельств произошедшего в ходе расследования соответствующей категории преступлений.
Литература:
- Агибалов В. Ю. Виртуальные следы в криминалистике и уголовном процессе: дисс. канд. юрид. наук. М., 2012. 198 c.
- Баранов В. В. Некоторые проблемы расследования и противодействия расследованию экстремистских преступлений, совершаемых с использованием сферы телекоммуникаций и компьютерной информации // Труды Академии управления МВД России. 2022. № 1. С. 70–80.
- Болвачев М. А. Особенности производства лингвистических судебных экспертиз по делам о преступлениях экстремисткой направленности в социальных сетях // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. 2022. № 2. С. 17–24.
- Гаврилин Ю. В., Шмонин А. В. Использование информации, полученной из сети «Интернет», в расследовании преступлений экстремистской направленности // Труды Академии управления МВД России. 2019. № 1 (49). С. 105–111.
- Герасименко Н. И. Особенности использования сети Интернет в расследовании преступлений экстремисткой направленности // Пенитенциарная наука. 2020. № 3. С. 388–393.
- Дубовик Н. Г. Криминологический анализ экстремистских проявления в социальных сетях // Вестник Воронежского института МВД России. 2019. № 2. С. 275–279.
- Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь-март 2023 // [Интернет-ресурс] URL: https://мвд.рф/reports/item/37377025/ (дата обращения 28.04.2023).
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (ред. от 14.03.2023) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.
- Решение Таганского районного суда г. Москвы от 13 апреля 2018 года по делу № 2-1779/2018 // [Интернет-ресурс «Официальный портал судов общей юрисдикции города Москвы»] URL: https://mos-gorsud.ru/rs/taganskij/services/cases/civil/details/2cc72aea-39e7-4f8e-adc9-37d170966efa (дата обращения 28.04.2023).