Широкое и свободное использование информационных технологий привело к повышению рисков совершения интернет-преступлений. Расследование интернет-преступлений требует наличие специальных навыков со стороны правоохранительных органов, а наличие специалистов и специальных подразделений на уровне субъектов Российской Федерации недостаточно. Исходя из статистики можно сделать вывод о том, что большая часть преступлений должным образом не расследуется, не принимаются необходимые следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия. Несвоевременное реагирование на интернет-преступления является отрицательной чертой в их расследовании и приводит к не установлению личности преступника. В данной статье принята попытка внести некоторые корректировки и предложения для усовершенствования системы правоохранительных органов в расследовании преступлений, совершаемых с использованием сети Интернет.
Ключевые слова: интернет-преступления, расследование интернет-преступлений, специальные подразделения, управление К, компетентность правоохранительных органов.
The widespread and free use of information technology has increased the risk of Internet crime. Investigation of Internet crimes requires special skills on the part of law enforcement agencies, and the availability of specialists and special units at the level of the Russian Federation's constituent entities is not enough. Based on statistics, we can conclude that most of the crimes are not properly investigated, the necessary investigative actions and operational search measures are not taken. Untimely response to Internet crimes is a negative feature in their investigation and leads to non-identification of the criminal. This article attempts to make some adjustments and suggestions to improve the system of law enforcement agencies in the investigation of crimes committed using the Internet.
Keywords: Internet crimes, investigation of Internet crimes, special divisions, management K, competence of law enforcement agencies.
Раскрытие и расследование преступлений, совершенных с использованием сети Интернет, является сложным процессом. Наличие либо отсутствие специальных знаний и навыков у правоохранительных органов является определяющим фактором при раскрытии интернет преступлений.
По большей части, в отличие от преступлений другого рода, — в данном случае больше всего проблематика рассматриваемых преступлений определена в практических знаниях, нежели в теоретических, поскольку стандартные нормативно-правовые акты и учебная литература не являются компетентными в данной сфере преступлений.
Одной из главных проблем, связанных с раскрытием и расследованием рассматриваемых преступлений, является отсутствие специальных знаний в области информационных технологий у должностных лиц. Как показывает практика, начало расследования кибер-преступлений начинается с некоторым запозданием, что является отрицательной чертой в любом преступлении.
Сравнивая с иными преступлениями, предусмотренными уголовным законодательством Российской Федерации, интернет-преступления носят особый характер и для успешного расследования таких дел необходимо своевременное принятие следственных действий.
Так, в соответствии со статьей 144 Уголовно-процессуальным кодексом РФ (далее — УПК), должностное лицо правоохранительного органа обязана принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах его компетенции, установленной УПК РФ, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения [1].
Кроме того, руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой статьи 144 УПК РФ. При необходимости производства оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления [1].
Таким образом, рассмотрение заявления о любом преступлении может происходить от 3 до 30 дней. Однако, большой пропущенный срок является отрицательным фактором при раскрытии и расследовании интернет-преступлений. Если, к примеру, при проверке сообщения или заявления о нанесении побоев лицу, можно предположить, что срок проводимой проверки в 30 дней будет достаточным для принятия дальнейших мер, то при проверке сообщения об интернет-мошенничестве такой срок будет более, чем достаточным для скрытия всех следов преступления преступником.
Соответственно, возникает необходимость в урегулировании процессуальных сроков для проверки сообщений о преступлениях, что на данный момент не предоставляется возможным ввиду высокой загруженности правоохранительных органов. Проблема заключается в недостаточном количестве кадров в правоохранительных органах. Кроме того, необходимо введение должностей, производящих разделение по группам обычных преступлений, совершаемых «обычным» способ от преступлений, совершаемых с использованием информационных технологий.
Так, главной проблемой в раскрытии и расследовании интернет-преступлений является несвоевременное их обнаружение, следовательно, их раскрытие и расследование, обусловленное отсутствием должного внимания со стороны правоохранительных органов. В соответствии с этим необходимо создание дополнительных специальных подразделений, занимающихся расследованием преступлений, совершенных с использованием информационных технологий.
Таким образом, с целью борьбы с преступлениями в сфере информационных технологий, а также с незаконным оборотом радиоэлектронных средств и специальных технических средств было создано подразделение Министерства внутренних дел России Управление «К» [2]. Однако, проблема состоит в том, что для полного и всестороннего расследования уголовного дела, материалы передаются, предварительно, из местного Отдела Министерства Внутренних Дел (далее — ОВМД) в Управление «К», занимая определенное время, которое, в свою очередь, достаточно для скрытия всех следов, как материальных, так и виртуальных и дальнейшее расследование уголовного дела будет затруднено.
Исходя из вышесказанного, следует сделать вывод о том, что необходимо создание специальных подразделений по борьбе с кибер-преступностью на муниципальном (местном) уровне, что позволило бы своевременно реагировать на совершаемые интернет-преступления, которые в настоящее время только набирают обороты, учитывая условия самоизоляции, повышающие количество пользователей в сети «Интернет».
В свою очередь, создание таких подразделений предусматривает внесение корректировок и дополнений в уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации в части дополнения полномочий должностных лиц правоохранительных органов и созданных подразделений для борьбы с кибер-преступностью.
Также, в случае отсутствия таких специальных подразделений, возникает проблема, связанная с некомпетентностью должностных лиц правоохранительных органов в правильном раскрытии и расследовании интернет-преступлений, сопровождающаяся неправильными следственными действиями со стороны должностных лиц и постановки вопросов эксперту в случае назначения судебно-компьютерной экспертизы. Для решения указанной проблемы необходимо привлечение новых специалистов, а также обучение настоящих должностных лиц.
Таким образом, необходимо:
- Повысить количество, объем методической литературы, содержащей аспекты раскрытия и расследования интернет-преступлений;
- Создать необходимые учреждения и подразделения, способствующие своевременно выполнять следственные действия.
Литература:
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
- [Электронный ресурс] Открытый доступ. URL: https://мвд.рф