Информационно-коммуникационные технологии на уроках проектной деятельности (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (524) июнь 2024 г.

Дата публикации: 20.06.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Омелина, В. В. Информационно-коммуникационные технологии на уроках проектной деятельности (из опыта работы) / В. В. Омелина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 25 (524). — С. 435-437. — URL: https://moluch.ru/archive/524/115919/ (дата обращения: 17.07.2024).



Встатье рассматриваются возможности применения современных технических средств в исследовательской и проектной деятельности. Приведены примеры использования ИКТ при организации учебной деятельности обучающихся исследовательского характера.

Ключевые слова: проектная деятельность, информационные технологии, ресурсы, электронная доска, интерактивный тест.

Применение современных образовательных технологий при проведении практических занятий позволяет оптимально объединить теорию с практикой, эффективно использовать время учебного занятия и получить качественные образовательные результаты. Учащиеся становятся более заинтересованными на уроке с использованием интерактивной доски, различных интернет-сервисов и программ. Материал становится более доступным и наглядным. Также использование технических средств обучения позволяет увеличить темп урока. Урок становится более динамичным, появляется возможность сменить большее количество видов деятельности в рамках одного занятия. Заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, рисунки задают занятию бодрый темп: не тратится много времени на то, чтобы написать текст на традиционной доске; все ресурсы можно комментировать прямо на экране и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал. Удобно вести рабочую тетрадь в электронном виде. Таким образом можно совместить и теоретический материал, и обучение форматированию текста, что в дальнейшем понадобится для оформления своего индивидуального проекта. В том случае, если нет возможности работать на компьютере, предусмотрен раздаточный материал, в котором можно выполнять задания письменно в традиционной форме. Каждый этап урока можно выполнять как индивидуально, так и в группах. Как показывает опыт, ученики предпочитают работать на компьютере индивидуально. Например, пользуясь собственным опытом, можно рассмотреть следующий сценарий урока: на первом этапе урока каждому ученику предложена ситуация. Каждая из ситуаций касается какой-либо социальной проблемы. При необходимости можно менять ситуации или давать ученикам находить подобные проблемы самостоятельно. На примере этой ситуации мы закрепляем то, что изучили на предыдущих уроках. Необходимо, прочитав описание проблемной ситуации, сформулировать проблему, цель, задачи и предполагаемый результат проекта (придумать решение). На основе чего сформулировать тему. На мой взгляд, удобнее всего разрабатывать тему проекта, исходя из того, что уже выбран тип будущего проекта, сформулированы цель, задачи и результат. Задание выполняется в электронном виде на онлайн доске, ссылка на которую размещена в раздаточном материале. Также заранее дан план работы над ситуацией. Напротив каждого задания ученики самостоятельно ставят отметку о выполнении. Таким образом происходит оценивание работы на уроке. Для удобства онлайн доску я вывожу на экран через проектор, и все могут видеть результат работы на уроке.

Рис. 1

На втором этапе урока я предлагаю собрать интерактивный тест в виде паззлов в сервисе Learningapps. Подобный вид заданий я использую регулярно так как он удобен и вызывает большой интерес у учеников. Выполнять необходимо последовательно переходя по вкладкам с названиями — виды проектов, цели, задачи, темы и методы. С первыми четырьмя понятиями ученики знакомились на предыдущих уроках. Если все выбрано правильно (при неправильном выборе сервис указывает на ошибку и есть возможность переделать), то на последней вкладке — методы — остаются непосредственно сами методы — анализ, сравнение, измерение и т.д. Необходимо подобрать обобщающее слово или словосочетание для всех этих действий. Сделать вывод, что такое метод и какие виды существуют. В результате ученики должны увидеть собранную картинку.

Исходное задание

Рис. 2. Исходное задание

Результат

Рис. 3. Результат

Все ответы вписываются на онлайн-доске. Таким образом, сначала мы повторяем и закрепляем пройденный материал, а затем ученики самостоятельно выводят определение методов. Также предусмотрены два вопроса, ответы на которые показывают, насколько ученик понимает, что такое метод проектов.

В заключении надо отметить, что в процессе использования информационных технологий (то есть системы приемов деятельности с привлечением всех возможностей компьютера) в проектно-исследовательской работе у обучающихся автоматически формируется отношение к компьютеру (и программам) как к исполнителю, то есть инструменту, с помощью которого можно решить поставленную задачу быстро, качественно, интересно. Кроме того, используя различные средства информационно-коммуникационных технологий, обучающиеся осваивают общие безопасные и эргономичные принципы работы за компьютером, получают возможность осознать, что средства ИКТ можно использовать для обучения и развития собственной познавательной деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): ученик, этап урока, возможность, интерактивный тест, онлайн доска, проектная деятельность, пройденный материал, раздаточный материал, ситуация, урок, электронный вид.


Похожие статьи

Задать вопрос