Формирование ИКТ-компетентности школьников в проектно-исследовательской деятельности
Авторы: Агафонова Галина Николаевна, Базарова Лариса Павловна, Смолякова Марина Михайловна, Тишкина Елена Александровна
Рубрика: Теория образования и обучения, дидактика
Опубликовано в Школьная педагогика №4 (7) ноябрь 2016 г.
Дата публикации: 07.11.2016
Статья просмотрена: 619 раз
Библиографическое описание:
Агафонова, Г. Н. Формирование ИКТ-компетентности школьников в проектно-исследовательской деятельности / Г. Н. Агафонова, Л. П. Базарова, М. М. Смолякова, Е. А. Тишкина. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 4 (7). — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/42/1542/ (дата обращения: 16.12.2024).
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
Целью образования становится «общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться» [1]. Перед школой ставится задача подготовки личности с адекватной ориентацией в информационном пространстве, способностью принимать решения в нестандартных ситуациях в условиях недостаточной и избыточной информации [4].
Говоря об ИКТ–компетентности, следует определять два понятия: это ИКТ–грамотность и ИКТ–компетентность.
ИКТ-грамотность — это использование цифровых технологий, инструментов коммуникаций для доступа к информации и управление ею.
ИКТ-компетентность — это уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности. Конечным результатом обучения ИКТ-грамотности должно стать не понимание того, как функционирует компьютер, а способность использовать его в качестве инструмента решения разнообразных задач.
В современном научно-педагогическом мире ИКТ компетентность определяется как способность отдельного индивида решать учебные, бытовые и профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.
К набору существенных преимуществ использования компьютера в обучении перед традиционными занятиями относятся следующие:
- Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.
- Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию к обучению.
- ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
- Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения.
- ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.
- Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий, определить этап в решении задачи, на котором сделана ошибка, и исправить ее.
Для решения задач подготовки школьников к успешной жизни в информационном обществе школа в числе прочего должна формировать у своих учеников умения, составляющие ИКТ–компетентность.
Модель ИКТ-компетентности включает:
‒ определение информации — способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации;
‒ доступ кинформации — умение собирать и /или извлекать информацию;
‒ управление информацией — умение применять существующую схему организации или классификации;
‒ интегрирование информации — умение интерпретировать и представлять информацию. Сюда входит обобщение, сравнение и противопоставление данных;
‒ оценивание информации — умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации;
‒ создание информации — умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее;
‒ сообщение информации — способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ.
Сюда входит способность направлять электронную информацию определенной аудитории и передавать знания в соответствующем направлении.
ФГОС определяет ИКТ как «современные средства обработки и передачи информации, включая соответствующее оборудование программное обеспечение, модели, методы и регламенты их применения» [2].
Применение этих технологий в обучении способствует повышению качества знаний учащихся, обеспечивает интеллектуальное развитие каждого ребёнка.
В связи с этим особая роль отводится развивающим технологиям, одной из которых является проектно-исследовательская деятельность.
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
Проектно-исследовательская деятельность способствует преобразованию процесса обучения в процесс самообучения, позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного.
Под исследовательскими умениями понимают следующие:
‒ умение видеть проблему;
‒ умение задавать вопросы,
‒ умение выдвигать гипотезы;
‒ умение давать определение понятиям;
‒ умение классифицировать;
‒ умение и навык наблюдения;
‒ умение и навык поведения экспериментов;
‒ умение делать выводы и умозаключения;
‒ умения навыки структурирования материала;
‒ умения и навыки работы с текстом;
‒ умение доказывать и защищать свои идеи [3].
Проектно-исследовательская деятельность открывает возможности формирования жизненного опыта, стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении. Но как сделать эту деятельность более организованной? Как ввести учащихся в проблемную ситуацию, выбрать тему исследования, научить детей самостоятельно вести исследование, как заинтересовать и поддержать интерес к проекту?
Как помочь юному исследователю не растеряться в море информации, научить отбирать главное, находить связи, структурировать её?
ИКТ-технологии являются мощным средством для достижения этих целей и могут быть использованы на каждом этапе исследовательской деятельности.
При поиске информации ученик может обращаться к глобальной сети Интернет, для этого он получает на уроках информатики навыки поиска информации в сети Интернет для упрощения поиска.
Компьютерная обработка данных исследования (сортировка, поиск, отбор информации) осуществляется с помощью систем управления базами данных.
Оформление работ с помощью текстового редактора: оформление титульного листа, соблюдение структуры работы.
Информация может быть представлена в различных формах (текст, таблица, график и т. д.), причем каждая из них предпочтительна для различных целей.
Защита работы может быть осуществлена при помощи презентации. Для этого ученик учится работать в системе создания презентации.
Итогом научно-исследовательской работы учащихся является выступление на уроках, классных часах, а также на школьной научно-практической конференции.
Виртуальные экскурсии дают возможность «побывать» в различных уголках нашей страны и всего земного шара, познакомиться с особенностями разных природных зон.
В сети Интернет представлено достаточно много материалов, которые можно использовать для организации виртуальных экскурсий школьников.
Занятие в форме виртуального путешествия предполагает организацию разнообразной деятельности обучающихся, способствующую расширению кругозора, развитию любознательности, формированию всего комплекса УУД.
Стоит отметить, что в создании виртуальных экскурсий могут принимать активное участие и сами учащиеся. Это развивает навыки работы в информационных системах, формирует учебные и коммуникативные навыки у школьников и в целом способствует формированию ИКТ-компетентности учащихся.
На практических занятиях проводится ознакомление учащихся с учебной аппаратурой и прививается умение работать с ней. На занятиях применяются компьютер, веб-камера, микрофон, сканер, принтер, фотоаппарат, видеокамера. Для работы используются: среда для программирования Paint, Microsoft Power Point, Microsoft Movie Maker, средства Интернет.
В результате использования средств ИКТ в проектно-исследовательской деятельности школьники приобретают опыт работы с различными информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные. Итогом такой системной работы станет формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности.
Литература:
- Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия/ Москва, Просвещение — 2011
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: Начальная школа (Стандарты второго поколения)/Сост. е. А. Савинов. — М.: Просвещение, 2010
- Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников /А. И. Савенков — Самара: Издательство «Учебная литература», 2007
- Федяинова, Н. В. Методические аспекты использования информационных технологий в проетной деятельности младших школьников/ Н. В. Федяинова, И. С. Хирьянова,// Начальная школа плюс ДО и После. — 2011.- № 11