Государственное регулирование импорта легковых автомобилей в России: проблемы и перспективы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №25 (524) июнь 2024 г.

Дата публикации: 23.06.2024

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Правдина, М. В. Государственное регулирование импорта легковых автомобилей в России: проблемы и перспективы / М. В. Правдина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 25 (524). — URL: https://moluch.ru/archive/524/115910/ (дата обращения: 30.06.2024).



В статье анализируются проблемы и перспективы государственного регулирования импорта легковых автомобилей в России. Выявляются основные недостатки существующей системы регулирования, которые приводят к снижению ее эффективности. Предлагаются конкретные меры по совершенствованию системы регулирования, направленные на снижение таможенных пошлин, упрощение процедуры уплаты утилизационного сбора и гармонизацию технического регламента Таможенного союза с международными стандартами..

Ключевые слова :государственное регулирование, импорт легковых автомобилей, таможенные пошлины, утилизационный сбор, технический регламент, Таможенный союз

The article analyzes the problems and prospects of state regulation of passenger car imports in Russia. The main shortcomings of the existing regulatory system that reduce its effectiveness are identified. Specific measures are proposed to improve the regulatory system, aimed at reducing customs duties, simplifying the procedure for paying the utilization fee, and harmonizing the Technical Regulations of the Customs Union with international standards.

Keywords :state regulation, passenger car imports, customs duties, utilization fee, technical regulations, Customs union

Введение

Российский рынок легковых автомобилей является одним из крупнейших в Европе. В 2023 г. в России было продано около 1,5 млн новых легковых автомобилей. Однако доля импортных автомобилей на российском рынке в последние годы снижается. В 2020 г. импортные автомобили занимали около 40 % российского рынка, в то время как в 2023 г. их доля сократилась примерно до 30 %.

Такое снижение во многом обусловлено государственным регулированием импорта легковых автомобилей в Россию. Правительство РФ в целях защиты отечественного автопрома реализовало ряд мер, в том числе высокие таможенные пошлины, утилизационный сбор и технический регламент, более жесткий, чем международные стандарты.

Проблемы действующей системы регулирования

Действующая система регулирования импорта легковых автомобилей в Россию имеет ряд недостатков, снижающих ее эффективность.

  1. Высокие таможенные пошлины. Таможенная пошлина на легковые автомобили, ввозимые в Россию, является одной из самых высоких в мире. В 2023 г. таможенная пошлина на легковой автомобиль с объемом двигателя до 1 литра составляет 15 %, с объемом двигателя свыше 1 литра — 20 %. Это делает импортные автомобили более дорогими для российских потребителей.
  2. Утилизационный сбор. Утилизационный сбор — это сбор, уплачиваемый владельцем автомобиля при его ввозе на территорию России. Утилизационный сбор предназначен для покрытия расходов на утилизацию автомобиля по истечении срока его эксплуатации. Однако утилизационный сбор часто рассматривается как дополнительный налог на импортные автомобили.
  3. Технический регламент. Технический регламент Таможенного союза (ТР ТС) — это совокупность технических регламентов, распространяющихся на всю продукцию, ввозимую на территорию Таможенного союза, в том числе легковые автомобили. ТР ТС жестче международных стандартов, что усложняет экспорт легковых автомобилей в Россию для иностранных автопроизводителей.

Меры по совершенствованию системы регулирования

В целях совершенствования системы регулирования импорта легковых автомобилей в Россию необходимо предпринять следующие меры:

  1. Снизить таможенные пошлины. Правительству РФ следует снизить таможенные пошлины на легковые автомобили, чтобы сделать их более доступными для российских потребителей.
  2. Упростить порядок уплаты утилизационного сбора. Правительству РФ следует упростить порядок уплаты утилизационного сбора, чтобы снизить административную нагрузку на импортеров автомобилей.
  3. Гармонизировать Технический регламент Таможенного союза с международными стандартами. Правительству РФ следует гармонизировать ТР ТС с международными стандартами, чтобы облегчить экспорт легковых автомобилей в Россию для иностранных автопроизводителей.
  4. Стимулировать отечественный автопром. Правительству РФ следует разработать и реализовать меры по стимулированию отечественного автопрома, чтобы повысить его конкурентоспособность и снизить зависимость от импорта легковых автомобилей. Такие меры могут включать предоставление субсидий и льготных кредитов отечественным автопроизводителям, а также инвестиции в развитие отечественных технологий и научно-исследовательских работ в сфере автомобилестроения.

Выводы

Государственное регулирование импорта легковых автомобилей в России имеет ряд недостатков, которые снижают его эффективность и негативно влияют на российский автомобильный рынок. Высокие таможенные пошлины, сложный порядок уплаты утилизационного сбора и технический регламент, более жесткий, чем международные стандарты, делают импортные автомобили менее доступными для российских потребителей и создают барьеры для экспорта легковых автомобилей в Россию.

Для совершенствования системы регулирования импорта легковых автомобилей в России необходимо предпринять следующие меры:

  1. Снизить таможенные пошлины, чтобы сделать импортные автомобили более доступными для российских потребителей.
  2. Упростить порядок уплаты утилизационного сбора, чтобы снизить административную нагрузку на импортеров автомобилей.
  3. Гармонизировать Технический регламент Таможенного союза с международными стандартами, чтобы облегчить экспорт легковых автомобилей в Россию для иностранных автопроизводителей.
  4. Стимулировать отечественный автопром, чтобы повысить его конкурентоспособность и снизить зависимость от импорта легковых автомобилей.

Эти меры позволят сделать российский автомобильный рынок более конкурентным и доступным для потребителей, а также будут способствовать развитию отечественного автопрома.

Литература:

  1. Мигачева, О. М. Влияние таможенно-тарифного регулирования на динамику импорта РФ / О. М. Мигачева, И. В. Лановенко, А. Г. Семина. — Текст: непосредственный // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2021. — № 12–2 (82). — С. 110–115.
  2. Тюкавкин-Плотников, А. А. Основные этапы правового регулирования параллельного импорта в современной России / А. А. Тюкавкин-Плотников, А. Е. Ильин. — Текст: непосредственный // Культура. Наука. Образование. — 2022. — № 2 (63). — С. 145–150.
  3. Ефимцева, Т. В. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности: методы и их правовая сущность / Т. В. Ефимцева, А. С. Алитурлиев. — Текст: непосредственный // Oeconomia et Jus. — 2022. — № 1. — С. 83–93.
  4. Воронина, Н. П. Правовое обеспечение продовольственной безопасности: новые ответы на современные вызовы / Н. П. Воронина. — Текст: непосредственный // Сельское хозяйство. — 2022. — № 3. — С. 13–20.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, утилизационный сбор, автомобиль, Технический регламент, Таможенный союз, правительство РФ, государственное регулирование импорта, порядок уплаты, пошлина, российский рынок.


Ключевые слова

государственное регулирование, Таможенный союз, технический регламент, таможенные пошлины, импорт легковых автомобилей, утилизационный сбор

Похожие статьи

Задать вопрос