Формирование математической грамотности с помощью практико-ориентированных проектов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (523) июнь 2024 г.

Дата публикации: 15.06.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Сообцокова, А. Ю. Формирование математической грамотности с помощью практико-ориентированных проектов / А. Ю. Сообцокова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 24 (523). — С. 211-216. — URL: https://moluch.ru/archive/523/115688/ (дата обращения: 30.06.2024).



«Математическая грамотность — это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира». [1, с. 9]

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) сформулированы требования, достижения которых предусматривает развитие у обучающихся качеств, необходимых для жизни в современном обществе, и осуществление практического взаимодействия с объектами природы, производства, быта.

Урок — главная составная часть учебного процесса, где сосредотачивается учебная деятельность преподавателя и обучающихся. Чтобы качество урока было достаточно высоким, необходимо его наполнить содержанием, методической направленностью, атмосферой. Перед преподавателем стоит основная задача — научить обучающихся «учиться». Для непрерывного обучения и самообразования особенно важное значение имеют развитие самостоятельности (готовности вести познавательно–поисковую деятельность), творческой активности обучающихся и воспитание навыков самообучения по математике. Развитие умения мотивировать учебные действия, самостоятельно разбираться в получаемой информации, формирование творческого и нестандартного мышления, развитие обучающихся за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения математики, — основные цели современного образования. Чтобы максимально достигнуть указанных целей, развить математическую грамотность у обучающихся, необходимо включение в систему обучения математики практико-ориентированных задач и проектов.

В своих работах Д. Пойа, указывал: «Что значит владение математикой? Это есть умение решать задачи, причем не только стандартного вида, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности».

Практико-ориентированные проекты представляют собой специально подобранную систему задач, составленную на основе материала окружающей действительности, данные проекты предназначены для развития практических навыков у обучающихся в повседневной жизни.

Практико-ориентированные задачи помогают учащимся работать с информацией, выделять и отбирать главное, выстраивать собственные пути решения и обосновывать их, работать в парах и в группах, развить свои точки зрения, чувства, убеждения и желания в поисковой творческой деятельности учащихся. В результате работы с таблицами, графиками, диаграммами, схемами развивается и математическая грамотность.

Таким образом, обучение с применением практико-ориентированных проектов, позволяет каждого обучающегося из пассивного участника образовательного процесса превратить в активного, стремящегося к постоянному саморазвитию. Применение при обучении математике практико-ориентированных проектов позволит учащимся не только закрепить, но и углубить полученные теоретические знания, овладеть необходимыми навыками, научиться видеть связь полученных знаний и реальной жизни.

Можно предложить ребятам самим придумать тему проекта. Совместная работа преподавателя и обучающихся особенно на начальном этапе знакомства с классом сближает и делает усвоение материала наиболее продуктивным.

Пример практико-ориентированного проекта

НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА

Задание «Семейная история»

Класс: 5

Раздел примерной рабочей программы: «Натуральные числа».

Тематика уроков: «Ряд натуральных чисел», «Арифметические действия с натуральными числами», «Сравнение натуральных чисел».

Планируемые предметные результаты:

— понимать и правильно употреблять термины, связанные с натуральными числами;

— сравнивать и упорядочивать натуральные числа;

— выполнять арифметические действия с натуральными числами;

— выполнять проверку, прикидку результата вычислений.

Формируемые компетенции математической грамотности

  1. Умение распознавать математические понятия, объекты и закономерности в реальных жизненных ситуациях.
  2. Умение строить математические модели и осуществлять обоснованный выбор математического аппарата для решения реальных проблем.
  3. Умение интерпретировать и оценивать полученные математические результаты в контексте реальной проблемы.

Формы организации деятельности обучающихся : групповая, индивидуальная или работа в парах.

Контекст

В семье братьев Алексея и Павла очень бережно хранят память о прошлом семьи. Родители часто рассказывают историю их семьи, показывают фотографии предков. Рассказы родителей, бабушки и дедушки очень заинтересовали ребят, и они решили составить генеалогическое дерево своей семьи до 5 колена. В этом им помогли родители.

Вместе они разобрали семейный архив, письма и фотографии, документы, опросили своих родственников. Вот такое генеалогическое дерево у них получилось (Рисунок 1).

Задание 1

Составь таблицу 1 и распредели членов семьи братьев в соответствии с веком, в котором они родились. Найди среди членов семьи долгожителя.

Таблица 1

Распределение членов семьи в соответствии с веком рождения

19 век

20 век

21 век

Рис. 1

Решение:

Для выполнения задания можно перенести данные схемы генеалогического дерева (Рисунок 1) в столбцы вспомогательной таблицы 2. На основании данных заполняем таблицу 1.

Таблица 2

Данные о семье братьев

Член семьи

Имя, отчество

Век рождения

Возраст

Прапрабабушка

Анна Максимовна

19

1974–1897=77

Прапрадедушка

Иван Юрьевич

19

1992–1894=98

Прабабушка

Елизавета Ивановна

20

2012–1932=80

Прадедушка

Сергей Фёдорович

20

2008–1926=82

Бабушка

Мария Сергеевна

20

2023–1962=61

Дедушка

Василий Савельевич

20

2023–1959=64

Мама

Ольга Васильевна

20

2023–1983=40

Брат старший

Алексей

21

2023–2003=20

Брат младший

Павел

21

2023–2007=16

Папа

Виктор Олегович

20

2023–1982=41

Бабушка

Ирина Борисовна

20

2023–1960=63

Дедушка

Олег Романович

20

2023–1958=65

Прабабушка

Вера Леонидовна

20

2004–1930=74

Прадедушка

Роман Дмитриевич

20

2001–1926=75

Прапрабабушка

Василиса Петровна

19

1982–1899=83

Прапрадедушка

Дмитрий Алексеевич

19

1975–1899=76

Ответ: долгожитель среди членов семьи — прапрадедушка Иван Юрьевич.

Задание 2

Родственники семьи Алексея и Павла проживают в разных городах России. В таблице 3 даны годы основания городов, в которых они живут.

Определи, сколько лет каждому городу на момент 2023 года, и запиши данные в последний столбец таблицы3. Какой из этих городов самый древний?

Решение:

Вычисляем возраст городов и записываем результаты в таблицу 3.

Таблица 3

Год основания города

Город

Год основания

Сколько лет городу (2023 г.)

Москва

1147 г.

2023–1147=876

Великий Новгород

859 г.

2023–859=1164

Смоленск

863 г.

2023–863=1160

Петербург

1703 г.

2023–1703=320

Ростов Великий

862 г.

2023–862=1161

Феодосия

355 г. до н. э.

2023+355=2378

Керчь

530 г.

2023–530=1493

Брянск

985 г.

2023–985=1038

Орёл

1566 г.

2023–1566=457

Псков

903 г.

2023–903=1120

Ответ: самый древний город — Феодосия.

Задание 3

Семья Алексей, Павел и их родители, проживающие в Москве, решили совершить путешествие по городам России, где проживают их родственники. Мама с Павлом выбрали города, а папа с Алексеем составили маршрут их поездки. Данные представлены в таблице 4.

Таблица 4

Определение расстояний в км между городами

Город

Москва

Великий Новгород

Смоленск

Петербург

Ростов Великий

Феодосия

Керчь

Брянск

Орёл

Псков

Москва

575

396

650

1077

1645

1544

1545

360

732

Великий Новгород

575

584

190

1658

2226

2125

952

905

215

Смоленск

396

584

745

1357

1925

1824

250

332

459

Петербург

650

190

745

1788

2356

2256

1082

851

295

Ростов Великий

1077

1658

1357

1788

576

475

1037

689

1803

Феодосия

1645

2226

1925

2356

576

107

1615

884

2381

Керчь

1544

2125

1824

2256

475

107

1525

847

2291

Брянск

1545

952

250

1082

1037

1615

1525

118

710

Орёл

360

905

332

851

689

884

847

118

839

Псков

732

215

459

295

1803

2381

2291

710

839

  1. Определите длину кратчайшего возможного маршрута для посещения родственников, проживающих в городах Орел, Псков, Смоленск, Великий Новгород, Брянск, Санкт-Петербург с учетом выезда из города проживания и возвращения обратно.

Решение:

МоскваОрёлСмоленскПсковПетербургВеликий НовгородМосква : 360+118+250+459+295+190+575=2247(км)

  1. По пути, чтобы не скучать, мама с Алексеем и Павлом решили сыграть в математическую игру, наградой за победу в которой станет возможность определить место остановки для пикника. Помогите ребятам победить.

Используя таблицу 5 ответьте на вопросы:

а) выписать все числа в порядке возрастания, которые делятся на 2;

б) выписать все числа в порядке возрастания, которые делятся на 5;

в) выписать все числа, которые делятся и на 2 и на 5;

г) выписать все числа, которые делятся на 3;

д) из пункта г выбрать все числа, которые делятся на 9.

Решение:

а) 118, 190, 250, 360;

б) 190, 250, 295, 360, 575;

в) 190,250,360;

г) 360,459;

д) 360, 459.

C:\Users\A0859\Desktop\Свистунова РС\!Сообцокова\Карта маршрута.bmp

Рис. 2

Заключение

Включение развития математической грамотности у обучающихся в образовательную деятельность в качестве одного из ключевых образовательных результатов на уровне основного общего образования формирует у обучающихся навыки использования математического инструментария для решения реальных проблем посредством применения таких познавательных действий, как рассуждение, распознавание, формулирование и интерпретирование.

Литература:

  1. Математическая грамотность: методические рекомендации по формированию математической грамотности обучающихся 5–9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе / под ред. Г. С. Ковалевой, Л. О. Рословой. — Москва: Ин-т стратегии развития образования РАО. 2021. — 87 с.
  2. Математическая грамотность. Открытый банк заданий 2022 [Электронный ресурс] // Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся». — Режим доступа: http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskaya-gramotnost/.
Основные термины (генерируются автоматически): Москва, Великий Новгород, математическая грамотность, Псков, Смоленск, Брянск, Петербург, таблица, феодосия, число.


Похожие статьи

Задать вопрос