К вопросу о клиентской политике АО «Альфа-Банк» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №24 (523) июнь 2024 г.

Дата публикации: 11.06.2024

Статья просмотрена: 60 раз

Библиографическое описание:

Санакулов, В. З. К вопросу о клиентской политике АО «Альфа-Банк» / В. З. Санакулов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 24 (523). — С. 271-276. — URL: https://moluch.ru/archive/523/115537/ (дата обращения: 19.10.2024).



Произведен анализ клиентской политики АО «Альфа-Банк», отражены ее качественные принципы, востребованность финансовых услуг, электронных банковских услуг, услуг по аренде индивидуальных сейфовых ячеек и др.

Ключевые слова: клиентская политика, вклады, кредитная политика, финансовые услуги, ресурсная база.

The article analyzes the client policy of JSC «Alfa-Bank», reflects its qualitative principles, the demand for financial services, electronic banking services, services for renting individual safe deposit boxes, etc. The article is devoted to the analysis of the client policy of JSC «Alfa-Bank».

Keywords: client policy, deposits, credit policy, financial services, resource base.

Клиентская политика — образ действий коммерческого банка, ориентированный на управление взаимоотношениями с клиентами, включающий совокупность стратегических и тактических мер осуществления данной деятельности [1].

Во времена нестабильности в экономической ситуации и обострения конкуренции банковским организациям необходимо бороться за каждого клиента, делая акцент на качестве работы с клиентами. Поэтому современный банковский рынок ставит перед банковскими организациями вопрос другого значения: успешный банк уже не может построить эффективную бизнес-систему основываясь только на классической модели обслуживания клиентов.

Клиентская политика коммерческого банка является стратегическим документом включающем в себя цели, задачи, приоритеты, принципы в привлечении клиентов с обоснованием объемов финансовых, производственных, трудовых, информационных и иных ресурсов.

Практически достижение коммерческим банком целей осуществляется на основе реализации задач клиентской политики. Нормируется этот процесс путем декларирования принципов клиентской политики кредитной организации.

АО «Альфа-Банк» был основан в 1990 году и на сегодняшний день является одним из ведущих банков России. Основным видом деятельности компании является предоставление услуг в банковской сфере, которая включает в себя обслуживание как физических, так и юридических лиц, и инвесторов [2].

Для анализ финансового состояния АО «Альфа-Банк» проанализируем прежде всего характеристики баланса. Рассмотрим, какие изменения претерпели совокупные активы банка за исследуемые два года.

Таблица 1 отражает изменение активов АО «Альфа-Банк»; ее данные показывают, что суммы по большинству показателей уменьшились в 2022 г. Совокупные активы за период 2021–2022 гг. выросли на 3,2 % и на конец 2022 г. составили 5818046,073 тыс. рублей.

Таблица 1

Анализ активных операций АО «Альфа-Банк» за 2021–2022 гг. (в тысячах рублей)

Показатели

2021

2022

Отклонение

Абсолютное

Относительное

Денежные средства

125607313

104494531

104368923687

83,1

Средства кредитной организации в Центральном банке Российской Федерации

294602681

584970,076

-21 112782

198

Обязательные резервы

39062802

6940024

-32122778‬‬

17,7

Средства в кредитных организациях

225297634

84256,841

-141040793

37,4

Финансовые активы, оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток

186402999

134708508

-51694491‬

72,2

Чистая ссудная задолженность, оцениваемая по амортизированной стоимости

4112472109

4135467126

—22995017‬

100,5

Чистые вложения в финансовые активы, оцениваемые по справедливой стоимости через прочий совокупный доход

265890235

308398639

42508404‬

115,9

Чистые вложения в ценные бумаги и иные финансовые активы, оцениваемые по амортизированной стоимости (кроме ссудной задолженности)

156154016

207383949

51229933

132,8

Требования по текущему налогу на прибыль

4370316

532667

956354‬

121,8

Отложенный налоговый актив

1362253

27352045

13729515‬

200,7

Основные средства, активы в форме права пользования и нематериальные активы

69006258

87155212

18148954

126,3

Долгосрочные активы, предназначенные для продажи

19971

126734

-72,976

63,4

Всего активов

5616931885

5818046073

201114188

103,5

Наибольшая доля принадлежит чистой кредитной задолженности — 44,21 %, однако в 2022 году банк снизил ее на более чем 65 %. Денежные средства и средства кредитных организаций в ЦБ РФ имеют большой процент различий за период 2021–2022 гг. как часть активов, это объем вырос на 98 %.

Вдвое увеличился отложенный налоговый актив, наполовину банк снизил объемы долгосрочных активов, предназначенных для продажи. В связи с этим следует указать на то, что деятельность банка была не во всем успешной в 2022 году [3].

В таблице 2 проанализируем обязательства банка.

Таблица 2

Анализ пассивных операций АО «Альфа-Банк» за 2021–2022 гг. (в тысячах рублей)

Показатели

2021

2022

Отклонение

Абсолютное

Относительное

Кредиты, депозиты и прочие средства Центрального банка Российской Федерации

7970648

16852876

8882228

111,4

Средства клиентов, оцениваемые по амортизированной стоимости

4605548114

4939186979

-4600608927

-99,9

средства кредитных организаций

79675679

122034537

42358858

53,2

средства клиентов, не являющихся кредитными организациями

4525872435

4817152442

291280007

6,4

вклады (средства) физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей

2025431126

2165906421

140475295

6,9

Финансовые обязательства, оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток

43961537

10903393

-33058144

-75,2

Выпущенные долговые ценные бумаги

147795373

164019557

16224184

11,0

оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток

0

2430113

2430113

-

оцениваемые по амортизированной стоимости

147795373

161589444

13794071

9,3

Обязательства по текущему налогу на прибыль

648615

999225

35061

54,1

Отложенные налоговые обязательства

19854,394

2085,022

-17769372

-89,5

Всего обязательств

4927834352

5248528880

320694528

6,5

Средства акционеров

59587623

59587623

0

0,0

Эмиссионный доход

1810961

1810961

0

0,0

Резервный фонд

2979381

2979381

0

0,0

Переоценка по справедливой стоимости финансовых активов, оцениваемых по справедливой стоимости через прочий совокупный доход, уменьшенная на отложенное налоговое обязательство (увеличенная на отложенный налоговый актив)

5260496

3967617

-1292879

-24,6

Переоценка основных средств, активов в форме права пользования и нематериальных активов, уменьшенная на отложенное налоговое обязательство

4689506

4372470

-317036

-6,8

Изменение справедливой стоимости финансового обязательства, обусловленное изменением кредитного риска

0

-38932

-38932

-

Неиспользованная прибыль (убыток)

614769566

496838073

-117931493

-19,2

Всего источников собственных средств

689097533

569517193

-119580340

-17,4

Безотзывные обязательства кредитной организации

7578934845

4216901725

-3362033120

-44,4

Выданные кредитной организацией гарантии и поручительства

481316165

408620067

-72696098

-15,1

Условные обязательства некредитного характера

710530

2733180

202265

284,7

Из таблицы видно, что общие обязательства АО «Альфа-Банк» выросли на 11,4 % и на конец 2022 года составили 16852,876 тысяч рублей. Большую долю составляют средства клиентов, не являющихся кредитными организациями.

Приоритетным направлением деятельности банка являются депозиты физических лиц. Объем привлеченных средств от физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, по состоянию на 31 декабря 2022 года составил 61248,648 тысяч рублей [4].

Рассмотрим иные финансовые показатели в динамике развития АО «Альфа-Банк» в таблице 3.

Таблица 3

Коэффициенты, характеризующие финансовое положение АО «Альфа-Банк»

Показатели/ период

Методика расчета

Норматив

2021

2022

Отклонение

Абс.

Отн, в %

Коэффициент достаточности собственных средств банка

КФА=Собственный капитал/Суммарные обязательства

где КФА — показатель достаточности капитала, известный также как коэффициент финансовой автономии.

Не < 8

14,07

14,59

0,52

3,7

Коэффициент роста капитала

Отношению капитала банка к его риску

Не < 50

76

74

-2

-2,6

Коэффициент достаточности капитала, %

Отношение капитала банка к его риску

≥ 10 %

14,7

14,2

-0,5

-3,4

Как видно из таблицы 3, большинство показателей финансового положения находятся в норме, однако наблюдается некоторое снижение. В частности, на 2,6 % снизился коэффициент роста капитала. Это индикатор устойчивости банка, отражающий его способность покрыть финансовые потери за счет собственных средств в случае неплатежеспособности заемщика.

Также на 3,4 % понизился коэффициент достаточности капитала. Это основной норматив, который обязаны соблюдать все кредитные организации. Это один из наиболее важных показателей надежности банка. Он характеризует способность банка нивелировать возможные финансовые потери за свой счет, не в ущерб своим клиентам [5].

Дать оценку клиентской политике банка можно, в числе прочего, на основе официальных рейтингов (таблица 4).

Таблица 4

Место АО «Альфа-Банк» в официальных рейтингах банков за 2024 г. (по данным ресурса www.banki.ru )

Место в рейтинге

Перемещение в месяц

Банк

МедиаИндекс

1

0

Сбербанк

257 601,7

2

0

ВТБ

226 438,9

3

0

Альфа-банк

62 592,4

4

+1

ПСБ Банк

52 295,1

5

+1

«ФК Открытие»

48 997.2

Как видно, Альфа-Банк фигурирует в «пятерке» российских банков, на уровне с такими крупными банками, как Сбербанк, ВТБ, «ПСБ-банк». При этом в 2017 г. Альфа-Банк получил Гран-при в ежегодной профессиональной премии, учрежденной порталом Banki.ru в номинации «Лучший банк года» [6].

Для дальнейшего изучения клиентской политики банка нами было проведено анкетирование клиентов АО «Альфа-Банк». Для построения анкеты мы воспользовались выкладками, сделанными в теоретической части работы и свели показатели клиентской политики банка к следующим аспектам:

1) удовлетворенность условиями кредитования;

2) удовлетворенность условиями размещения депозита;

3) удовлетворенность качеством ипотечного кредитования;

4) удовлетворенность качеством обслуживания клиентов;

5) удовлетворенность количеством банкоматов и терминалов.

6) удовлетворенность режимом работы офисов банка.

7) удовлетворенность скоростью обслуживания в офисах банка [7].

Опрошены 200 человек. Результаты опроса представлены на рисунках 1–6. На рисунке 1 приведены показатели удовлетворенности клиентов условиями кредитования в АО «Альфа-Банк».

Показатели удовлетворенности условиями кредитования в АО «Альфа-Банк»

Рис. 1. Показатели удовлетворенности условиями кредитования в АО «Альфа-Банк»

На рисунке 2 приведены показатели удовлетворенности клиентов условиями размещения депозита АО «Альфа-Банк».

Показатели удовлетворенности условиями размещения депозита АО «Альфа-Банк»

Рис. 2. Показатели удовлетворенности условиями размещения депозита АО «Альфа-Банк»

На рисунке 3 приведены показатели удовлетворенности клиентов качеством ипотечного кредитования АО «Альфа-Банк».

Показатели удовлетворенности качеством ипотечного кредитования АО «Альфа-Банк»

Рис. 3. Показатели удовлетворенности качеством ипотечного кредитования АО «Альфа-Банк»

На рисунке 4 приведены показатели удовлетворенности качеством обслуживания клиентов АО «Альфа-Банк».

Показатели удовлетворенности качеством обслуживания клиентов АО «Альфа-Банк»

Рис. 4. Показатели удовлетворенности качеством обслуживания клиентов АО «Альфа-Банк»

На рисунке 5 приведены показатели удовлетворенности клиентов количеством банкоматов и терминалов АО «Альфа-Банк».

Показатели удовлетворенности количеством банкоматов и терминалов АО «Альфа-Банк»

Рис. 5. Показатели удовлетворенности количеством банкоматов и терминалов АО «Альфа-Банк»

На рисунке 6 приведены показатели удовлетворенности клиентов режимом работы офисов АО «Альфа-Банк».

Показатели удовлетворенности режимом работы офисов АО «Альфа-Банк»

Рис. 6. Показатели удовлетворенности режимом работы офисов АО «Альфа-Банк»

Таким образом, можно сделать вывод о недостатках клиентской политики банка и степени удовлетворённости клиентов, получивших банковские услуги. К основным недостаткам отнесены следующие:

1) неудовлетворенность условиями кредитования;

2) неудовлетворенность качеством обслуживания клиентов;

3) неудовлетворенность количеством банкоматов и терминалов.

4) неудовлетворенность режимом работы офисов банка.

Литература:

1 Зернова Л. Е. Партнерские связи коммерческих банков и направления их совершенствования. Монография. — Тамбов, 2022. — С. 101–142.

2 Ильичева Ю. Э. Повышение конкурентоспособности рынка банковских услуг на региональном уровне // Научный журнал молодых ученых. — 2020. — № 4 (21). — С. 106–115.

3 Ким А. Г. Влияние ценовой и информационной политики коммерческого банка на удовлетворенность корпоративных клиентов // Азимут научных исследований: экономика и управление. — 2022. — Т. 11. — № 2 (39). — С. 32–34.

4 Колесов Р. В., Рощина А. А. Основы политики управления клиентами в коммерческом банке / В сборнике: Экономика и управление: теория и практика. — Ярославль, 2022. — С. 169–173.

5 Лимаева А. А. Оценка финансовой устойчивости коммерческого банка //Кронос: экономические науки. — 2020. — № 3 (28). — С. 9–15.

6 Лобанова С. Н. Особенности маркетинга в деятельности банков с участием иностранного капитала // Актуальные вопросы современной экономики. — 2022. — № 10. — С. 102–116.

7 Мартенс А. А., Деркач Н. О., Шаромова Е. А. Депозитная политика коммерческого банка: факторы формирования // Вопросы управления. — 2023. — № 3 (82). — С. 19–31.

Основные термины (генерируются автоматически): показатель удовлетворенности, справедливая стоимость, клиентская политика, показатель удовлетворенности клиентов, JSC, актив, амортизированная стоимость, клиентская политика банка, средство, кредитная организация.


Ключевые слова

ресурсная база, финансовые услуги, вклады, кредитная политика, клиентская политика

Похожие статьи

Анализ риска активных операций коммерческого банка (на примере ПАО «НИКО-БАНК»)

В статье рассмотрены теоретические аспекты анализа банковских рисков. Проведен анализ риска активных операций по уровню резервов на возможные потери на примере ПАО «НИКО-БАНК».

Анализ деятельности работы Читинского филиала ПАО «Сбербанк» на рынке безналичных платежей Забайкальского края

В статье анализируется рынок безналичных платежей Забайкальского края на примере инфраструктуры ПАО «Сбербанк». Данный анализ позволит выявить вектор развития безналичной системы платежей и определить инструменты ее стимулирования.

Направления развития страхования потребительского кредитования в ПАО «ХМБ Открытие» (г. Иркутск)

Данная статья посвящена направлениям развития страхования потребительского кредитования в ПАО «ХМБ Открытие» (г. Иркутск). Предлагается реализовать принцип клиентоориентированного подхода через программу страхования потребительского кредита, рассчита...

Организация процессов кредитования в ПАО «Сбербанк России»

Статья раскрывает методику оценки кредитоспособности физических лиц в ПАО «Сбербанк России», а также на примере иллюстрирует ее применение в банке, содержит выявленные проблемы в применении методики оценки кредитоспособности физического лица в исслед...

Анализ структуры динамики пассивов на примере ПАО Банк «ФК Открытие»

В данной статье рассмотрена динамика пассивов в вертикальной и горизонтальной структуре ПАО Банк «ФК Открытие», проведен анализ изменений за период 2015–2017гг., выявлены их причины. На основании данного анализ сделан вывод о финансовом состоянии бан...

Оценка депозитной политики ПАО Сбербанк

В данной статье рассматривается политика Сбербанка на рынке депозитов физических лиц и корпоративных клиентов Российской Федерации. Проанализирована структура депозитов ПАО «Сбербанк», выявлены проблемы депозитной политики и предложены некоторые реко...

Совершенствование кредитной политики АО «Россельхозбанк» в сфере кредитования малого и среднего бизнеса

В статье рассмотрены основные проблемы кредитования субъектов малого и среднего бизнеса, а также методы повышения уровня организации кредитного процесса АО «Россельхозбанк» для юридических лиц.

Анализ и пути повышения финансовой устойчивости ООО «Основание-2»

В статье продемонстрированы результаты проведенного анализа финансовой устойчивости предприятия, расчет относительных показателей ликвидности, расчет показателей деловой активности и коэффициентов финансовой устойчивости производственной компании ООО...

Расчет средневзвешанной стоимости капитала компании «Ростелеком»

Существенным фактором, влияющим на решение о целесообразности вложения средств в инвестиционный проект, в частности, по выходу на новые рынки, является средневзвешенная стоимость капитала компании. В данной работе будет произведен расчёт и анализ это...

Комплексная диагностика финансового состояния предприятия на примере ООО «ДНС Приморье»

В настоящей статье рассмотрены основные положения анализа финансового состояния, проведена оценка финансового состояния предприятия ООО «ДНС Приморье», а также предложен проект мероприятий направленных на улучшение финансового состояния предприятия.

Похожие статьи

Анализ риска активных операций коммерческого банка (на примере ПАО «НИКО-БАНК»)

В статье рассмотрены теоретические аспекты анализа банковских рисков. Проведен анализ риска активных операций по уровню резервов на возможные потери на примере ПАО «НИКО-БАНК».

Анализ деятельности работы Читинского филиала ПАО «Сбербанк» на рынке безналичных платежей Забайкальского края

В статье анализируется рынок безналичных платежей Забайкальского края на примере инфраструктуры ПАО «Сбербанк». Данный анализ позволит выявить вектор развития безналичной системы платежей и определить инструменты ее стимулирования.

Направления развития страхования потребительского кредитования в ПАО «ХМБ Открытие» (г. Иркутск)

Данная статья посвящена направлениям развития страхования потребительского кредитования в ПАО «ХМБ Открытие» (г. Иркутск). Предлагается реализовать принцип клиентоориентированного подхода через программу страхования потребительского кредита, рассчита...

Организация процессов кредитования в ПАО «Сбербанк России»

Статья раскрывает методику оценки кредитоспособности физических лиц в ПАО «Сбербанк России», а также на примере иллюстрирует ее применение в банке, содержит выявленные проблемы в применении методики оценки кредитоспособности физического лица в исслед...

Анализ структуры динамики пассивов на примере ПАО Банк «ФК Открытие»

В данной статье рассмотрена динамика пассивов в вертикальной и горизонтальной структуре ПАО Банк «ФК Открытие», проведен анализ изменений за период 2015–2017гг., выявлены их причины. На основании данного анализ сделан вывод о финансовом состоянии бан...

Оценка депозитной политики ПАО Сбербанк

В данной статье рассматривается политика Сбербанка на рынке депозитов физических лиц и корпоративных клиентов Российской Федерации. Проанализирована структура депозитов ПАО «Сбербанк», выявлены проблемы депозитной политики и предложены некоторые реко...

Совершенствование кредитной политики АО «Россельхозбанк» в сфере кредитования малого и среднего бизнеса

В статье рассмотрены основные проблемы кредитования субъектов малого и среднего бизнеса, а также методы повышения уровня организации кредитного процесса АО «Россельхозбанк» для юридических лиц.

Анализ и пути повышения финансовой устойчивости ООО «Основание-2»

В статье продемонстрированы результаты проведенного анализа финансовой устойчивости предприятия, расчет относительных показателей ликвидности, расчет показателей деловой активности и коэффициентов финансовой устойчивости производственной компании ООО...

Расчет средневзвешанной стоимости капитала компании «Ростелеком»

Существенным фактором, влияющим на решение о целесообразности вложения средств в инвестиционный проект, в частности, по выходу на новые рынки, является средневзвешенная стоимость капитала компании. В данной работе будет произведен расчёт и анализ это...

Комплексная диагностика финансового состояния предприятия на примере ООО «ДНС Приморье»

В настоящей статье рассмотрены основные положения анализа финансового состояния, проведена оценка финансового состояния предприятия ООО «ДНС Приморье», а также предложен проект мероприятий направленных на улучшение финансового состояния предприятия.

Задать вопрос