Принципы организации движения поездов в России и Германии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №23 (522) июнь 2024 г.

Дата публикации: 06.06.2024

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Дроздова, Е. И. Принципы организации движения поездов в России и Германии / Е. И. Дроздова, Е. С. Максимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 23 (522). — С. 38-43. — URL: https://moluch.ru/archive/522/115302/ (дата обращения: 17.12.2024).



Основными принципами организации движения поездов на железных дорогах является строго соблюдение требований безопасности движения поездов за счет четкого соблюдения нормативных документов и слаженность действий всех железнодорожных подразделений на основе графика движения поездов.

С момента своего основания в 1994 году Deutsche Bahn (DB AG) является концерном публично-правовой собственности (Sondervermögen) — акционерной компанией со стопроцентным государственным участием. DB AG является монополистом и принадлежит федеральному правительству, управление инвестициями которого осуществляет Федеральное министерство цифровых технологий и транспорта Германии (BMDV).

Для достижения более высоких показателей эффективности и гибкости бизнес-процессов, а также конкурентоспособности по сравнению с автомобильным транспортом федеральные железные дороги Германии стали структурой неинтегрированных железных дорог, разделяющие отрасль на инфраструктурную компанию (EIU) и компанию-перевозчика (EVU) и работающие внутри концерна как независимые частные компании. Таким образом деление произошло на компании, которые имеют в собственности вагоны и локомотивы, а другие — инфраструктуру. Такая система называется «Европейской» (EM).

Существует другая система железнодорожной коммерции — «Североамериканская» (АМ) — когда на основе базового оператора создается несколько вертикально-интегрированных маршрутов, инфраструктура находится в пользовании операторов.

Рассмотрим более детально систему «ЕМ». Инфраструктурная компания предоставляет во временное пользование железнодорожные пути, которые эксплуатирует компания-перевозчик (EVU), имеющая свой собственный парк вагонов и локомотивов, то есть EVU арендует нитки графика движения под свои нужны. Организационная структура этих двух направлений Deutsche Bahn (рис. 1) состоит из следующих компаний: Инфраструктура

— DB Netze Fahrweg — путевая железнодорожная инфраструктура;

— DB Netze Personenbahnhöfe und — пассажирские устройства;

— DB Netze Energie — энергетика.

Транспорт и логистика

— DB Fernverkehr — оператор дальнего следования (ICE, InterCity, EC);

— DB Regio — оператор пригородных перевозок (RE, RB, S-Bahn и региональные автобусы);

— DB Cargo — оператор в сфере грузовых железнодорожных перевозок;

— DB Schenker (Großbeteiligung) und — провайдер транспортно-логистических услуг (в части воздушных, наземных и морских перевозок, а также контактной логистике);

— DB Arriva (Großbeteiligung) — европейская транспортная компания (организация пассажирских перевозок различными видами транспорта за пределами Германии).

Организационная структура Deutsche Bahn (инфраструктурная составляющая и компании-перевозчики)

Рис. 1. Организационная структура Deutsche Bahn (инфраструктурная составляющая и компании-перевозчики)

Помимо двух указанных направлений в состав Deutsche Bahn входят компании, непосредственно отвечающие за использование инфраструктурных ресурсов для организации движения поездов:

— DB Netz AG — использование железнодорожной сети;

— Deutsche Umschlaggesellschaft Schiene-Straße (DUSS) Gmb — транспортные терминалы;

— DB Fahrwegdienste GmbH — СЦБ и связь;

— DB Regio Netz Infrastructure GmbH — железнодорожная инфраструктура.

DB Netz AG занимается организацией оптимального использования пропускной и перерабатывающей способности инфраструктуры, безопасностью движения, организацией разработки и выполнения графика движения поездов, а также ремонтом и содержанием путей.

В Deutsche Umschlaggesellschaft Schiene-Straße (DUSS) GmbH основной деятельностью является организация перевалки и складирования груза, в DUSS входит 243 транспортно-логистических терминала.

DB Fahrwegdienste GmbH обеспечивает техническую безопасность на железнодорожном транспорте с точки зрения эксплуатации устройств СЦБ и связи.

DB Regio Netz Infrastructure GmbH отвечает за организационное управление маршрутной сетью и железнодорожными станциями.

Диспетчерское управление и контроль за организацией перевозок на сети железных дорого Германии осуществляется:

— из 7 региональных центров управления движением поездов (BZ);

— из 1 центра управления железнодорожной сетью Германии (NLZ), который находится во Франкфурте-на-Майне (рис. 2).

Центры управления DB Netz AG

Рис. 2. Центры управления DB Netz AG

Центр управления железнодорожной сетью Германии координирует движение поездов на железнодорожной сети Deutsche Bahn и находится в постоянном взаимодействии с операторами инфраструктуры в соседних странах. Являясь частью DB Netz AG, в NLZ передаются актуальные показатели работы региональных центров управления движением поездов (BZ) обработки статистической информации, быстрого реагирования при неисправностях на всех железнодорожной сети, планировании маршрутов и графика движения. NLZ определяет процессы и стандарты планирования железнодорожных операций. NLZ объединяет функции Главного вычислительного центра (ГВЦ) и Центра управления перевозками (ЦУП) ОАО «РЖД», которые обеспечивают непрерывность и надежность функционирования железнодорожной системы с помощь круглосуточного мониторинга и обработки данных.

Работа одного регионального центра управления движением поездов будет представлена на примере BZ в городе Лейпциг (рис. 3). Центр обслуживает 6100 километров железнодорожного пути, пролегающих через земли Саксонии, Саксонии-Анхальт, Тюринга и части Федеральной земли Бранденбург.

Региональный центр управления движением поездов в Лейпциге

Рис. 3. Региональный центр управления движением поездов в Лейпциге

Региональный центр в Лейпциге для организации поездного движения имеет структурные подразделения дальнего и пригородного сообщения, а также подразделения по обслуживанию инфраструктуры. Организационная структура BZ в Лейпциге и количество рабочих мест представлено на рисунке 4. Диспетчерский персонал выполняет работу по пропуску поездов по инфраструктуре (принимает, отправляет поезда, закрывает и открывает перегоны, следит за качеством работы СЦБ и связи и т. д. Операторы подвижных составов работают непосредственно с транспортными единицами, находящимися у них в собственности, ведут мониторинг их на сети.

Организационная структура регионального центра управления движением поездов

Рис. 4. Организационная структура регионального центра управления движением поездов

Задачи, выполняемые BZ (рис. 5):

— Netzdisposition — мониторинг и анализ данных;

— Farhdienst BZ — диспетчерское управление;

— Plankorridor und PlanStart — разработка графика движения поездов.

Задачи регионального центра управления движением поездов (BZ) схожи с центром управления сетью (NLZ). BZ можно сравнить с региональным диспетчерским центром управления перевозками (ДЦУП). Основное различие заключается в масштабе, центр управления (NLZ) является вышестоящей организацией и находится как бы на макроуровне организации движения поездов.

Должности оперативно-диспетчерского персонала Netz AG:

  • N etzkoordinator ( NK ) координатор сети

— отвечает за организацию работы всех отделов и служб, находящихся под управлением регионального центра управления движением поездов (BZ), контролирует движение поездов и выполнение графика движения, выполнение железнодорожныхправил и законодательства, а также руководит должностями, представленными ниже, и принимает решения в конфликтных и нерегламентированных ситуациях между перевозчиками и инфраструктурой.

  • Bereichdisponent ( Bd ) — региональный диспетчер

— контролирует движение поездов по районам, осуществляет мониторинг графика исполненного движения, контролирует работу инфраструктуры и выясняет причины неисправности СЦБ, если такие имеются на линиях, отдает приказы о закрытии перегонов и планируют работу в своем подконтрольном районе, также является контактным лицом для перевозчиков и дорог соседних стран. Подконтрольное области: северный, центральный, восточный и юго-западный регион. Одно должностное лицо обслуживает один регион, если область (район) занимает большую площадь, к примеру, как Südwest, то ее могут обслуживать два работника.

  • Zugdisponent –диспетчер поездной

— руководит движением поездов на обслуживаемом участке или на обслуживаемой железнодорожной линии, его задача обеспечение установленного размера движения, осуществления контроля за организацией проследования поездов по перегонам, своевременным выполнением операций по приему, отправлению и пропуску поездов железнодорожными станциями. Проводя аналогию из системы организации поездной работы в РФ, можно сказать, что работа Zugdisponent схожа с работой диспетчера поездного (ДНЦ) на сети железных дорог ОАО «РЖД».

  • Fahrdienstleiter — дежурный по станции

— руководит движением поездов в пределах железнодорожной станции, осуществляет операции, связанные с организацией приема, отравления, скрещения, обгона и пропуска поездов, работает в соответствии с ГДП и подчиняется поездному диспетчеру. работа Fahrdienstleiter схожа с работой дежурного по железнодорожной станции (ДСП) на сети железных дорог ОАО «РЖД».

  • Notfallleitstelle — Оператор быстрого реагирования

— является нелинейной должностью, занимающейся организацией безопасности движения, его основная задача передавать текущую информацию региональному диспетчеру о неисправностях СЦБ, аварийных происшествиях, чрезвычайных ситуациях, посторонних объектах и лицах, которые могут повлечь изменения в работе или уже влияют на организацию движения поездов. Оператор быстрого реагирования является связующим звеном передачи информации между структурами.

Организация диспетчерского управления представлена на рисунке 5.

Цифры 1, 2, 3 и т. д. показывают номера линий, которые обслуживает диспетчер поездной;

Betriebsführung BZ Berlin (область, выделенная серым цветом) принадлежит региональному центру Берлина. Координатор сети Лейпцига может производить мониторинг поездов соседнего региона, если того требует ситуация, без вмешательства в поездную работу.

Организация диспетчерского управления

Рис. 5. Организация диспетчерского управления

В России, начиная с 2003 года, проводилась реформа железнодорожной отрасли. Основными задачами реформирования являлось повышение эффективности производственной деятельности железнодорожного транспорта, использование гибких методов для принятия оперативных управленческих решений при безусловном обеспечении требований безопасности движения поездов, ритмичности и бесперебойности перевозок. Данные задачи направлены на создание рыночных механизмов повышения конкурентоспособности и расширения возможностей в новых условиях.

В результате реформирования были созданы вертикали по направлениям деятельности (пассажирские перевозки, грузовые перевозки, инфраструктура и др.), что привело к формированию вертикально-интегрированного холдинга со стопроцентным государственным участием.

На текущий момент ОАО «РЖД» является владельцем инфраструктуры магистрального железнодорожного транспорта, единственным перевозчиком в сфере высокоскоростных и грузовых перевозок, а также крупнейшим перевозчиком (совместно с дочерними зависимыми обществами) в сфере пассажирских перевозок.

Транспортная стратегия Российской Федерации до 2035 предусматривает обеспечение необходимых пропускных способностей на основных направлениях перевозок, разработку новых технических требований к технике и технологии, строительство первоочередных железнодорожных линий, к примеру, таких как «ВСМ».

Ключевыми приоритетами в части развития технологии планирования, организации и управления движением поездов на сети железных дорог является расширение использования сквозных принципов и полигонных технологий. Активное внедрение данных процессов в производственную деятельность позволяет с одной стороны унифицировать технологии перевозочного процесса, инфраструктуры, а с другой стороны — снизить количество противоречий на границах железных дорог.

В настоящее время ОАО «РЖД» состоит из 16 железных дорог и 15 диспетчерских центров управления перевозками. Создан первый на сети полигонный сегмент — Центр управления перевозками на восточном полигоне (ЦУП ВП), в состав которого входит 4 железные дороги. Планируется создание центров управления перевозками северо-западного и юго-западного полигонов.

Работа ДЦУП стоится на основе информации, полученной от информационно-вычислительных центров железных дорог, которые предоставляют информационное обеспечение эксплуатационной работы, внедрение и сопровождение автоматизированных систем управления железнодорожным транспортом, а также проводят обработку статистической, экономической и финансовой информации. К примеру, к числу основных задач, относятся: сменно-суточное планирование работы сети и отдельных подразделений; месячное планирование и нормирование; разработка графиков движения грузовых поездов; расчет сетевого и внутридорожного плана формирования грузовых поездов; формирование отчетности по сети железных дорог; управление перевозочным процессом.

На основе изложенной информации, сравним структуру организации железнодорожного движения в России и Германии. Для того чтобы рассматривать организацию движения в странах Евросоюза и России, нужно понимать, как происходит перевалка и перевозка грузов в данных странах. Стоит отметить, что основное отличие организации перевозок европейским транспортом от российского заключается в географии и занимаемой территории. В России из-за удаленности промышленных и транспортных узлов друг от друга железнодорожный транспорт играет ведущую роль в развитии экономики страны. В Европе такую роль берет на себя автомобильный транспорт. Магистральные артерии Евросоюза — это автобаны, которые на сегодняшний момент работают на износе своих пропускных возможностей, поэтому комбинированные и контрейлерные перевозки железнодорожным транспортом, а также переход на единую систему СЦБ и связи (ETCS). Данные решения являются ключевыми аспектами для расширения возможностей железнодорожного транспорта стран-участников Европейского союза.

Таким образом, не вдаваясь в подробности, принципы организации движения поездов в Германии и России схожи, но необходимо принимать во внимание разные устройства и технологии обеспечения требований безопасности на железнодорожном транспорте, то есть системы СЦБ и связи, а также разные провозные и перерабатывающие мощности железнодорожных инфраструктур двух стран, стратегии их развития.

Литература:

  1. Гоманков Ф. С., Прокофьева Е. С., Бородина Е. В., Панин В. В. Технология и организация перевозок на железнодорожном транспорте: учебник / Гоманков и др. — М.: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2018. — 404 с.
  2. Прокофьева Е. С., Панин В. В. Единые принципы организации эксплуатационной работы железнодорожных грузовых перевозок // Мир транспорта, 2019. — № 5. — С. 186–198.
  3. Ходыкин Д. А. Влияние дезорганизации вагонопотока на методы управления парком // Мир транспорта. 2015. Т. 13. № 2 (57). С. 166–175.
  4. Unternehmensstruktur / [Электронный ресурс] // Verkehr & Tourismus: [сайт]. — URL: https://www.tourismus-schulz.de/verkehr-und-tourismus/bahnverkehr/deutsche-bahn-db/unternehmensstruktur (дата обращения: 12.05.2024).
  5. Netzleitzentrale / [Электронный ресурс] // InfaGo: [сайт]. — URL: https://www.dbinfrago.com/web/schienennetz/betrieb/netzleitzentrale-11092296# (дата обращения: 12.05.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): NLZ, движение поездов, региональный центр управления, Центр управления, DUSS, EVU, железнодорожный транспорт, Россия, диспетчерское управление, организационная структура.


Задать вопрос