Роль педагога в современном профильном обучении: анализ и рекомендации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 декабря, печатный экземпляр отправим 18 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (521) май 2024 г.

Дата публикации: 02.06.2024

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Сидорова, Ю. В. Роль педагога в современном профильном обучении: анализ и рекомендации / Ю. В. Сидорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 22 (521). — С. 607-609. — URL: https://moluch.ru/archive/521/115130/ (дата обращения: 03.12.2024).



В данной статье рассмотрена роль педагога в современном профильном обучении, проведен анализа деятельности педагога, выделены основные функции, которые наиболее важны для эффективного преподавания. Дана оценка важности роли педагога и предложены рекомендации по улучшению и совершенствованию профессиональных качеств педагогов.

Ключевые слова: педагог, профильное обучение, роль, функции, самосовершенствование, профессия, старшая школа, рекомендации, анализ.

В современном образовательном процессе, исходя из задач и цели концепции развития образования, кроме получения знаний по школьном программе обучения, так же важно привить ребенку различные качества, связанные с его дальнейшей жизнью — умение правильно рассуждать, способность к самоанализу, развитие коммуникативных навыков, формирование познавательных и созидательных способностей, умение социализироваться в обществе, и ввиду быстрого и динамичного развития экономической, отраслевой области — уметь хорошо преподнести себя на рынке труда. В ответ на это, школам важно найти педагогов, компетенция которых должна отвечать на весь заказ государства и поддерживать инициативы учительского состава в процессе обучения. Современное профильное обучение — важное звено в развитие современного школьного образования. Учителя, вовлеченные в данный процесс, должны отвечать многим критерием, так как при условии их содержания — профильное образование становится эффективным инструментом развития старшеклассника. Так же, важно отметить, что педагог может выполнять роль тьютора — наставника, что является одним из ответвлений сетки профильного образования [1; С. 270].

На данный момент, важно выделить основные функции педагога, раскрыть их смысл и интерпретировать относительно самой роли педагога в профильном образовании. По итогу анализа функций педагога, мы можем дать рекомендации по усовершенствованию и поддержанию педагогического опыта относительно профильного обучения. Важно отметить, что функции педагога должны иметь комплексую структуру, это даст большую эффективность в преподавании и улучшит качество образования.

– Образовательная функция: данная функция предполагает передачу педагогом учащимся знания и навыки, необходимые для успешного освоения профильного предмета. Данная функция является основополагающей всего образовательного процесса, но не является отдельно взятой единицей профильного обучения.

– Развивающая функция: педагог способствует развитию у учащихся познавательных способностей, творческого мышления, навыков самостоятельной работы. Данная функция так же предполагает всестороннее развитие на всех этапах обучения, учитывая все возраста обучающихся.

– Воспитательная функция: педагог формирует у учащихся нравственные качества, гражданскую позицию, чувство ответственности за себя и свое окружение. Здесь важно затронуть и патриотическому воспитание, так как на данный момент страна нуждается в здравой гражданской самоидентичности и патриотическому нравственному восприятию действительности

– Диагностическая функция: педагог оценивает уровень знаний и навыков учащихся, выявляет их сильные и слабые стороны. Данная функция закладывается еще на процессе обучения будущего педагога в ВУЗе. ВУЗу важно сформировать данную компетенцию у обучающегося, так как от нее зависит эффективность и успешность его дальнейшей профессиональной карьеры.

– Коррекционная функция: педагог помогает учащимся преодолеть трудности в обучении, исправлять ошибки, указывать на пробелы в области обучения и правильно направлять способности старшеклассника для эффективного обучения.

– Организационная функция: педагогу важно уметь составлять индивидуальный план обучения, выбирать дополнительные курсы и кружки, а также организовывать самостоятельное изучение материала учащимся.

Выделив основные функции педагога, мы можем говорить о том, что педагог, обладающей всеми вышеуказанными навыками и умениями — будет играть важнейшую роль в профильном обучении старшеклассника. Затронув тьюторство, мы можем так же выделить, что само по себе тьюторское сопровождение в образовательном процессе на этапе старшей школы, когда у старшеклассников проявляется самостоятельность и наличие способности к профессиональному самоопределению занимает более ценную позицию. Стоит отметить, что идеи тьюторства на последней ступени общеобразовательной школы совпадают, с одной стороны, с идеями гуманистического (Ш. А. Амонашвили, Н. Б. Ромаева, Л. В. Романюк, Т. А. Рубанцова и др.), с другой — коммуникативно-диалогического (М. А. Абдуллина, В. А. Кан-Калик и др.) подходов к обучению [3; С.14–26].

Исходя из функций и оценочной роли педагога в профильном образовании, мы можем составить рекомендации, основанные на тех критериях, которые важны в современном образовательном процессе:

– Повышать квалификацию педагогов, обучать их новым методам и технологиям обучения.

– Создавать условия для творческого развития педагогов, поощрять их инициативу и самостоятельность.

– Развивать коммуникативные навыки педагогов, обучать их методам установления контакта с учащимися.

– Формировать у педагогов эмоциональную устойчивость, обучать их методам саморегуляции.

Данные рекомендации позволят улучшить профессиональную составляющую педагога и поднять эффективность профильного образования в целом.

Исходя из всего вышесказанного, мы можем сделать вывод о том, что роль педагога в современном профильном образовании важна на всех этапах обучения, современный педагога должен отвечать всем требованиям, чтобы быть эффективным, важно уметь не только преподносить учебный материал, но и давать понять важные ценности жизни. Педагог должен уметь проявлять индивидуальный подход к каждому. Если педагога будет выполнять все основные функции и придерживаться рекомендаций, то его значимость в профильном обучении будет только усиливаться.

Литература:

  1. Артюхов М. В. Управление образовательными системами: менеджмент, маркетинг, человеческие ресурсы / М. В. Артюхов Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2004–270 с.
  2. Воронцова В. Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога / В. Г. Воронцова. — Псков: Изд-во ПОИПКРО, 1997. — 421с.
  3. Ковалева Т. М. Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе: тьюторское сопровождение // Инновации в образовании. 2007. № 11. С. 14–26.
  4. Лернер Г.И Деловая игра как средство моделирования образовательной среды / Г. И.Лернер // Биология в школе. — 2002. — № 5. — С.26–32.
  5. Цукер А. А. Преодолима ли проблема мотивации, или образование как рынок шансов и времени / А. А. Цукер // Сибирь. Философия. Образование. — 2003. — Вып. 7. -С. 6–15.
  6. Шамова Т. И. Постановка целей и планирование учебного процесса / Т. И. Шамова, Н Л. Галеева // Биология в школе. — 2004. — № 4. — С.29–33.
Основные термины (генерируются автоматически): профильное образование, педагог, профильное обучение, функция, образовательный процесс, основная функция педагога, процесс обучения, современное профильное обучение, современный образовательный процесс, старшая школа.


Похожие статьи

Система стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации как средство управления

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме системы стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации. Рассматриваются мотивы профессиональной деятельности педагогов, условия, необходимые для стимулирован...

Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников

Данная статья посвящена использованию инновационных технологий как средству активизации учебной деятельности младших школьников. В ней подробно рассмотрено современное положение сферы начального образования, проанализирована роль и влияние ИКТ на сов...

Наставничество как метод обучения и развития персонала

В научной статье представлены результаты анализа наставничества, как метода профессионального обучения и развития рабочего персонала предприятия. Рассмотрены теоретические аспекты понятия «наставничество». Проанализированы проблемы организации систем...

К проблеме мотивов профессионального развития педагогов средних профессиональных образовательных учреждений

В статье раскрывается проблема развития факторов мотивации профессионального развития у педагогов в средних профессиональных образовательных учреждениях. Анализируются управленческие инструменты и стратегии, способствующие повышению мотивации к профе...

Результаты исследования развития профессиональной компетентности учителей общеобразовательной школы

В статье приводятся данные исследования проблемы развития профессиональной компетентности педагога в области воспитания. Анализируются особенности развития личности педагога, его профессиональных качеств.

К вопросу о создании модели выпускника начальной школы как субъекта возрождения духовности и национального самосознания

В статье анализируется проводимая в современной начальной школе работа по духовно-нравственному воспитанию, сопоставляется уровень ожиданий педагогов младших классов с результатами практической воспитательной деятельности. Также описываются предполаг...

Профессиональное становление молодого преподавателя

Профессиональное становление молодого преподавателя является одним из важных этапов в рабочей деятельности любого педагога. На данном этапе многие молодые специалисты уходят с своего карьерного пути преподавателя в связи с трудностями, которые возник...

Актуальные проблемы обеспечения эффективности среднего образования

В этой статье дается важность начального образования, которое имеет особое значение при воспитании личности и педагогико-психологических основах. Автор классифицировал принципы педагогического мастерства и предлагал способы увеличения памяти отдельны...

Особенности развития мотивационной сферы у будущих педагогов в период обучения в вузе

В данной статье представлена попытка изучения и выявления особенностей процесса мотивации студентов в вузах и путей ее формирования, рассмотрены трактовки понятие «мотив» разных ученых, представлены группы мотивов, представлены результаты исследовани...

Психолого-педагогические условия развития мотивации педагогов ДОУ к осуществлению инновационной деятельности

В статье освещаются различные аспекты профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. В частности, затрагиваются проблемы развития мотивации к осуществлению инновационной деятельности педагога, как одного из видов профессиональной дея...

Похожие статьи

Система стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации как средство управления

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме системы стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации. Рассматриваются мотивы профессиональной деятельности педагогов, условия, необходимые для стимулирован...

Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников

Данная статья посвящена использованию инновационных технологий как средству активизации учебной деятельности младших школьников. В ней подробно рассмотрено современное положение сферы начального образования, проанализирована роль и влияние ИКТ на сов...

Наставничество как метод обучения и развития персонала

В научной статье представлены результаты анализа наставничества, как метода профессионального обучения и развития рабочего персонала предприятия. Рассмотрены теоретические аспекты понятия «наставничество». Проанализированы проблемы организации систем...

К проблеме мотивов профессионального развития педагогов средних профессиональных образовательных учреждений

В статье раскрывается проблема развития факторов мотивации профессионального развития у педагогов в средних профессиональных образовательных учреждениях. Анализируются управленческие инструменты и стратегии, способствующие повышению мотивации к профе...

Результаты исследования развития профессиональной компетентности учителей общеобразовательной школы

В статье приводятся данные исследования проблемы развития профессиональной компетентности педагога в области воспитания. Анализируются особенности развития личности педагога, его профессиональных качеств.

К вопросу о создании модели выпускника начальной школы как субъекта возрождения духовности и национального самосознания

В статье анализируется проводимая в современной начальной школе работа по духовно-нравственному воспитанию, сопоставляется уровень ожиданий педагогов младших классов с результатами практической воспитательной деятельности. Также описываются предполаг...

Профессиональное становление молодого преподавателя

Профессиональное становление молодого преподавателя является одним из важных этапов в рабочей деятельности любого педагога. На данном этапе многие молодые специалисты уходят с своего карьерного пути преподавателя в связи с трудностями, которые возник...

Актуальные проблемы обеспечения эффективности среднего образования

В этой статье дается важность начального образования, которое имеет особое значение при воспитании личности и педагогико-психологических основах. Автор классифицировал принципы педагогического мастерства и предлагал способы увеличения памяти отдельны...

Особенности развития мотивационной сферы у будущих педагогов в период обучения в вузе

В данной статье представлена попытка изучения и выявления особенностей процесса мотивации студентов в вузах и путей ее формирования, рассмотрены трактовки понятие «мотив» разных ученых, представлены группы мотивов, представлены результаты исследовани...

Психолого-педагогические условия развития мотивации педагогов ДОУ к осуществлению инновационной деятельности

В статье освещаются различные аспекты профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. В частности, затрагиваются проблемы развития мотивации к осуществлению инновационной деятельности педагога, как одного из видов профессиональной дея...

Задать вопрос