Анализ успешных компаний: инструменты и методы мотивации персонала | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №22 (521) май 2024 г.

Дата публикации: 29.05.2024

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Шатилова, А. А. Анализ успешных компаний: инструменты и методы мотивации персонала / А. А. Шатилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 22 (521). — С. 317-320. — URL: https://moluch.ru/archive/521/114923/ (дата обращения: 30.06.2024).



В статье анализируются существующие методы и средства мотивации персонала и оценивается их применение на практике на примере таких успешных компаний, как Apple и Яндекс.

Ключевые слова: мотивация, нематериальное стимулирование, стимул, денежное вознаграждение, оплата труда.

На сегодняшний день изучение мотивации является одной из основных проблем психологов, социологов и специалистов по управлению. Исходя из существующих ныне определений термина мотивация, можно констатировать тот факт, что каждый ученый или исследователь придерживается собственного подхода к пониманию данного понятия, в связи с чем не существует единого мнения о понятии и техниках мотивации. По своей сути мотивация представляет собой комплекс движущих сил, которые непосредственно сподвигают человека на выполнение определенных задач.

Следует отметить зависимость эффективности деятельности работника от количества методов мотивации, ведь чем больше средств мотивации можно применить к сотруднику, тем больше у него появится желание выполнять поставленные задачи и достигать намеченных целей.

В связи с этим в условиях непрерывного развития всех процессов и сфер общества особенно важным для организации оказывается грамотное построение системы мотивации персонала и успешная реализации ее на практике.

В современных исследованиях выделяют следующие цели и задачи по формированию системы мотивации персонала компании:

Цели и задачи формирования системы мотивации персонала

Рис. 1. Цели и задачи формирования системы мотивации персонала

Стимулирование персонала при помощи различных методик и технологий представляет собой предложение работодателем выгодных условий для работы с учетом мнения и желаний подчиненного с целью повышения производительности его труда.

На сегодняшний день наиболее известной классификацией методов мотивации труда является следующая:

  1. Материальное стимулирование
  2. Нематериальное стимулирование.

Как показывает практика, стимулы материального характера являются наиболее эффективными и часто используемыми в системе управления персоналом. Под материальным стимулированием скрывается система баллов и штрафов, используемая в качестве кнута и пряника для подчиненных.

Однако существует 3 вида материальной мотивации:

Виды материальной мотивации

Рис. 2. Виды материальной мотивации

Как показывают исследования, преобладающее число руководителей за основу управления мотивацией персонала берут именно материальные методы [1]. Но неправильно будет считать, что все работники выполняют свою работу лишь за материальное награждение, для каждого сотрудника должны быть индивидуально подобраны те средства мотивации, которые побуждают его выполнять свои задачи качественно и быстро и даже перевыполнять план.

Нематериальное стимулирование включает в себя методы мотивации персонала без использования прямого денежного вознаграждения.

Следует отметить, что грамотно подобранная система мотивации может стать залогом успеха организации, что является выгодным для руководителя, а также может привить чувство любви и приверженности работе, что благосклонно сказывается на подчиненном, так как за выполнение любимой работы сотрудник получает материальное вознаграждение.

Успех компании обеспечивается не только денежными вознаграждениями сотрудников. Все большое значение начинает приобретать нематериальное стимулирование, которое может быть следующим:

Формы нематериального стимулирования

Рис.3. Формы нематериального стимулирования

Для развития мотивации работников факультативным методом является профессиональный рост. Однако кадровые службы не всегда используют карьерное планирование в качестве фактора мотивации, что связано с различными причинами — от недостаточного внимания к резервам кадров до расхождения понимания потенциальных возможностей работников. Кроме того, стимулирующие рычаги могут быть материальными или нематериальными, а материальные стимулы могут удовлетворять не только физиологические, но и более высокие потребности.

В качестве примера можно рассмотреть то, как устроена система мотивации в IT-компаниях на примере Apple и Яндекс. Сотрудники компании отмечают, что Apple старается угодить и мотивировать своих сотрудников самыми разными способами, начиная от бесплатных абонементов в спортивный зал и заканчивая организациями бесплатных концертов с участием мировых звезд [2].

Большинство работников Apple получают гранты акциями в виде вознаграждения за работу. Сфокусировав внимание на акциях, руководство дает понять работникам, что индивидуальный вклад важен только на фоне общего успеха компании.

Что касается компании Яндекс, то данная организация решила пересмотреть систему материальной мотивации сотрудников и сегодня в Яндексе применяются следующие основные схемы материальной мотивации, основанные на участии сотрудников в капитале: Share appreciation rights — получение разницы в рыночной стоимости бумаг за определенный период; Restricted share — выдача реальных акций с ограничением реализации во времени. При достижении поставленных целей акции можно продать. При неудовлетворительном результате работы компания может отозвать акции [2].

Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на схожую специфику деятельности IT-компаний, система мотивации в каждой может отличаться в зависимости от политики, ценностей и норм, которые приняты и закреплены формально или неформально в самой компании.

Литература:

1. Алифанов А. Е. Прогрессивная система мотивации персонала — важный фактор экономического развития организации // Развитие финансового рынка и предпринимательских структур в современных условиях. — Курск: ЗАО «Университетская книга», 2024.

2. Комарова Ю. А. Современные приемы мотивации персонала на примере крупнейших российских компаний // Проблемы функционирования рынка товаров и услуг. — Иркутск: Иркутский государственный университет, 2024.

Основные термины (генерируются автоматически): нематериальное стимулирование, материальная мотивация, материальное стимулирование, система мотивации, средство мотивации.


Похожие статьи

Задать вопрос