Система нематериальной мотивации персонала: 5 основных правил создания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Система нематериальной мотивации персонала: 5 основных правил создания / Е. Е. Ноздрина, А. Д. Казакова, А. Д. Свириденко [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 15 (95). — С. 403-405. — URL: https://moluch.ru/archive/95/21133/ (дата обращения: 23.11.2024).

В статье рассмотрены основные характеристики и способы нематериальной мотивации персонала, которые можно использовать для принятия управленческих решений и определить основные направления повышения эффективности управления персоналом.

Ключевые слова: нематериальная мотивация, потребности, персонал.

 

Есть множество мотивационных теорий, составляющих такое сложное и многоуровневое понятие, как мотивация, отражающих в своей совокупности стимулы, потребности и цели, которые определяют поведение индивида. Следует отметить, что конкретного и четкого определения понятия мотивации еще не приняли. К примеру, в работах Г. Г. Зайцева используется следующее определение: «Мотивация — это побуждение к активной деятельности личностей, коллективов, групп, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности». [2, с.84]

Мотивировать персонал — означает затрагивать их личные интересы, наиболее важные для них, а также нужды и потребности.

По Б. Ю. Сербиновскому: «Мотивация — это побуждение людей к деятельности». [6, с.142]

Потребности, мотивы (материальные и нематериальные) и стимулы являются очень сложными факторами, влияющими на поведение и работу сотрудника в компании. Для эффективного управления кадрами руководителям и менеджерам по персоналу необходимо постоянно изучать и знать потребности, возможности и потенциал своих работников.

Научные исследования мотивации труда последних лет показали, что она претерпела негативные качественные изменения. Это означает, что высшие потребности отступили далеко на второй план, а поведением большинства работников управляют низшие потребности, по иерархии Абрахама Харольда Маслоу, и это является следствием и причиной формирования специфического менталитета современного российского работника фирмы. Кроме того, мотивация подверглась и типологическим изменениям — она свелась к мотивации выбора и сохранения места работы, а не к мотивации высокой активности и отдачи труда при достаточной его оплате.

Однако, в концепции А.Маслоу присутствует ряд слабых мест. А именно, в ней не было учтено влияние на потребности индивида определенных ситуационных факторов, не было подтверждено наличие для обширной категории людей четкой пятиступенчатой иерархической структуры потребностей. [5, с. 343] А.Маслоу пренебрег индивидуальными особенностями людей, что является грубым упущением, потому что для руководителя необходимо иметь представление о предпочтения того или иного работника в системе вознаграждений. [1]

Поиск новых путей мотивирования является весьма сложным процессом, прежде всего, из-за растущей дифференциации общества, в резком разделении на богатых и бедных, следствием чего является большое различие в потребностях. Также сказывается растущее обнищание низших социальных слоев, которое ведет к снижению уровня потребностей до только физиологических, что зачастую приводит к бездуховности и желанию жить одним днем. Людям больше приходится думать о том, как заработать себе на самое необходимое.

Предлагается рассмотреть основные характеристики нематериальной мотивации.

1.      Нематериальная мотивация должна решать тактические задачи вашего бизнеса

В первую очередь, используемые стимулы должны быть направлены на решение конкретных задач, которые стоят перед вашим бизнесом. К примеру, если вы развиваете филиальную сеть, то вы должны сформировать команды, которые смогут работать по стандартам, принятым в главном офисе. Соответственно, ваша нематериальная мотивация должна быть направлена на обучение ваших сотрудников, например, посещение тренингов по эффективным коммуникациям и командообразованию.

2.      Нематериальная мотивация должна охватывать все категории работников

В большинстве случаев, когда мы говорим про мотивацию, упор делается на тех людей в компании или подразделении, которые приносят прибыль. Однако, не нужно забывать, что помимо них есть еще бухгалтера, секретари, производственники. К таким людям могут быть применены не только мотивационные программы, а просто признание труда, похвала.

В компаниях малого бизнеса, где руководитель наизусть знает каждого работника, зажечь огонь в глазах каждого сотрудника достаточно легко. Задача многократно усложняется, когда речь заходит о крупной фирме. Генеральный директор уже не может воздействовать на каждого. На данном этапе в игру вступают линейные руководители, у которых в подчинении находятся небольшие группы людей, как правило, 7–10 человек. Линейные руководители постоянно общаются с людьми из своего коллектива и поэтому знают, что может стимулировать каждого.

3.      Нематериальная мотивация должна учитывать этап развития компании

В небольшом семейном бизнесе главный мотиватор — энтузиазм. Когда же компания переходит на следующий этап своего развития, когда работников становится больше и часть процессов формализуется, мотивационные программы должны быть ориентированы на признание заслуг каждого работника, но также важно и учитывать возможность коллективного признания услуг, например, какого-нибудь отдела или подразделения компании.

4.      Правильный выбор методов нематериальной мотивации персонала

Нам часто кажется, что то, что нас мотивирует, будет мотивировать и других. Но это не так. Для того, чтобы подобрать правильные методы мотивации, вам необходимо первоначально собрать информацию об истинных потребностях сотрудников. И в данном случае вам поможет пирамида потребностей Абрахама Маслоу. С ее помощью система нематериальной мотивации персонала приобретает понятный вид. Итак, важно определить, какие потребности для ваших сотрудников ведущие, и разработать соответствующие факторы мотивации.

-                    Физиологические потребности. Если для сотрудника важна данная группа, то необходимо обеспечить ему комфортный уровень заработной платы.

-                    Потребность в защите и безопасности. Для таких людей важно организовать дружелюбную атмосферу в коллективе. Соответственно, должна быть минимизирована информация о негативных составляющих работы: банкротство, увольнения.

-                    Социальные потребности. Для сотрудников из данной категории важно получать поддержку от коллег и руководства, также им важно постоянно находиться в кругу людей.

-                    Потребность в уважении и самоуважении. Этих сотрудников нужно одаривать постоянным вниманием. Им важно осознавать, что их действия будут оценены по достоинству.

-                    Потребность в самореализации. Это главная потребность для креативных сотрудников. Таким людям важно заниматься творческой работой. Они способны решать самые сложные, нестандартные проблемы.

И помните, что любой Ваш сотрудник постоянно чего-то хочет. И когда достигнуто желаемое, то потребности переходят на более высокий уровень.

5.      Эффект новизны

Поощрения не должны становиться обычным явлением, потому что единообразные мотивационные программы только угнетают ваших сотрудников. Поэтому, раз в полгода стоит придумать какую-то новую мотивационную программу.

Способы нематериальной мотивации персонала

Можно придумать большое количество различных способов нематериальной мотивации Ваших сотрудников, но мы постарались Вам дать только самые действенных из них. Итак, вот они.

-         Мотивирующие совещания

-         Конкурсы и соревнования

-         Поздравления со знаменательными датами

-         Скидки на услуги

-         Информирование о достижениях

-         Поощрительные командировки

-         Оценки коллег

-         Помощь в семейных делах

А вот еще некоторые секреты ежедневного вдохновения Ваших сотрудников:

-         здоровайтесь с сотрудниками по имени;

-         в письмах и при устном общении не забывайте говорить «Спасибо»;

-         награждайте сотрудников дополнительными выходными или разрешите уйти с работы пораньше;

-         приносите раз в месяц в офис что-нибудь вкусное: торт, пиццу, конфеты, яблоки;

-         у каждого рабочего стола повесьте таблички с именем сотрудника. Людям нравится чувствовать свою значимость;

-         убедитесь, что у вас есть возможность выслушать работника, а не только проинформировать;

-         разработайте специальную награду для тех людей, чью деятельность обычно не замечают;

-         старайтесь раз в неделю устраивать встречи с сотрудниками, с которыми обычно не имеете возможности пообщаться. Спросите их о работе, проблемах;

-         поведайте сотрудникам о каком-то важном вопросе и попросите их предложить свои варианты решения. Проще говоря, дать вам совет.

Основной идеей системы мотивации является преобразование треугольника пирамиды потребностей Маслоу в прямоугольник, обеспечение придания равных стимулирующих весов всем факторам, влияющим на мотивацию человека в компании. Такая схема мотивации не является единственным решением проблемы мотивации, это только вспомогательное предложение. Она не может заменить или в кратчайшие сроки обеспечить признание руководства и мотивацию каждого сотрудника. Ее цель заключается в том, чтобы найти равновесие, при котором общий эффект положительный настолько, чтобы удовлетворять и удерживать сотрудников в организации.

Высококвалифицированный, мотивированный, эффективно работающий персонал может стать одним из важнейших конкурентных преимуществ и сильных сторон внутренней среды компании, и, соответственно, стать одним из факторов, который будет способствовать повышению ее конкурентоспособности и выживаемости на рынке.

 

Литература:

 

1.      Доронина И. В. Развитие персонала [Электронный ресурс]: учеб. пособие для дистанц. обучения и самостоят. работы студентов / И. В. Доронина; Федер. агентство по образованию, Сиб. акад. гос. службы. — Новосибирск, 2007.

2.      Зайцев Г. Г. Управление персоналом (учебное пособие). — М.: Изд-во «Северо-Запад», 1998.

3.      Коноваленко, М. Ю. Моделирование деловой карьеры/ М. Ю. Коноваленко. — М.: Дашков и К°, 2012.

4.      Одегов Ю. Г. Управление персоналом: учебник для бакалавров, для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим направлениям и специальностям/Ю. Г. Одегов, Г. Г. Руденко. — М.: Юрайт, 2014.

5.      Управление персоналом (учебное пособие). // Под ред. Сербиновского Б. Ю. и Самыгина С. М. — М.: Издательство «ПРИОР», 1999.

6.      Цветаев В. М. Управление персоналом/ В. М. Цветаев. — СПб: Питер, 2002.

7.      Abraham H. Maslow. Motivation and Personality (2nd ed.). N.Y.: Harper & Row, 1970; СПб.: Евразия, 1999. Терминологическая правка В.Данченко. К.: PSYLIB, 2004.

Основные термины (генерируются автоматически): нематериальная мотивация, потребность, сотрудник, нематериальная мотивация персонала, мотивация, компания, работник, руководитель.


Похожие статьи

Система мотивации сотрудников

Для успешного бизнеса используются различные формы и методы, для реализации которых требуются соответствующие инструменты. Одной из наиболее эффективных является система мотивации сотрудников, которая способствует повышению эффективности управления в...

Роль мотивации в активности персонала организации

На основе большого количества определений была сформулирована концепция мотивации персонала и ее роль. Материальные и нематериальные методы мотивации, используемые в организациях. Подчеркивается необходимость мотивации сотрудников к повышению эффект...

Мотивационный потенциал сотрудников организации

В статье раскрыты сущность мотивационного потенциала сотрудников организации, приведены наиболее известные и распространенные методы как материальной, так и нематериальной мотивации. Рассмотрены пути совершенствования системы мотивации для эффективно...

Оценка системы мотивации предприятия

В этой статье анализируются системы, которые влияют на повышение эффективности трудовой деятельности на предприятии. Данная информация может быть использована сельскохозяйственными организациями для ведения успешной производственной деятельности и эф...

Мотивация персонала

В статье рассмотрены концептуальные основы современной практики мотивации персонала.

Материальная и нематериальная мотивация как элемент эффективного управления персоналом

В современных условиях мотивация, вовлеченность и стимулирование сотрудников играют важную роль в экономическом прогрессе. Позитивная мотивация персонала является одним из факторов обеспечения конкурентных преимуществ и стратегической устойчивости ко...

Мотивация персонала как показатель качества трудовой жизни

В статье исследованы различные теории мотивации, какое они имеют отношение к качеству трудовой жизни, и как работодатели могут их реализовать для обеспечения счастливых и мотивированных сотрудников.

Заработная плата как основная форма мотивации труда

В статье представлен обзор теоретических подходов к роли заработной платы и ее использование как основной формы мотивации. Основные положения исследования раскрывают сущность влияния на динамику и актуальность использования заработной платы в качеств...

Модели развития персонала

Целью статьи является выявление современных альтернативных моделей развития персонала, которые могут стать новыми действенными способами максимального использования ресурсов знаний, навыков и социальных компетенций сотрудников и реализации долгосрочн...

Мотивация персонала к трудовой деятельности

В данной статье рассматривается система мотивации труда, её значимость, функции, составные элементы и инструменты. Мотивационная система понимается автором как необходимый фактор выстраивания эффективного трудового процесса.

Похожие статьи

Система мотивации сотрудников

Для успешного бизнеса используются различные формы и методы, для реализации которых требуются соответствующие инструменты. Одной из наиболее эффективных является система мотивации сотрудников, которая способствует повышению эффективности управления в...

Роль мотивации в активности персонала организации

На основе большого количества определений была сформулирована концепция мотивации персонала и ее роль. Материальные и нематериальные методы мотивации, используемые в организациях. Подчеркивается необходимость мотивации сотрудников к повышению эффект...

Мотивационный потенциал сотрудников организации

В статье раскрыты сущность мотивационного потенциала сотрудников организации, приведены наиболее известные и распространенные методы как материальной, так и нематериальной мотивации. Рассмотрены пути совершенствования системы мотивации для эффективно...

Оценка системы мотивации предприятия

В этой статье анализируются системы, которые влияют на повышение эффективности трудовой деятельности на предприятии. Данная информация может быть использована сельскохозяйственными организациями для ведения успешной производственной деятельности и эф...

Мотивация персонала

В статье рассмотрены концептуальные основы современной практики мотивации персонала.

Материальная и нематериальная мотивация как элемент эффективного управления персоналом

В современных условиях мотивация, вовлеченность и стимулирование сотрудников играют важную роль в экономическом прогрессе. Позитивная мотивация персонала является одним из факторов обеспечения конкурентных преимуществ и стратегической устойчивости ко...

Мотивация персонала как показатель качества трудовой жизни

В статье исследованы различные теории мотивации, какое они имеют отношение к качеству трудовой жизни, и как работодатели могут их реализовать для обеспечения счастливых и мотивированных сотрудников.

Заработная плата как основная форма мотивации труда

В статье представлен обзор теоретических подходов к роли заработной платы и ее использование как основной формы мотивации. Основные положения исследования раскрывают сущность влияния на динамику и актуальность использования заработной платы в качеств...

Модели развития персонала

Целью статьи является выявление современных альтернативных моделей развития персонала, которые могут стать новыми действенными способами максимального использования ресурсов знаний, навыков и социальных компетенций сотрудников и реализации долгосрочн...

Мотивация персонала к трудовой деятельности

В данной статье рассматривается система мотивации труда, её значимость, функции, составные элементы и инструменты. Мотивационная система понимается автором как необходимый фактор выстраивания эффективного трудового процесса.

Задать вопрос