Принципы построения государства в произведениях Махтумкули Фраги и Довлетмаммета Азади | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (521) май 2024 г.

Дата публикации: 27.05.2024

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Бабаев, И. Х. Принципы построения государства в произведениях Махтумкули Фраги и Довлетмаммета Азади / И. Х. Бабаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 22 (521). — С. 529-531. — URL: https://moluch.ru/archive/521/114785/ (дата обращения: 30.06.2024).



Реализовать мечты о мирной жизни и благоденствии страны и народа всегда считалось важным при построении мощного государства. Для этого нужна не только физическая, но и духовная сила. Формирование в людях этой силы, особенно воспитание у подрастающего поколения чувства любви к Родине и государству, удавалось только выдающимся личностям. История показывает, что именно мастера слова, а не военные зачастую сильнее всего способствовали формированию прочного государства. В Туркменистане такими лидерами духовного воспитания были Махтумкули Фраги и Довлетмаммет Азади.

Ключевые слова : Махтумкули Фраги, Довлетмаммет Азади, стихотворения, государство, народ, общество, Родина.

Тема патриотизма — одна из основных в творчестве туркменского поэта Махтумкули Фраги. В своих стихотворениях он воспевал ценности туркменского воина, мужчины. Обладание конем и оружием считалось обязанностью патриотически настроенных юношей. Конь и оружие воспринимались как символ храбрости:

Коль раздобыть коней джигиты не сумели,

В нем львиной доблести, знать, не было на деле.

Чем больше лет тебе, тем силы меньше в теле:

Ведь молодости пыл, ее горенье — гость.

(«Гость»)

Махтумкули Фраги в своих произведениях описывает пути, ведущие к сердцу народа, определяет основы построения сильного общества, опираясь на те понятия и нормы, которые он усвоил от своего отца — поэта и ученого Довлетмаммета Азади. Свое понимание верных путей к построению общества Довлетмаммет Азади отразил в поэме «Вагзы-Азат». Он подчеркивает, что для народа, прежде всего, необходимо могущественное государство, управлять которым должен справедливый разумный царь. Справедливый правитель должен опираться на волю народа и позаботиться, чтобы в стране была сильная армия, изобилие и строгий закон [1, 2].

Махтумкули Фраги подчеркивает еще одно необходимое качество настоящего мужчины — любовь:

Оружье, конь да блеск любимых глаз —

Три цели, что всего ценней, — желанны.

(«Желанны»),

или:

Чтоб храбрым слыть среди людей,

Сперва коня добыть нам надо.

Чтоб с честью принимать гостей,

Всем сердцем их любить нам надо.

(«Добыть коня надо»)

Многие туркменские мыслители и поэты говорили о важности развития в настоящем джигите положительных качеств [3]. Например, ставили цель воспитать для родины таких мужчин, которые могут:

– признавать допущенные ошибки;

– признавать свои недостатки;

– уметь подавить в себе гнев;

– чувствовать боль народа;

– не отягощать свой народ;

– радоваться чужому счастью;

– ставить интересы страны выше своих.

Из образов, которые рисует Махтумкули в своих стихотворениях, видно, какие качества поэт считает необходимыми для молодого человека: открытость, правдивость, благодарность, верность слову, гостеприимность, находчивость.

За честь страны, за свой народ

Джигит со славою умрет.

Кто справедливости оплот,

Тем рваться в бой опять пристало.

(«Блистать пристало»)

Поэт призывает любить Родину, подчеркивает, что для защиты страны от внешних врагов нужны мужественные, отважные борцы. Махтумкули Фраги стоит в ряду поэтов, которые первыми писали об отваге и героизме. Он и его отец Довлетмаммет Азади были наставниками для молодых людей своего времени, которых они старались воспитать стойкими, преданными общественным интересам. Своими стихотворениями поэты формируют такие качества, как храбрость и щедрость [1, 3].

В патриотической лирике Махтумкули ссылается на героев фольклорных произведений. Он призывает ориентироваться на таких вождей и гуманистов, как Гёр-оглы, Рустем Зал, Искендер, Юсуп, воспитывать в себе мужество на примере этих народных героев:

Напьюсь ли я вина, когда напиться впору,

Или, как Гёр-оглы, с горы направлюсь в горы,

Иль над врагом свершу суд праведный и скорый,

От друга моего я получу ли весть?

(«От друга моего я получу ли весть?»)

У туркмен есть пословица: «Agzybire Taňry biýr, agzalany gaňrybiýr» — «Кто живет в согласии и дружбе, тому и Бог дает благополучие и счастье, а у тех, кто не дружит, Бог отнимает добро». В ней отражен призыв к единению народа. Вот что по этому поводу писал Махтумкули, который считал единение условием построения могущественного государства:

Туркмены! Если бы мы дружно жить могли,

Мы осушили б Нил, мы б на Гульзум пришли.

Теке, йомуд, гоклен, языр и алили, —

Все пять! — должны мы стать единою семьею!

(«Птица счастья»)

Своими произведениями, в которых отразились мечты о могущественном государстве, благородные намерения, наставления будущим поколениями Махтумкули и Довлетмаммет Азади веками воспитывали молодежь. Сочувствуя народу, великие поэты через лирические произведения обращались к обществу, передавали свои мысли и чаяния [2]. Народ чтил их стихотворения, перекладывал на музыку. За книги Махтумкули давали верблюдицу с верблюжонком, что считалось высокой ценой.

Сегодня Туркменское государство расцветает, развивается, двигается только вперед. И в наше время произведения Махтумкули служат бесценным источником знаний об истории и духовном мире туркменского народа.

В патриотических стихотворениях Махтумкули Фраги и Довлетмаммета Азади каждая строчка, каждое слово пропитаны духом тюркских народов. Поэты хороши знали и понимали родной народ и своей лирикой придавали ему силу.

Довлетмаммет Азади изучал источники, касающиеся политического устройства, системы власти на Востоке, правил государственного строительства, был знаком с творчеством представителей древней и средневековой литературы. Например, поэт XVII века Берхурдар Туркмен в своих произведениях развивал представления о крепкой семье, порядочных детях и справедливом государстве.

Довлетмаммет Азади знал народное творчество, в котором ярко выражен туркменский национальный характер. Поэтому в поэме «Вагзы-Азат» деятельность многих царей описывается через легенды, рассказы о них. В частности, упоминаются Исмаил Самани, Султан Махмуд, Собуктегин [1].

Азади подчеркивает, что правитель должен быть справедливым и обеспечивать безопасность — без этого в стране не будет изобилия и спокойствия, люди будут приносить страдания друг другу. Поэт ратует за свободные безопасные отношения между народами, создание благоприятных условий для открытых торговых отношений: купцы будут спокойно перевозить свои товары в другие страны, не опасаясь грабежей, что даст возможность жить в изобилии и достатке. Эти вопросы Азади поднимает, основываясь на наблюдениях за реальной жизнью. Он говорит о том, что в государстве должен быть закон, учитывающий пожелания народа, удовлетворяющий его волю и сохраняющий его права.

Поэт подчеркивает, что для обогащения государства необходимо, прежде всего, развивать животноводство и земледелие, налаживать торговые связи. Чтобы жить спокойно и свободно, в государстве должна быть сильная армия. По мнению Довлетмаммета Азади, необходимо благоустраивать страну, обеспечивать население водой, которая необходима для развития сельского хозяйства. Поэт особо подчеркивает необходимость решения государством этой проблемы, поскольку в те времена люди были недостаточно обеспечены водой. По словам Азади, должны быть и налоги [3].

Также Довлетмаммет Азади отмечает, что необходимо заселять села, предоставлять людям землю, должны быть справедливые судьи, сельские хякимы, квалифицированные врачи, хорошее снабжение.

В поэме «Вагзы-Азат» автор призывает свой народ быть дисциплинированным, честным и порядочным во всем, уделяет внимание обязанностям родителей и детей.

Автор призывает народ заниматься благотворительностью: строить мосты, бани, открывать библиотеки, заниматься просветительской деятельностью, что даст возможность развиваться государству и обществу. Мудрые представления своего отца о государстве, обществе, жизни позднее в своих произведениях развил Махтумкули.

Ученые-филологи А. Зырин и М. Овезгельдыев так сказали о поэте: «Сумев обобщить и поднять на новую, высшую ступень то, что было достигнуто предшественниками в области художественного постижения и отображения мира, Махтумкули стал основоположником национальной туркменской поэзии, а значит, и всей литературы» [4]. Поэт призывает народ к единству, необходимому для государственного строительства, говорит о важности рынков, свободной торговли, законов, справедливого правителя.

Каждый гражданин стабильного государства должен быть мужественным, воспитанным, образованным. Такие наставления народу дают мудрые Довлетмаммет Азади и Махтумкули. И можно сказать, что сегодня их мечты о счастливом обществе и сильном государстве сбываются.

Литература:

  1. Türkmen ruhunyň almaz täji. Magtymguly Pyragynyň 290 ýyllygyna bagyşlanan makalalar ýygyndysy. — A.: Türkmen döwlet neşirýat gullugy, 2014.
  2. https://www.kitaphana.net/book/1134.
  3. https://kitapcy.ru/news/magtymgulynyn_gosgulary_rus_dilinde/2018–11–15 3416
  4. Зырин А., Овезгельдыев М. Великий поэт, мыслитель, патриот // Махтумкули. Стихотворения. — Л.: Издательство «Советский писатель», 1984. — 384 с.
Основные термины (генерируются автоматически): народ, поэт, могущественное государство, государственное строительство, государство, конь, произведение, сильная армия, справедливый правитель, стихотворение.


Похожие статьи

Задать вопрос