Изучение и оценка научного наследия Аль-Хакима ат-Термези с психологической точки зрения
Автор: Кадырова Азиза Бекмурадовна
Рубрика: 23. Психология
Опубликовано в
XCIII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2024)
Дата публикации: 31.12.2024
Статья просмотрена: 6 раз
Библиографическое описание:
Кадырова, А. Б. Изучение и оценка научного наследия Аль-Хакима ат-Термези с психологической точки зрения / А. Б. Кадырова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XCIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 67-72. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/527/18798/ (дата обращения: 16.01.2025).
Втечение всей своей жизни Термези готовился и духовно, и психологически к знаниям и просвещению, к своего рода экзаменам, преодолевая трудный путь. аль-Хаким посвятил себя глубокому изучению различных наук, заучиванию наизусть священного Корана, у него появились также свои ученики и последователи. Он создал свои бессмертные труды, основанные на его мыслях и жизненном опыте, которые сыграли значительную роль в развитии исламской культуры, особенно суфизма, как великого духовного наследия.
Ключевые слова: психология, наука, развитии, хадисы, последователи, наследие, путь тариката.
За свою долгую жизнь учёный аль-Хаким ат-Термези прошел через много этапов. Следовательно, основываясь на письменных источниках, прежде всего на его автобиографическом труде «Бадъ шаан Аби Абдуллах», можно разделить жизнь ученого на следующие этапы:
Первый этап — раннее детство аль-Хакима — период до восьми лет. К сожалению, мы мало знаем о его детстве, оно было не таким насыщенным играми и развлечениями, как у многих других его сверстников. Например, можно было бы предположить, что он не смог бы заниматься наукой в обозримом будущем продолжая увлекаться играми, он не был бы готов немедленно отказаться от них и подготовиться к серьезным урокам своих учителей. Поэтому можно с уверенностью сказать, что он начал с самого раннего возраста готовиться к самым сложным экзаменам, и духовно, и психологически которые позволяли ему преодолеть сложные пути. [:6.49]. Второй этап охватывает жизнь аль-Хакима ат-Термези с восьми до двадцати семи лет. В этот период он посвятил свои способности и мастерство глубокому познанию различных дисциплин, его наставник оказал свою помощь, наставлял его на путь истинный. Хотя нет конкретной информации об этом шейхе, он фокусирует свое внимание только на пути знания, особенно в таких областях науки, как наука ал-асор (археология) и наука ар-рай (выражение своей мысли по религиозным вопросам). И эта задача была не из лёгких. [6.49]
Третий этап жизни аль-Хаким ат-Термези напрямую связан с запоминанием и глубоким изучением Священного Корана. Он с энтузиазмом повторяет слова Аллаха, день и ночь заучивает Коран и его сердце наполняется радостью и волнением. Теперь он углубляется в учения религиозного характера, изучает проповеди, загробной жизни, информацию и историю о пирах, которые руководят учением. Под влиянием этих факторов от научного направления, он полностью сосредотачивается на духовном направлении. Обобщая эти соображения, мы можем сказать с уверенностью, что этот этап является поворотным моментом в жизни аль-Хакима ат-Термези (фитрат ат-тахаввул). Поэтому в этот период он совершает такие богослужения, как пост, молитву и чтение Корана. Но в то же время у него не было какого-то конкретного метода или способа действия. Он объяснил, что жил так до тех пор, пока книга аль-Антоки не попала в его руки, а затем он позволил себе влиять на идеи аль-Антоки по-своему.
С этого момента в его жизни начинается долгий и трудный период, в которой он посвящает себя воздержаниям, аскетической жизни, различным экзаменам и испытаниям. Он предпочитает держаться подальше от людей и находиться в изоляции. [6.50]
Возможно, именно поэтому сам ат-Термези останавливаясь на этом периоде, утверждал, что у него появились ученики и последователи. Таким образом, за это время его ученики стали более многочисленными, его проведи и лекции стали совершеннее, его репутация и извесность распространились, и даже группы, которые недавно сговорились против него, начали оказывать дань уважения. Несмотря на большое количество учеников аль-Хакима ат-Термези, только некоторых из них в страницах истории сохранились имена. [6.52]
Следовательно, информация аль-Хакима ат-Термези о своей собственной жизни имеет исключительное значение. По крайней мере, в трудах ученого, мало сведений о своей жизни, у нас достаточно сведений, для понимания эволюции его жизни, научного и духовного наследия. Он не дал подробностей о жизненных этапах, о датах, о поездке за границу ради науки, о трудах, о собственной группе последователей или школе. Однако, по другим источникам известно, что он отправился в Нишапур и преподавал там о хадисах, о том, что учёный из Нишапура Яхя ибн Мансур аль-Кази перенял у него хадисы, о годах проживания в Балхе, в период изгнания из Термеза. Опираясь на источники, можно сказать, что следующие два этапа деятельности аль-Хакима ат-Термези были очень эффективными и плодотворными с научной и творческой точки зрения. В этот период он создал свои бессмертные произведения, основанные на взглядах, мнениях и жизненном опыте. И самое главное, многие его последователи собираются вокруг него. Его труды занимают весомое место в развитии суфизма, и являются великим духовным наследием в исламской культуре. [6.55]
Творческая и научная деятельность аль-Хакима ат-Термези напрямую связана с его поездками за границу. Во время своей первой поездки он посетил несколько городов в Хорасане, где он общался со многими учеными. Во время своего пребывания в Балхе он встретился с известными учёными и сторонниками суфизма. В Балхе он общался с такими хадисоведами, как Аль-Хасан ибн Умар ибн Шакийк аль-Басри (известный как аль-Балхи) Кутайба ибн Саъид ас-Сакафи аль-Балхи. В то же время следует отметить, что отношения аль-Хакима ат-Термези с мутасаввуфами были гораздо более эффективными и глубокими, чем с мухаддисами. В то же время научные поиски аль-Хакима ат-Термези распространились не только на все города Хорасана, но и почти на все части Ирака. Во время этих визитов научное мышление аль-Хакима ат-Термези особенно формировались в таких крупных городах как Балх, Нишапур и Багдад. Помимо этих городов, его родной город Термез внес большой вклад в научную и творческую деятельность ат-Термези. Именно в этом городе он давал уроки своим ученикам, создавал свои бессмертные произведения, например: «Хотам аль-анбиё», «Илал аш-шарийъат». По словам историков Тожуддина аль-Субки, ас-Сулами, после создания этих произведений, группа людей протестовала против аль-Хакима ат-Термези. В конце концов он был изгнан из Термеза и несколько лет жил в Балхе. Возможно, что годы проведенные ат-Термези в Балхе совпали с последними годами его жизни, так как два его труды были написаны в последние годы его жизни. [6.57]
Как мы упоминали ранее, аль-Хаким ат-Термези получил свои первые знания от отца, потом его учили видные учёные Термеза.
В период аль-Хаким ат-Термези делает поворотный момент в своем образе жизни, своем мировоззрении и взаимодействии с людьми и, что оставляет неизгладимый отпечаток в его сердце. Сам ученый позже написал:
«Я ступил в Мекку во время Шаббана. Перед хаджем Аллах дал мне там место для ночлега и ночами открыл мне дверь для молитвы. Я молился в Каабе, месте, где будут даны ответы на молитвы. Я чувствовал в своем сердце, что у меня есть сила раскаяться, вести воздержанную жизнь, держать свою душу подальше от мелочей. Я попросил Аллаха правильно направить мое сердце, помочь мне стать одним из подвижников — отшельников и дать мне возможность выучить наизусть Коран. Когда я возвращался домой, я понял, что у меня есть страсть к заучиванию Корана. По пути я легко запомнил несколько сур. Вскоре после того, как я вернулся домой, я завершил заучивание его от начала до конца». [6.58]
После этой благословенной поездки начинается новая эра в жизни аль-Хакима ат-Термези. Он начал искать книги, описывающие положительные достоинства Аллаха и идеального наставника — пира, направляющего на путь тариката (путь духовного совершенствования по убеждениям суфистов). Но его усилия напрасны, и он не может найти то, что ищет. Затем он сосредоточит своё внимание на поклонении, молитве и посте. Он описывает свою дальнейшую жизнь следующим образом:
«… В руки попалась книга аль-Антоки «Излечение сердец». Как будто я нашёл то, что потерял и искал. Это была воздержанная жизнь. Я начал тренировать свою страсть и душу. Аллах был моим помощникам в этом начинании. Он научил меня как контролировать мою сладострастность. В результате я постепенно начал понимать свое сердце. Сердцем я чувствовал, что должен сидеть дома в уединении, уйти в степе, побывал в развалинах и кладбищах страны. Это стало повседневной моей привычкой. Я хотел просить помощи у хороших людей. Но я этого не делал. Продолжал поклонятся этим безлюдным местам. В эти дни я, как во сне увидел пророка Мухаммеда (мир ему)…». [6.,59]
Действительно, основываясь на работах аль-Хакима ат-Термези, можно сделать вывод, что в своей жизни у него не было определённого духовного наставника и не советовал другим чтобы у них тоже были наставники. Для него книга Аль-Антоки «Излечение сердец» сыграла ключевую роль в достижении пика духовного совершенства. Поэтому он не занимался обучением мюридов и не хотел, чтобы за ним шли следом последователи его учения. Как правило, мюриды распространяли среди людей добродетели, предсказания, щедрость и другие положительные качества наставников и стремились передать его учения следующему поколению. У аль-Хакима ат-Термези, хотя и не было мюридов-учеников, но бессмертные произведения полностью передали нам его идеи на протяжении веков, которые представляют огромное научное и духовное богатство. Великий мыслитель разъяснил учения тариката, внёс уточнения через свои бесценные труды и своих учеников, и эти ученики продолжили работу своего великого учителя. Мы уже выше упоминали о некоторых из числа известных учеников. [6,59]
К сожалению, как и в случае с миром, со времени появления жизни на земле гении, которые достигли совершенства во всех областях знаний, подвергались клевете и оскорблениям со стороны некомпетентных, ревнивых, и лицемерных коллег. Великий ученый, аль-Хаким ат-Термези, тоже не был исключением. Его постоянно растущая популярность пробудила зависть и ненависть в сердцах некоторых невежественных ученых, и в конце концов они направили письмо правителю Балха с клеветой на аль-Хакима ат-Термези, что он распространяет ересь и суеверия, что ведёт народ в заблуждение, что он и претендует на пророчество, что говорит о любви к Аллаху. В результате правитель вызвал его в Балх, предупредил, чтобы он не говорил о любви к Аллаху, и посоветовал ему, что бы он жил вдали от людей, о чём и пообещал ат-Термези правителю Балха. Таким образам, аль-Хаким ат-Термези провел несколько лет жизни в изоляции от людей.
Однако, когда противники не согласились с этим и продолжили вызывать волнения и беспорядки в городе, организовали интриги, тогда аль-Хаким ат-Термези вышел из уединения и начал амри-маъруф (повеление совершать добрые дела) в мечетях. Только тогда люди поняли, что благородство, величие и высокое положение аль-Хакима ат-Термези будут расти, а его последователей и почитателей будет ещё больше.
Литература:
- Ал-Хаким ат-Термези. Хадисы. На основе произведения “Наводир ал-усул” (перев. с араб.). Подгот. к изд. И.Усмонов. — Ташкент: “Мовароуннахр”. 2006.
- Джалолиддин Мирзо. История Термеза. –Ташкент: Шарк, 2001.
- Амонтурдиев Ж. Учение Ал-Хакима ат-Термези. — Ташкент: Университет, 2000.
- Муртазоев Б. Ал-Хаким ат-Термези о знание // Научный сборник Термезского госуниверситета. — Ташкент, 2003.
- Уватов У. Известные люди Термеза. Термез — древний и новый город на перекрестке великого пути. — Ташкент: “Шарк”, 2001.
- Уватов У. Два великих мудреца (Абу Иса ат-Термези, Аль-Хаким ат- Термези). — Т.: «Шарк», 2005.