Статья посвящена проблеме воспитания нравственности у учащихся путем поэтического творчества М. Акмуллы.
Ключевые слова: нравственное воспитание, знание, воспитанность, совершенствование личности
Вопросы нравственного развития, воспитания человека волновали общество всегда. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.
Нравственность рассматривается как индивидуальная форма существования морали общества, как внутренний закон человека, побуждающий его соотносить свои действия и поступки с общественными нормами.
С годами понимание нравственности изменилось. В словаре С. И. Ожегова мы видим: «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [3, с. 414].
Нравственное воспитание учащихся является важнейщей целью учителя.
Башкирский просветитель, выдающийся поэт Мифтахетдин Акмулла, широко известный у башкир, татар, казахов, узбеков и каракалпаков, большое внимание в своем творчестве уделил нравственно-этической проблематике. Осмысливая окружающую действительность через призму нравственных оценок, Акмулла выходил к широким философским обобщениям [1, с. 133].
В своих стихах Мифтахетдин Камалетдинович Акмулла, — пишет Рашит Шакур, — выступает против невежества, косности, отсталости и всю жизнь «звал народ к просвещению, прославлял разум, справедливость и гуманизм».
Продолжая лучшие традиции башкирской поэзии, он создает глубоко жизненные по своему содержанию и яркие по образному решению произведения [4, с. 96].
Для Акмуллы знания и воспитанность, внутренняя чистота человека и в целом проблемы морального, нравственного порядка — наиболее важные в системе его взглядов на мир и на человека.
Через стихотворение «Назидания» мы убеждаемся о том, что он умел заглядывать в человеческую душу и понимал законы жизни.
Выдающийся поэт в этом стихотворение отразил семь главных назиданий. Как мы знаем, у башкирского народа число семь — это «святое» число.
В жизни, первое, совесть нужна, совестливость,
Совестливость как божья дается нам милость.
Мало молвить с усердьем: " Прости меня, Боже!" –
Молча совесть блюсти в себе — много дороже [2, с. 180].
Второе качество — это честь и честность.
Честь и честность — второе условие. Если
Нету чести в тебе, то не будет, хоть тресни!
Для бесчестного лучше место — в могиле,
Чем ходить по земле в святотатственной силе [2, с. 180].
Третье качество — это ум.
Третье, сказано, ум. Говорить с дураками
Не словами приходится, а кулаками.
Осердясь, дураки посягают на веру
Ни в делах, ни в сужденьях не ведая меру [2, с. 180].
Четвертое качество — благодарность.
Благодарность, мы скажем, четвертое свойство.
Коль ты неблагодарен — с глаз моих скройся!
За добро благодарен будь и за доверье,
И за то, что Аллах в мир открыл тебе двери [2, с. 180].
Пятое качество — это порядочность.
Свойство пятое — это порядочность.
С нею мы любовь обретаем — нет чувства сильнее!
Нас любовь возвышает и делает чище,
Потому мы до гроба любовь свою ищем [2, с. 181].
А шестое условие — это терпенье.
Терпеливый достигнет всего без сомненья.
Нетерпение — признак отсутствия воли,
Приведет оно к скорби, раскаянью, боли.
Седьмое — это страсть, пристрастие, душевное, искреннее отношение к делу.
Исходя из этих качеств, он с негодованием ведет речь о том, как интересы сугубо материального порядка начинают вытеснять в человеке духовные начала. Его более всего волнует нравственное несовершенство власть имущих [2, с. 92].
Тонко понимая различия между светскими знаниями и религиозным вероучением, Акмулла выступает за светское образование, видя в этом одно из средств нравственного просвещения и воспитания.
Изучив науки, ты познаешь добро,
Став совершенным, ты сделаешь добро.
Поэт уверен, что с помощью моральных проповедей можно установить отношения равенства и доверия людей. В этом и состояла особенность просветительства Акмуллы. «Моральное совершенствование личности должно лечь в основу разумного общественного устройства [1, с. 135].
Избавься, человек, от пороков.
Чтобы не был ты вместилищем.
«В основе идейно-эстетических взглядов Акмуллы, — пишет А. И. Харисов, — лежит признание непримиримой враждебности разума и темноты, просвещения и невежества».
Акмулла в своих стихах проявляет довольно широкий взгляд на природу нравственного здоровья и пороков человека:
Дурному дай власть — разорит страну,
Глупого приголубишь — распустится вконец.
Неважно, чиновник ли он, простолюдин ли, важнее, каков он.
Бывает, что беспутного аргамака рабочая лошадь обгонит.
Не тем ценен человек, каково его богатство и положение в обществе.
Многие пороки в обществе порождают жадность, ненасытность, неумение довольствоваться достигнутым благополучием [4, с. 121]. Поэт пишет: " Довольствуйся тем, что в руках у тебя, не проси у баев, кланяясь в пояс. Не теряй совести, соблазняясь богатством, не жадничай, глядя на других».
Таким образом, Мифтахетдин Камалетдинович Акмулла — выдающийся прогрессивный поэт-просветитель и мыслитель башкирского народа, оставивший значительное творческое наследие. Он служил утверждению правды и справедливости, в воспитании в человеке нравственных качеств.
М. Акмулла возлагал большую надежду на формирование просвещенной личности. Для того, чтобы идеи разума и просвещения восторжествовали в обществе, считал поэт, нужно изживать из себя невежество, леность, слепую веру и шариат.
Нравственное воспитание предполагает усвоение человеком общественных норм. В большей степени это уровень обыденного сознания, дети просто воспринимают, запоминают с помощью учителя моральные нормы, присваивая их, тем самым, переводя в область субъективно-индивидуальной нравственности.
Литература:
- Валеев Д. Ж., Нравственная культура башкирского народа, прошлое и настоящее. — Уфа: Башк. кн. изд-во, 1989, — 256 с.
- Кунафин Г. С., Поэтическая радуга Акмуллы. — Уфа, 2006, — 216 с.
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю., Толковый словарь русского языка, 2 издание — М: 2002.
- Шакур Р., Звезда поэзии. Башкирский поэт-просветитель Мифтахетдин Акмулла. — Уфа: Китап, 2006. — 200 с.