В статье раскрывается влияние поэтического творчества Махтымкули Фраги на искусство. Рассматриваются произведения туркменских и зарубежных авторов изобразительного искусства, скульптуры и музыки.
Ключевые слова: Махтымкули, искусство, творчество художников, туркменские композиторы, поэзия, классическая литература.
Творчество Махтымкули — феномен в искусстве туркменской словесности. Поэту удалось найти гармоничную форму, которая наполнена глубоким содержанием. В своем стремлении к тому, чтобы его мысли были понятны и находили отклик в сердцах современников и потомков, Махтымкули совершенствовал и упорядочил письменную речь, став основоположником литературного языка туркмен, который и сегодня является средством воплощения туркменской культуры. Творчество Махтымкули настолько мощное, что просто не могло не повлиять на творчество многих поколений деятелей искусства. Поэты, писатели, художники, скульпторы, музыканты, композиторы вдохновлялись поэтическими строками великого мыслителя Махтымкули и создавали свои шедевры.
Р.Мазель был первым художником, написавшим портрет Махтымкули Фраги. Поэт изображен таинственным, всемогущим, зорко вглядывающимся в мир. Мазель, введя в композицию фигуру слушателя, делает ее гораздо беднее. Тем не менее, анализ произведений обнаруживает особенность творчества метода Мазеля, устремленного к тому, чтобы сделать искусство туркмен понятным Европе [1, с.44].
Для того, чтобы более достоверно и конкретно изображать образ Махтымкули художникам необходимо изучить жизненный и творческий путь гениального туркменского поэта, который пришелся на наиболее сложный период истории своего народа. В следствии этого, много фактов его биографии не сохранились. Но множество преданий и легенд, а также сама поэзия Махтымкули подсказывают нам сведения о его жизни:
Коль спросят путника про меня, скажите, лицо клоня:
«Гоклен он родом, с Атрека он, а имя — Махтумкули».
Живописец Айхан Хаджиев, досконально подошел к созданию канонического портрета Махтымкули (1947). Художник отправляется в родовое село поэта для создания набросков к будущему портрету. По словам А.Хаджиева «Махтымкули представляется мне как мыслитель, философ…» [2, с. 12]. Позднее живописец создает еще два полотна: «Махтумкули — ювелир» (1959) и «Несогбенный» (1960). Несмотря на то, что главным героем на этих двух картинах Махтымкули, каждая раскрывает разные эмоциональные переживания. «Махтумкули — ювелир» наполнена лирическим смыслом, на лицах учеников — восторг, они завороженно слушают своего мастера. Тогда как «Несогбенный» демонстрирует один из вражеских набегов на туркменскую землю.
Конечно, множество современных живописцев обращаются к образу Махтымкули, например, Б.Нурыев «Новая жизнь» (2014), Б.Гылычлыева «Желаю стабильное государство» (2014) и другие.
Художник график Ияберенов Нурсахат создал серию портретов туркменских поэтов, в том числе и портрет Махтымкули. Н. Ияберенов не просто «рисует», он чувствует тему своих гравюр, к каждому штриху относится ответственно. Художник досконально четко знает язык графики, свободно излагает свои мысли на нем [3, с.24].
Множество скульпторов не обошли тему поэзии Махтымкули Фраги. Одна из самых узнаваемых скульптур Махтымкули (1970) работы В.Попова. Данный памятник создан из природного камня (резчики по камню С.Григорян, Г.Осепян) и бетона и установлен в Ашхабаде. С обретением независимости Туркменистана уделяется большое внимание культуре и искусству, по всей стране открываются новые парки и скверы, в которых устанавливаются скульптуры и памятники. Например, парк Независимости Туркменистана, с монументальными изображениями великих личностей туркмен, в том числе и поэта Махтымкули.
Сегодня воздвигнута одна из самых выдающихся скульптур Махтымкули (рис. 1) под руководством Народного скульптора Туркменистана С.Бабаева. Данный масштабный проект современности потребовал около тысячи тонн бронзы. Этот монумент, высотой в 60 метров, находится в южной части столицы Туркменистана и окружен уютной парковой зоной.
Рис. 1. С. Бабаев. Монумент Махтымкули. г. Ашхабад
Нельзя не отметить, что скульптурные монументы Махтымкули установлены во многих зарубежных странах. Доподлинно известно, что в Махтумкули много путешествовал, он побывал на Кавказе, в Центральной Азии, на ближнем Востоке и Индии. Это повлияло не только на само творчество поэта, но он стал узнаваем и любим в этих уголках света. И эта любовь к туркменскому поэтому проявляется в глубоком уважении многих стран. Так скульптор С.Артыкмамедов совместно с архитектором В.Скульским в 2001 г. в г.Киев (Украина) установили памятник Фраги; С.Бабаев автор скульптуры поэта, установленной в 2009 году в г.Астрахань (Российская Федерация), так же под его руководством была создана скульптура Махтымкули (2012) в г.Анкара (Турция); Д. Анназаров автор барельефа (2012) в г. Ташкент (Узбекистан). В этих скульптурах олицетворены главные принципы поэзии Махтымкули о ценности человека, его гармонии, затрагиваются многие философские мысли и вопросы бытия.
В своих газелях Махтымкули воспевал идеальное чувство возвышенного, красоты, музыки. На устах странствующих бахши-дервишей, на больших и малых дорогах, на базарах и караван-сараях, в юртах и у чабанских костров [4, с.10] звучали стихи Фраги. Любовная лирика поэта наполнена некой музыкальной изящностью, яркостью, четкосткой фразировкой. Это не могло не вдохновить композиторов при создании музыкальных произведений.
А.Кулиев создает симфоническую поэму «Махтымкули» (1948). Музыка этого произведения ярко иллюстрирует образ туркмена, горячо и преданно любящего свою Родину. Она стала началом пути воспевания образа поэта в симфонической музыке.
В 1962 году на сцене Туркменского театра оперы и балета ставится опера «Махтымкули». Над ней работал молодой украинский композитор Ю. С. Мейтус. Опера «Махтымкули» — это ода патриотизму и любви к своему Отечеству. Следует отметить, что на основе данного произведения, в обновленном формате, вновь засияла постановка оперного спектакля под руководством заслуженного деятеля искусства Туркменистана, режиссера А.Батырова (2014).
В.Мухатов создаёт произведение Симфония № 1 «Памяти Махтымкули» (1974), которое наполнено глубокими философскими мыслями о судьбе народа туркмен. Тут изысканно переплетены две линии музыки — любовь поэта и мечты о совестливой жизни и патриотическая позиции гражданина. Драматургия музыкальной симфонии основана на нескольких разделах. В главной теме симфонии звучит переработанная народная мелодия «Кечпелек». В третьем разделе красивую лирическую тему исполняет гобой соло. Финал произведения олицетворяет будущее Туркменистана:
Овеяна ширь от казахских зыбей,
До глади Джейхуна ветрами Туркмении,
Блаженство очей моих роза полей,
Поток, порожденный горами Туркмении…
Поэзия Махтымкули органично синтезируется с музыкой, поэтому многие композиторы, такие как Д.Овезов, Н.Халмамедова, В.Ахмедов, Ч.Нурымов, А.Агаджиков, Б.Солтанов часто обращались к творчеству поэта.
Способность передать певучесть поэзии Махтымкули вдохновляет и молодых современных композиторов. Например, композитор Б.Солтанов написал несколько романсов на слова Махтымкули; «Gulzardan aýryldym» («Освободился от рабства»), «Gara gözleriň» («Твои черные глаза»), «Gasy ýaý» («Брови полумесяцем»). Три романса совершенно не похожи друг на друга по восприятию. Чувство любви, драматизм человеческой судьбы, острота оголенных чувств — переплетены в произведениях молодого композитора.
Спустя больше трехсот лет творчество Махтымкули остается современным, востребованным, понятным. Оно живет в душах не только творческих людей и людей искусства — оно течет по жилам каждого культурного человека, оно горит в сердцах каждого туркмена.
Литература:
- Трухачева Л. А. Туркменская графика на пути к зрелости. — Ашхабад : Ылым, 1987.
- Мухатова О. А. Хаджиев. — М.: Советский художник, 1988.
- Бекиева Дж.Э. Портрет в живописи и графике современного Туркменистана. — М.: Интернаука, № 1(177), 2021.
- Айтматов Ч. Махтымкули. — Ашхабад : Туркменистан, 1989.