Отношения, возникающие в процессе электронной купли-продажи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 июля, печатный экземпляр отправим 10 июля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №21 (520) май 2024 г.

Дата публикации: 27.05.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Пикалов, Д. С. Отношения, возникающие в процессе электронной купли-продажи / Д. С. Пикалов, Н. С. Штанько. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 21 (520). — С. 546-547. — URL: https://moluch.ru/archive/520/114665/ (дата обращения: 28.06.2024).



Статья посвящена анализу современных правоотношений в сфере купли-продажи имущества путем применения технических средств, а также выявлению проблемных мест в данных правоотношениях. Авторы предлагают создание нового федерального закона, регулирующего интернет-торговлю.

Ключевые слова: продавец, потребитель, интернет-площадка, технические средства, купля-продажа, вайлдберриз.

В настоящее время современные общественные отношения становятся все более зависимыми от технического прогресса. В последние десятилетия сфера дистанционной коммуникации претерпела огромные изменения, которые никак не могут не отразиться на общих показателях жизни человека. Значительным результатом в развитии данной технической базы является «интернет-торговля». Данный компонент современного общества позволяет осуществлять покупки необходимых товаров и услуг дистанционно с использованием компьютеров, телефонов и других технических устройств. Для Российской Федерации научно-технический прогресс позволил решить проблемы поставок товаров даже в самые отдаленные и труднодоступные места нашей страны [1, с.].

На сегодняшний день стоит отметить тенденцию в вытеснении практически всех способов приобретения и продажи товаров, помимо способа купли-продажи в сети «Интернет». Также, стоит отметить, что данный способ зачастую является самым выгодным, поскольку размещение, реклама и иные маркетинговые операция совершаются с наименьшими затратами. Благодаря чему возникают взаимовыгодные условия как для продавца, так и для покупателя. Однако, как отмечает, Гвоздева Г. А., Елизарова О. Н., Кузьмина О. А. и Ракитина Н. Э.: «активное развитие интернет-торговли в Российской Федерации по традиции сопровождается существенным отставанием законодательного подкрепления в данной сфере, что на практике создает предпосылки для различных нарушений в данной сфере» [2, с. 228]. С данным мнением невозможно не согласится, поскольку предпосылкой развития данной отрасли купли-продажи являлась розничная купля-продажа с помощью таких средств как радио, телевиденье, издание бумажных носителей (буклетов, журналов и т. д.). С целью правового закрепления данных правоотношений законодатель в ч. 2 ст. 497 «Гражданского кодекса Российской Федерации» [3] установил, что «договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами». Таким образом, следует сделать вывод о том, что обязательным условием для дистанционной продажи товара, продавец обязан вышеупомянутыми способами ознакомить покупателя с товаром, в котором он заинтересован. Однако данные обязанности продавца в настоящее время провоцирует все больше и больше споров между субъектами купли-продажи. Данное обстоятельство обуславливается достаточно большим разнообразием товаров, которые могут не попадать под вышеупомянутые требования по продаже данных товаров.

Далее, в п. 2 ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» [4] предусмотрено то, что продавец, до заключения договора, обязан предоставить покупателю информацию о товаре, которая отражает основные потребительские свойства товара, об адресе продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании, о цене и условиях приобретениях конкретного товара и так далее. Исходя из данных характерных черт электронного договора, следует отметить, что данный вид договора является по своей природе консенсуальным, поскольку исполнение обязательств по договору со стороны продавца носит отсроченный характер. Так, для нас становится важным аспектом именно момент заключения такого договора.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 2463 [5], договор купли-продажи, заключенный дистанционным способом, считается заключенным в тот момент, когда со стороны продавца покупатель получает электронное сообщение на телефонный номер покупателя или адрес электронной почты, либо путем осуществления телефонного звонка. Также, в соответствии с п. 14 данного Постановления, следует обратить внимание на содержимое такого сообщения: номер заказа, который позволяет потребителю получить информацию о заключенном договоре розничной купли-продажи и его условиях.

В целях оптимизации торговли на интернет-площадках следует принять федеральный закон об электронной торговле, в котором будут регулироваться права и обязанности продавца, потребителя, так и интернет-площадки. Необходимость принятия данного закона обусловлена большим числом нарушений прав потребителей, так и продавцов. Например, при получении бракованного товара на интернет-площадке ООО «ВАЙЛДБЕРРИЗ» для возврата необходимо выкупить данный товар [6], или же оплатить сбор в размере 100 рублей [7], что является ущемлением прав потребителей, а с учетом огромного числа покупателей у данной организации, является актуальной проблемой. Новый закон поможет не только защитить права продавца, покупателя, но и саму интернет-площадку, позволив подстроить законодательство под новые тенденции.

Таким образом, электронный договор купли-продажи на сегодняшний день представляет собой вполне сформированный правовой инструмент, соответствующий основным требованиям, предъявляемым к участникам интернет-торговли. Вместе с тем, активное развитие новых способов дистанционной торговли, сложная система отношений между участниками, зачастую включающая многоуровневую логистику, появление новых видов товаров требуют от законодательства более детального регулирования и постоянной подстройки под постоянно меняющийся рынок.

Литература:

  1. Турицын Д. А. Договор купли-продажи в условиях цифровизации договорного права // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 12. С. 309–312.
  2. Гвоздева Г. А., Елизарова О. Н., Кузьмина О. А., Ракитина Н. Э. Проблемы правового регулирования электронных договоров купли-продажи товаров // Социальные и гуманитарные науки в условиях вызовов современности. 2022. С. 227–231.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть II) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  4. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ. 1992. № 3. Ст. 140.
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2021. № 3. Ст. 593.
  6. Возврат товара ненадлежащего качества // URL: https://v.wildberries.ru/services/vozvrat-tovara (дата обращения: 17.05.2024).
  7. Wildberries сделала массовым «штраф» ₽100 за отказ от товара // URL:https://www.rbc.ru/business/23/05/2022/628b67259a7947cf4bc00b7f?ysclid=lwaw7x0m6o560393309 (дата обращения: 17.05.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): розничная купля-продажа, Российская Федерация, обязанность продавца, покупатель, потребитель, продавец, сторона продавца, товар.


Похожие статьи

Задать вопрос