Электронный договор в дистанционной торговле | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №16 (515) апрель 2024 г.

Дата публикации: 20.04.2024

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Коваленок, Е. В. Электронный договор в дистанционной торговле / Е. В. Коваленок. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 16 (515). — С. 200-202. — URL: https://moluch.ru/archive/515/113198/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья посвящена изучению особенностей правового регулирования электронного договора как юридического факта в рамках дистанционной торговли по законодательству Российской Федерации. В работе поднимается проблема отсутствия четкого законодательного определения рассматриваемого объекта исследования, что приводит к разнообразным толкованиям в юридической среде. Предлагается интерпретация термина. Часть работы посвящена рассмотрению места новых видов договоров в сети Интернет и предложению внести соответствующие изменения в отечественное законодательство.

Ключевые слова: договор, электронный договор, дистанционная торговля, сделка, купля-продажа

Перевод логистических и торговых процессов в цифровой формат, расширение числа интернет-площадок для осуществления коммерческой деятельности в рамках информационно-телекоммуникационной сети, увеличение объемов продаж товаров и услуг дистанционно, стали причиной появления увеличенного количества гражданско-правовых договоров, влекущих за собой соответствующие права и обязанности, так как современный гражданин осуществляет большую часть своих сделок электронно.

В пределах дистанционного торгового пространства существуют множество соглашений. Следует понимать, что в рамках гражданско-правового регулирования, договоры, заключённые в электронной форме, имеют равную юридическую значимость с заключёнными в классическом понимании. По своей сути, электронный договор является сделкой, в рамках которой сторонам необходимо соблюдать нормы гражданского и иного законодательства. То есть на такие сделки так же распространяются нормы и правила действующего законодательства.

Содержание договора электронной купли-продажи охарактеризовал Ю. К. Баженов [1, с. 180], отметив, что это есть волевая модель регулируемых договором отношений, которая образуется условиями, выраженными в самом договоре. Перед тек как анализировать условия дистанционного соглашения, следует уделить внимание понятийному аппарату. В соответствии со ст. 420 Гражданского Кодекса РФ [1], договором следует считать соглашение между двумя и более сторонами, направленное на создание, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Однако, само определение электронного договора в законодательстве отсутствует. Указанное определение частично отражается в ст. 497 ГК РФ [2], где оно связывается с указанием его гражданско-правовой формы договора: это такая розничная купля-продажи, в которой одной из характеристик является отсутствие прямого доступа к товару, контакта с продавцом/представителем продавца на момент заключения соглашения, которая косвенно отражает суть электронного договора и особенности приобретения товаров и услуг через интернет.

По нашему мнению, описываемое понятие в полной мере раскрывает сущность и особенности рассматриваемого в работе договора. Правоприменительная практика не сталкивается с трудностями его толкования. В связи с этим, на наш взгляд, представляется разумным внести понятие электронного договора исключительно в рамках работы для афористичности исследования, сформулировав его следующим образом: «электронный договор — соглашение, представляющее собой согласованность между двумя и более сторонами, заключённое через информационно-телекоммуникационную сеть, направленное на возникновение, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей». Указанный договор имеет ряд своих особенностей: он заключается электронно, присутствует сложность идентификации юрисдикции и отсутствующий контакт покупателя с приобретаемым товаром. В связи с этим, следует детально рассмотреть условия договора в виртуальном пространстве.

Согласно нормам гражданского законодательства, предмет договора является одним из важных условий для договора купли-продажи. Дополнительно, с учётом от вида договора купли-продажи, сторонам следует достичь консенсуса и по иным условиям: наименование товара, его количество, ассортимент и качество. В рамках электронного приобретения товаров, покупатель ограничен, ведь не все они могут стать предметом договора в виртуальной среде, так как здесь имеются значительные ограничения, к примеру, алкогольная и спиртосодержащая продукция. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 2463 от 31.12.2020 года [3] в рамках общих правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи продавец обязан обеспечивать для покупателя наличие ценников на реализуемые товары с указанием их наименования, а также цены за единицу товара или за единицу измерения такового.

Важным аспектом, на наш взгляд, является сложность в понимании момента заключения дистанционного договора купли-продажи и факта его исполнения. Цивилисты долго не могли приди к единому мнению по этому вопросу. На сегодняшний день, согласно ст. 497 ГК РФ [2] им следует считать момент доставки товара в указанное место или, если место передачи товара договором не определено, то с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина/ по месту нахождения покупателя-юридического лица. В процессе оформления заказа, покупатель самостоятельно выбирает способ доставки: конкретное место (доставка почтой, курьером на указанный адрес), самовывоз, пункт выдачи и др.

Отечественное законодательство не предусматривает прямое указание на значимость эквивалентности приравнивания электронного договора к договору, заключённому в письменной форме. На практике, такой договор путём обмена информацией, использования электронных данных.

Согласно мнению С. Левашова [2, с. 14], для того чтобы электронный договор имел ту же юридическую силу, что и письменный, он должен быть заверен электронной цифровой подписью или иным аналогом подписи. Вопрос не будет разрешён в случае указания на простую письменную форму.

Для подтверждения, что документ был направлен одним из лиц, договор необходимо заключить письменно, или воспользоваться различными источниками связи (почта, телеграф, телефон), что достигается путём взаимообмена документацией через эти средства (п.2 ст. 434 ГК РФ [1]). При заключении сделок в онлайн-формате электронная подпись может выступить способом идентификации сторон. Рекомендации по заключению договоров в электронной форме [4] подчёркивают важность применения квалифицированной электронной подписи в определённых видах сделок.

В соответствии с Федеральным законом «Об электронной подписи» [5] для того, чтобы электронный документ был признан подписанным простой электронной подписью, лицу необходимо вставить собственную подпись в формируемый документ. Помимо этого, стороне важно использовать ключ подписи, основываясь на правилах, установленных оператором операционной системы, используемой для формирования документа. Ключом электронной подписи в данном случае является уникальным чередованием символов, создающих электронную подпись. Также, статьёй 6 [5] упоминаемого закона указываются условия, при анализе которых формируется понимание когда электронный договор подписанным электронной подписью, признаётся эквивалентным документу на бумажном носителе. С учётом этих условий, таким признаётся электронное соглашение, подписанное квалифицированной цифровой подписью. Указанный момент важен при заключении договоров между двумя и более юридическими лицами.

Подводя итог, единое требование к форме договора электронной купли-продажи отсутствует, так как он также может быть заключён путём заполнения формуляра на сайте маркетплейса и иными способами. Некоторые цивилисты в своих работах предлагали приравнивать дистанционный договор устную форму. Однако, мы больше согласны с мнениями правоведов, утверждающих, что электронный договор не может быть заключён в такой форме, так как они исполняются в момент заключения, что невозможно для электронных соглашений. Соответственно, электронный договор сам по себе является определённой формой договора, с особенностями заключения такового в определённых условиях.

По мере развития дистанционной торговли, в правовой доктрине был выделен иной способ заключения дистанционных договоров: заключение click-wrap agreements, за счёт совершения покупателем окончательных действий путём нажатия кнопки «Я согласен» и т. п., и заключение browse-wrap agreements, путём согласия через веб-сайт продавца. Такие формы начали существовать повсеместно, в том числе их стали применять в отечественном предпринимательстве.

Однако, в российском праве существует пробел в урегулировании такого вида соглашений, посему применяются общие правила о договоре. Важно обозначить мнение Роспотребнадзора [6] в отношении рассматриваемой ситуации. Он придерживается позиции, в рамках которой само наличие подписи под условиями или кнопки под отдельными элементами соглашения не свидетельствует, что подпись была получена путём свободного волеизъявления и о наличии у потребителя возможности отказаться от данного условия.

К обстоятельствам, свидетельствующим, что согласие потребителя было явно и осознанно выраженным, Роспотребнадзор относит следующие: получение потребителем полной и достоверной информации о товаре (услуге), отсутствие в веб-форме или программном обеспечении заранее проставленных галочек, которые порождают возникновение юридически значимых последствий.

По нашему мнению, важным является законодательное закрепление регулирования такого способа заключения соглашений путём внесения в уже упоминаемую ст. 497 ГК РФ [1] соответствующей формулировки: «Договор розничной купли-продажи, заключаемый дистанционным способом, является недействительным в случае присутствия заранее проставленных отметок («галочек») в полях условий принятия договора».

Таким образом, электронный договор является важным юридическим фактом для дистанционных правоотношений. Однако, увеличение количества дистанционных сделок и пользователей электронных торговых площадок не становится стимулом для развития нормы права законодателем в рассматриваемой области. Следствием этого становится наличие правовых пробелов в регулировании некоторых аспектов электронного договора купли-продажи, а также форм заключения такового, что порождает неопределённость на различных уровнях электронных торговых правоотношений.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации, 29.01.1996, № 5, ст. 410.
  3. Постановление Правительства PФ № 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи…» от 31.12.2020 [Electronic resource]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_373622/
  4. «Рекомендации по заключению договоров в электронной форме» (утв. АРБ 19.12.2012) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_143206/ / (дата обращения: 09.01.2024).
  5. Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об электронной подписи» // Собрание законодательства Российской Федерации, 11.04.2011, № 15, ст. 2036.
  6. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «Информация об особенностях click-wrap-соглашений» [Электронный ресурс]]. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_366945/
  7. Баженов Ю.К. Розничная торговля в России: Монография. – М.: ИНФРА-М, 2011. С. 180
  8. Левашов, С. Электронные деньги / С. Левашов // Юрист: электрон. журн. 2005. № 48. С. 13-20.
Основные термины (генерируются автоматически): электронный договор, электронная подпись, ГК РФ, Договор, дистанционная торговля, розничная купля-продажа, информационно-телекоммуникационная сеть, отечественное законодательство, электронная купля-продажа, электронная форма.


Похожие статьи

Основные проблемы в сфере административно-правового регулирования туристской деятельности

Статья раскрывает основные проблемы, существующие в законодательной сфере регулирования такой предпринимательской деятельности как туризм. Также в статье раскрывается точка зрения автора на возможные пути устранения правовых пробелов. Автор статьи ...

Проблемы реализации прав потребителей в интернет-торговле

В статье рассматриваются проблемы реализации прав потребителей в сфере интернет-торговли. Автор анализирует основные юридические аспекты онлайн-покупок, описывает существующие недостатки правового регулирования и предлагает пути их устранения. Особое...

Проблемы разграничения при квалификации введения в заблуждение как акта недобросовестной конкуренции

В настоящей статье исследуются часто возникающие в практическом использовании вопросы при квалификации тех или иных актов, субъектами в форме недобросовестный конкуренции, в частности введением в заблуждение. Статья подробно описывает критерии и отли...

Франчайзинг как правовая конструкция и бизнес-инструмент

Статья посвящена наиболее востребованной на сегодняшний день модели осуществления предпринимательской деятельности — франчайзингу. В исследовании автор анализирует преимущества и недостатки данного способа организации бизнеса, регулирующего отношения...

Проблемы реализации права на информацию в предпринимательской деятельности

Данная статья посвящена рассмотрению современных проблем, возникающих при реализации права на информацию в предпринимательской деятельности. Актуальность статьи обусловлена возрастающей ролью информации в правовых отношениях с участием предпринимател...

Анализ зарубежного опыта правового регулирования рекламной деятельности

В статье рассматриваются проблемы, связанные с правовым регулированием рекламной деятельности. Делается вывод о несовершенстве ее регулирования из-за развития и совершенствования способов доведения рекламы до потенциальных потребителей. Автор статьи ...

Современные тенденции и закономерности развития договорного регулирования и правоприменения

В данной статье анализируется аспект правового регулирования соглашений, которые заключаются в сфере автокредитования. Автором определены последние тенденции договорного регулирования в сфере автокредитования, а также приведены примеры того, каким об...

Смарт-контракты: понятие, признаки и проблемы правоприменения

В данной статье рассматриваются разные подходы к определению понятия и основные признаки смарт-контрактов, выделяемые в правовой доктрине, приводится наглядный пример первого смарт-контракта в России. Обозначен вопрос о необходимости установления лиц...

Вопрос о необходимости внесения корректировок в законодательное определение «естественная монополия»

Настоящая статья посвящена анализу нормативно-правового регулирования естественных монополий в Российской Федерации, а также основных проблем и направлений его совершенствования. Основываясь на проведенном исследовании, автор приходит к выводу, что с...

Законодательная инициатива как стадия законотворческого процесса

В статье анализируются вопросы, связанные с такой стадией законотворческого процесса как законодательная инициатива. Автор выявляет особенности реализации законодательной инициативы, ее понятие, анализирует субъектный состав. При проведении настоящег...

Похожие статьи

Основные проблемы в сфере административно-правового регулирования туристской деятельности

Статья раскрывает основные проблемы, существующие в законодательной сфере регулирования такой предпринимательской деятельности как туризм. Также в статье раскрывается точка зрения автора на возможные пути устранения правовых пробелов. Автор статьи ...

Проблемы реализации прав потребителей в интернет-торговле

В статье рассматриваются проблемы реализации прав потребителей в сфере интернет-торговли. Автор анализирует основные юридические аспекты онлайн-покупок, описывает существующие недостатки правового регулирования и предлагает пути их устранения. Особое...

Проблемы разграничения при квалификации введения в заблуждение как акта недобросовестной конкуренции

В настоящей статье исследуются часто возникающие в практическом использовании вопросы при квалификации тех или иных актов, субъектами в форме недобросовестный конкуренции, в частности введением в заблуждение. Статья подробно описывает критерии и отли...

Франчайзинг как правовая конструкция и бизнес-инструмент

Статья посвящена наиболее востребованной на сегодняшний день модели осуществления предпринимательской деятельности — франчайзингу. В исследовании автор анализирует преимущества и недостатки данного способа организации бизнеса, регулирующего отношения...

Проблемы реализации права на информацию в предпринимательской деятельности

Данная статья посвящена рассмотрению современных проблем, возникающих при реализации права на информацию в предпринимательской деятельности. Актуальность статьи обусловлена возрастающей ролью информации в правовых отношениях с участием предпринимател...

Анализ зарубежного опыта правового регулирования рекламной деятельности

В статье рассматриваются проблемы, связанные с правовым регулированием рекламной деятельности. Делается вывод о несовершенстве ее регулирования из-за развития и совершенствования способов доведения рекламы до потенциальных потребителей. Автор статьи ...

Современные тенденции и закономерности развития договорного регулирования и правоприменения

В данной статье анализируется аспект правового регулирования соглашений, которые заключаются в сфере автокредитования. Автором определены последние тенденции договорного регулирования в сфере автокредитования, а также приведены примеры того, каким об...

Смарт-контракты: понятие, признаки и проблемы правоприменения

В данной статье рассматриваются разные подходы к определению понятия и основные признаки смарт-контрактов, выделяемые в правовой доктрине, приводится наглядный пример первого смарт-контракта в России. Обозначен вопрос о необходимости установления лиц...

Вопрос о необходимости внесения корректировок в законодательное определение «естественная монополия»

Настоящая статья посвящена анализу нормативно-правового регулирования естественных монополий в Российской Федерации, а также основных проблем и направлений его совершенствования. Основываясь на проведенном исследовании, автор приходит к выводу, что с...

Законодательная инициатива как стадия законотворческого процесса

В статье анализируются вопросы, связанные с такой стадией законотворческого процесса как законодательная инициатива. Автор выявляет особенности реализации законодательной инициативы, ее понятие, анализирует субъектный состав. При проведении настоящег...

Задать вопрос