Особое производство — это вид гражданского судопроизводства, целью которого являются защита установленных в законодательстве прав путем рассмотрения дел об устранении фактов, имеющих юридическое значение, а также об определении правового положения граждан или имущества.
Значение участия прокурора в гражданском судопроизводстве неочевидно. Прежде всего прокурор — это представитель государства и защитник интересов несовершеннолетнего. В своей статье М. К. Треушников указал, что «прокуратура — не представитель стороны, а представитель государства» [4]. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор «вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд…» [3]. Принимая участие в гражданском судопроизводстве, прокурор обеспечивает соблюдение прав и интересов общества и государства.
Несмотря на различные формы участия, прокурор как лицо участвующее в деле, наделен правами и обязанностями. Права и обязанности лиц участвующих в деле закреплены в ст. 34 ГПК РФ. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и обязанностями истца. Как и все лица, участвующие в деле, он имеет право: знакомиться с материалами дела, делать из них выписки, снимать копии; заявлять отводы; задавать вопросы участвующим в деле лицам; заявлять ходатайства; возражать против ходатайств; давать устные и письменные объяснения по делу; оспаривать судебные акты в установленном судебном порядке. Как лицо специального характера, согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор освобождён от судебных расходов, данные средства возмещаются за счет средств соответствующего бюджета. Однако прокурор лишен права заключать мировое соглашение, а при его отказе от заявления, рассмотрение дела продолжается [3]. Некоторые ученые, такие как Е. А. Суханов, В. А. Лапач, Л. В. Щенникова, считают, что это нарушает один из основных принципов гражданского судопроизводства — равенства сторон.
Согласно ч. 1, 3 и 4 ст. 45 ГПК РФ основанием участия прокурора в гражданском судопроизводства является:
- Прямое указание закона;
- Личная инициатива.
Выделяют две формы участия прокурора в гражданском судопроизводстве: путем подачи заявления и с целью дачи заключения.
В случае подачи прокурором заявления в интересах другого лица, такое заявление должно содержать обоснование совершения прокурором таких действий, в том числе должны быть указаны законные интересы лица, в интересах которого подается заявление. Вместе с тем, кроме фактического обоснования, должно содержаться указание на нормативно-правовые акты, которые удостоверяют законность интересов и подтверждают неспособность лица самостоятельно защитить себя посредством подачи заявления в суд о признании определенного юридического факты. Интересно, что норма об обязанности прокурора обосновывать свои действия при подаче заявления в защиту другого лица появилась только в ГПК РФ 2002 года, ранее прокурор мог не обосновывать свои действия, а закон о прокуратуре давал ему право обращаться с заявлением и вступать в процесс на любой стадии гражданского судопроизводства, если этого требовалось для защиты прав и законных интересов граждан, общества или государства.
До 2002 года, несмотря на то, что ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» наделил прокурора широкими полномочиями на обращение с заявлением в защиту прав и интересов других лиц, он мог и не обосновывать свои действия.
Среди всех дел, рассматриваемых в порядке особого производства, можно выделить те, по которым подача заявления прокурора является несообразным. Так в случае, если прокурор вступает в гражданское судопроизводство с заявлением об эмансипации несовершеннолетнего, то фактически такими действиями демонстрируется невозможность несовершеннолетнего самостоятельно заявить требование о признании юридически значимого факта, то есть факта, порождающего определенные права и обязанности лично для него. Таким образом, данное обстоятельство свидетельствует о том, что несовершеннолетний еще не может сам защищать свои права и интересы, то есть является незрелым, что исключает возможность признания его полностью дееспособным.
Стоит отметить, что сам механизм подачи заявления о признании юридически значимых фактов прокурором очень важен в современное время. Прокурор может заявить такое требование в интересах граждан, неопределенного круга лиц, общества и государства. Такая возможность прокурора необходима для должного восстановления законности и справедливости в сегодняшнем обществе.
В соответствии с ГПК РФ «Прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам... в случаях, предусмотренных федеральным законами» ... [3]. К категориям дел, в которые прокурор вступает с целью дачи заключения относятся:
— дела об усыновлении (ст. 273 ГПК РФ, ст. 125 СК РФ);
— дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим (ст. 278 ГПК РФ);
— дела об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами (ст. 284 ГПК РФ);
— дела об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) (ст. 288 ГПК РФ).
Прокурор в формируемом им заключении указывает на решение, которое, по его мнению, должно быть принято в результате рассмотрения дела. При этом, он должен не просто указать итоговое решение, но также привести обоснования принятия именного такого решения. Суд обязан принять данное заключение во внимание при формировании итогового решения.
В большинстве дел, рассматриваемых судами в порядке особого производства, прокурор принимает участие именно в форме дачи заключения.
Так, например, в ходе рассмотрения дела о признании гражданина безвестно отсутствующим Пономаревским районным судом Оренбургской области № 2–220/2020 в силу ч. 3 ст. 45 ГПК РФ прокурор вступил в процесс и дал заключение по делу в котором высказал мнение об отсутствии надлежащих достоверных доказательств, подтверждающих указанный факт [5].
В действующем гражданском процессуальном законодательстве имеются определенные противоречия относительно данной деятельности прокурора. Примером такой правовой коллизии является то, что участие прокурора в вышеназванных категориях дел в форме дачи заключения обусловлено высоким уровнем важности защиты лиц, относящихся к так называемым «незащищенным» слоям населения. Тем не менее, согласно ч. 3 ст. 45 ГПК РФ, прокурор, надлежащим образом извещенный о времени и месте проведения судебного заседания, может на него фактически и не явиться. Такое положение противоречит высокой значимости института вступления прокурора в гражданское судопроизводство для дачи заключения по делу, рассматриваемому в порядке особо производства [3]. Ввиду этого, необходимо изменить действующее гражданское процессуальное законодательство в рамках данной деятельности. Предлагается внести изменения в ч. 3 ст. 45 ГПК РФ, которые допускают пропуск судебного заседания прокурора без уважительных причин. А именно добавить п. 1 в ч. 3 ст. 45 ГПК в котором бы говорилось, что «Для ускорения и упрощения судебного процесса в исключительных случаях, участие прокурора может быть заочным, прокурор обязан представить в суд письменное заключение, дать оценку материалов дела».
Таким образом, участие прокурора в гражданском судопроизводстве является одной из гарантий вынесения судами обоснованных решений на всех этапах рассмотрения дела в гражданском судопроизводстве. В определенных делах, рассматриваемых в порядке особого производства, роль прокуратуры при принятии судом итогового решения сложно преувеличить, так как именно на прокурора возлагается дополнительная ответственность при вынесении по делу законного и справедливого решения.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Федеральным конституционным законом «О поправках к Конституции РФ» от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 дек.; Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 1. — Ст. 1416.
- Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 (ред. от 25.12.2023) «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 8. Ст. 366; Собрание законодательства РФ. — 2023. — № 51. — Ст. 9167.
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (ред. от 06.04.2024) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 46. — Ст. 4532; 2024. — № 15. — Ст. 1967.
- Филимонова М. В., Передереева Ю. В. Защита прокурором интересов несовершеннолетних в делах о лишении родительских прав: особенности и практика // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаем будущее. 2018. Т. 3. С. 126–128.
- Решение Пономаревского районного суда Оренбургской области по делу № 2–220/2020 URL: https://sudact.ru/regular/doc/VbJG40CactgV/?ysclid=lwhkjxrt1y161657272 (дата обращения: 22.05.2024).