Проведенное эмпирическое исследование направлено на выявление взаимосвязи эмоционального интеллекта, стрессоустойчивости и выгорания преподавателей высшего состава.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, стрессоустойчивость, выгорание, преподаватели высшего состава.
Correlation of emotional intelligence, burnout and stress resistance in senior teachers
The empirical study is aimed at identifying the relationship between emotional intelligence, stress resistance and burnout of senior teachers.
Keywords: emotional intelligence, stress resistance, burnout, teachers of the highest composition.
В педагогической и психологической среде взаимосвязь эмоционального интеллекта, стрессоустойчивости и выгорания преподавателей являются малоизученными, а соответственно представляет собой научную новизну в области психолого-педагогических исследований. Специфика профессиональной деятельности педагогов предъявляет повышенные требования к профессиональным компетенциям и коммуникативным навыкам, а соответственно педагоги в первую очередь наиболее подвержены риску возникновения профессионального выгорания, в отличии от работников других социономических профессий.
Объектом исследования выступили преподаватели высшего состава, предмет исследования — взаимосвязь эмоционального интеллекта, стрессоустойчивости и выгорания педагогов.
Эмпирической базой для проведения практического исследования был «Кубанский государственный университет». Общий объем выборки составил 30 человек в возрасте от 27 до 56 лет, стаж преподавания 5–33 года. С целью повышения репрезентативности выборки в группу респондентов были включены педагоги с различным стажем педагогической деятельности. Отбор респондентов осуществлялся с помощью метода «снежного кома», предполагающего, что отбор последующих респондентов осуществляется после рекомендации их первоначально отобранными респондентами.
Проведенный анализ показателей исследования эмоционального интеллекта, выгорания, стрессоустойчивости у педагогов высшего состава позволил сделать следующие выводы:
- По методике «ЭмИн» Д. В. Люсина [4] удалось определить, что у педагогов высшего состава преобладает средний уровень выраженности показателей эмоционального интеллекта. Наиболее развитыми являются межличностный эмоциональный интеллект и способности понимания эмоций, к наименее развитым относится внутриличностный эмоциональный интеллект и управление эмоциями.
- Результаты анализа текущего уровня стрессоустойчивости у педагогов высшего состава в соответствии с данными, полученными по опроснику САН (методика и диагностика самочувствия, активности и настроения) выявили: низкие показатели уровня стрессоустойчивости преподавателей высшего состава снижают продуктивность трудовой деятельности, отрицательно сказываясь на характере межличностных отношений и микроклимате в коллективе, могут стать одной из причин появления симптомов выгорания. Высокий уровень показателей стрессоустойчивости повышает работоспособность, положительно влияет на социально-психологической климат и межличностные отношения, а значит является одним из факторов профилактики симптомов выгорания среди педагогов.
- В соответствии с данными, полученными при помощи опросника «Профессиональное выгорание» К. Маслач и С. Джексон (в адаптации Н. Е. Водопьяновой) [1]: интегративный показатель в данном исследовании, в соответствии с таблицей норм составил средние значения. Профессиональная деятельность преподавателей связана с эмоциональным перенапряжением и исчерпанностью собственных эмоциональных ресурсов, что в свою очередь снижает продуктивность педагогической деятельности за счет нехватки сил, раздражительности, усталости и т. д. Выделенные показатели могут быть обусловлены спецификой деятельности преподавателей, которая состоит в активном взаимодействии с другими людьми, а значит постоянном анализе и контроле эмоциональной информации.
Исследование взаимосвязи эмпирических показателей эмоционального интеллекта и стрессоустойчивости с профессиональным выгоранием у педагогов высшего состава осуществлялось при помощи корреляционного анализа с применением коэффициента корреляции Пирсона. Анализ данных с применением коэффициента корреляции Пирсона показал опосредованные статистически значимые корреляционные связи.
Отрицательные связи были выявлены в отношении уровня стрессоустойчивости с общим показателем профессионального выгорания по шкалам: «эмоциональное истощение» (r = –0,584; p ≤ 0,05), «диперсонализация» (r = –0,625; p ≤ 0,01), «редукция личностных достижений» (r = –0,573; p ≤ 0,05).
Полученные данные подтверждают предположение о том, что чем выше уровень стрессоустойчивости, тем более развиты навыки, препятствующих проявлению симптомов выгорания. Совокупность эмоционально-волевых качеств личности, твердость характера, адекватная самооценка результатов трудовой деятельности, целеустремленность, спокойствие, выдержка — создают возможности для управления и регулирования эмоциональными и поведенческими реакциями на стрессовые ситуации, создавая препятствия для формирования и развития синдрома выгорания.
По шкалам: «эмоциональное истощение» (r = –0,431; p ≤ 0,05), «редукция личностных достижений» (r = –0,417; p ≤ 0,05) также выявлена опосредованная отрицательная связь, которая отражает результаты исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта и профессионального выгорания.
Результаты регрессионного анализа показали, что на уровень эмоционального интеллекта влияют три параметра: самочувствие; «психоэмоциональное истощение» как процесс, связанный с исчерпанием эмоциональных, энергетических, физических ресурсов; «деперсонализация» (личностное отдаление) представляющее собой специфическую форму социальной дезадаптации специалистов, которые работают с людьми. При этом, «психоэмоциональное истощение» и «деперсонализация» могут понижать уровень эмоционального интеллекта, являясь негативными факторами; а состояние «самочувствия» является доминирующим параметром в процессе развития «эмоционального интеллекта».
Полученные данные можно отразить по следующей формуле:
ЭИ=93,184+0,166×САМ-0,258×ПСИ-0,554×ДЕП (1)
где ЭИ — эмоциональный интеллект;
САМ — параметр «Самочувствие»;
ПСИ — параметр «Психоэмоциональное истощение»;
ДЕП — параметр «Деперсонализация».
Высокий уровень развития эмоционального интеллекта у педагогов высшего состава приводит к отсутствию вероятности развития симптомов выгорания [2, с.58]. Выделенное обстоятельство можно охарактеризовать тем, что преподаватели высшего состава способны анализировать свое эмоциональное состояние, регулировать эмоции для оперативного и эффективного выполнения своих задач, устанавливать благоприятные межличностные отношения, развивать эмпатию, общительность.
Положительные эмоции, возникающие в процессе профессиональной деятельности, могут повышать уверенность в себе, жизнестойкость, стрессоустойчивость, а соответственно способствуют профилактике симптомов выгорания среди преподавателей высшего состава [3, с.185].
Результаты проведенного исследования продемонстрировали: чем выше уровень развития эмоционального интеллекта, тем выше способность к совершенствованию своих способностей, реализации личных ресурсов в направлении преодоления отрицательных проявлений эмоционального состояния. Умение адекватно воспринимать и оценивать свои мысли и действия, может привести к проявлению максимальной включенности и вовлеченности в профессиональную деятельность, создавая препятствия для развития выгорания.
Таким образом, анализ результатов эмпирического исследования определил: высокий уровень эмоционального интеллекта и стрессоустойчивости затрудняют формирование и развитие симптомов профессионального выгорания преподавателей высшего состава. Эмоциональный интеллект и стрессоустойчивость могут выступать в качестве мер профилактики профессионального выгорания в педагогической среде высших учебных заведений.
Литература:
1. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практическое пособие / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 299 с.
2. Деревянченко, В. С. Эмоциональный интеллект как фактор преодоления профессионального стресса и выгорания педагогов / В. С. Деревянченко // Вестник Омского университета. Серия: Психология. — 2021. — № 4. — С. 57–66.
3. Ерохина, Е. В. Взаимосвязь компонентов эмоционального интеллекта и профессиональной дезадаптации личности / Е. В. Ерохина // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. — 2010. — № 1. — С. 183- 191.
4. Люсин, Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. — Москва: Институт психологии РАН, 2013. — 180 с.