Стабильность — это главный мотивационный критерий, на котором основывается выбор человека в прохождении именно государственной гражданской службы. Для желания в самореализации служащего и рабочих достижений требуется дополнительное стимулирование. Именно формы стимулирования госслужащего мы и рассмотрим в данной статье.
Ключевые слова: гражданский служащий, государственная служба, стимулирование, стимулирование госслужащего, госслужащий, поощрение, должностной регламент, обязанности.
Stability is the main motivational criterion on which a person's choice in passing through the civil service is based. Additional stimulation is required for the desire for employee self-realization and work achievements. It is about the forms of incentives for civil servants that we will consider in this article.
Keywords: civil servant, civil service, stimulation, stimulation of a civil servant, civil servant, encouragement, official regulations, duties.
Согласимся с тем, что нынешние органы государственной власти не полностью используют свой человеческий ресурс, чтобы повысить собственное социальное, экономическое и общественное положение. Как приоритетная задача в развитии и модернизации государственной системы кадров является формирование профессионализма на основе осознания и контроля мотивов сотрудников. Для этих целей актуальна подробная разработка системы стимулирования работников.
Практически все авторы, изучавшие рассмотренную проблему, видят важность мер поддержки стимулирования в государственной системе. Гукова Ж. А. считает, что «поощрение — важное средство воспитания и стимулирования служебной деятельности государственных гражданских служащих, а также укрепления законности и дисциплины в ее системе». [2, с. 72]
При этом меры стимулирования будут достигнуты с желаемым результатам и эффективны только в случае их применения не произвольным, а скорее строго регламентированным, четким и понятным действием. Д. М. Овсянко отмечает, что при применении мер стимулирования «важнейшим требованием является соблюдение законности, обоснованности применения любой из мер поощрения». [3]
Правовое регулирование поощрительных мер продиктовано ст. 55 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в которой ключевым основанием поощрительных мер является безупречность и эффективность госслужбы. Данное основание достаточно не конкретизировано. Эту неопределенность можно развеять в правовой литературе. Рассмотрим некоторые из оснований для стимулирования госслужащих:
— признанные заслуги госслужащего (особые отличия во время службы)
— проявление мужественности при исполнении своих обязанностей
Ежевский Д. О. считает, в первую очередь стимулировать в госслужащем нужно такие рабочие качества, как законность, стремление к улучшению качества и эффективности выполняемых обязанностей. [4]
К перечисленным основаниям нужно добавить ответственное, добросовестное выполнение своих непосредственных должностных обязанностей, оригинальность подхода, смелость в предложениях по улучшению эффективности.
Необоснованно считать ответственное выполнение своих обязанностей причиной для поощрения служащего, ведь это не является дополнительной служебной заслугой, а непосредственно продиктовано должностным регламентом, за выполнение которого служащий получает денежное содержание. Согласно подп. 1 п. 1 ст. 18 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий обязан исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне. Поэтому в качестве основания для поощрения государственного служащего следует считать правомерное и инициативно-эффективное действие или предложение по улучшению его рабочей деятельности непосредственно, что не продиктовано служащему его должностным регламентом.
Задания особо важные и особо сложные не могут являться основанием для поощрения, если они продиктованы должностным регламентом. В таком случае основанием будет считаться, отличительно успешное выполнение обязанностей служащего продиктованное наилучшим результатом.
В ст. 55 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» представлены такие формы поощрения и благодарности:
— объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения;
— награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка;
— иные виды поощрения и награждения государственного органа;
— выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет;
— поощрение Правительства Российской Федерации;
— поощрение Президента Российской Федерации;
— присвоение почетных званий Российской Федерации;
— награждение знаками отличия Российской Федерации;
— награждение орденами и медалями Российской Федерации.
Стимулированное воздействие на личность госслужащего формируется на основании его личных потребностей. Данное воздействие устанавливается соответствующими правками в правовых средствах, к их числу относятся поощрения и соответствующие гарантии.
Исходя из вышеизложенного, стоит считать, что для улучшения, обновления и оперативности работы в государственных системах, нужно правильно стимулировать резервы человеческих ресурсов у государственных служащих, что обеспечит качество и оперативность выполнения заданий и проявления новаторства.
Литература:
- Административно-правовой статус государственных служащих [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.bibliofond.ru, свободный.2024.
- Гукова Ж. А. Эффективность механизма поощрения государственных гражданских служащих /Административное право и процесс. 2012. № 2. С. 72–74.
- Овсянко Д. М. Государственная служба Российской Федерации / Учебное пособие, 2007–302 с.
- Ежевский Д. О. Правовые основы прохождения муниципальной службы в Российской Федерации / Административное и муниципальное право. 2010. № 3. — 57 с.
- Карданов, И. Б. Государственная служба /И. Б. Карданов. — М.: Щит М, 2015. — 187 с.