О сохранении памятников деревянной архитектуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Яргина, З. Н. О сохранении памятников деревянной архитектуры / З. Н. Яргина, С. В. Яргин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 5 (52). — С. 599-603. — URL: https://moluch.ru/archive/52/6696/ (дата обращения: 23.12.2024).



Известно, что в советское время были утрачены некоторые памятники культовой архитектуры. В отношении деревянных построек применялась сомнительная практика их перевозки в музеи под открытым небом: «В сложившихся условиях сама действительность подсказала особую, вполне реальную и гибкую форму сохранения народного зодчества. Эта форма — музеи под открытым небом, где собирают, хранят и экспонируют наиболее ценные и типичные памятники архитектуры» [1]. Подлинность при этом в значительной степени утрачивается и возникает постройка с использованием нового и старого материала. А. В. Ополовников в книге «Музеи деревянного зодчества» [1] отмечал, что при разборке памятников деревянной архитектуры нередко ломаются концы бревен, так называемые остатки, в результате чего бревно становится малопригодным для реконструкции. Скалывание остатков, забоины наружных поверхностей бревен и другие повреждения возникают также при транспортировке и перекидке ослабленного гнилью строительного материала. При разборке повреждаются многие подлежащие охране элементы памятника. Более того, церкви изымали из естественного окружения и забирали у местных жителей вместе с перспективами трудоустройства в деле охраны памятника и в туристической отрасли, не говоря уже о значении подобной утраты для местного жителя, который с рождения видел свою церковь. Очевидно, правильнее было бы консервировать памятники деревянного зодчества на местах, а в музеях строить копии или научно обоснованные исторические реконструкции. Это имело бы преимущества для историков архитектуры, а также для строителей, в связи с очевидным конструктивным преимуществом постройки из нового материала.

Для сохранения культурного наследия необходим единый подход к памятникам деревянного зодчества: консервировать на местах с сохранением всех поздних изменений. В соответствии с преобладавшей концепцией реставрации памятников, «древнее сооружение освобождают от чуждых и уродующих наслоений, приводят в порядок подлинные элементы и достоверно воспроизводят то, что было утрачено». [2] Концепция реставрации обсуждалась в литературе, однако наиболее важные ее принципы оставались за пределами внимания: минимум вмешательства и сохранение подлинности (minimum intervention, conservation of authenticity) [3]. В то же время признавалось, что привнесенные в разное время изменения имеют научную значимость [2]. Поновления и пристройки XIX — начала ХХ века, которые в литературе нередко называли искажениями, приобретают со временем все большую историческую ценность. Имитация обедняет эстетические качества наследия, фальсифицирует историко-мемориальную ценность. «Подлинным нельзя жертвовать, поскольку эта потеря необратима». [4] В частности, на деревянных постройках желательно сохранять обшивку из досок, которая защищает сруб от атмосферных воздействий (допустимо временное снятие обшивки в ходе работ по консервации сруба). Удаление обшивки и штукатурки в советское время было связано со стремлением придать памятникам деревянного зодчества «избяной» [5], неевропейский облик. По соображениям такого рода, очевидно, в советской литературе не упоминалось о сходстве шатровых церквей русского Севера с деревянными церквами Скандинавии, на которых обшивку сохраняют (stavkirker, изображения имеются в интернете). Замены железной кровли лемехом также нежелательно: старинные крыши из кровельного железа обладают ностальгической привлекательностью (рис. 1); покрывать лемехом можно реконструкции в музеях под открытым небом. Удаление кровельного железа сопровождается повреждениями куполов и других подлежащих охране элементов памятника. За деревянной кровлей надо следить, иначе она будет протекать. По мнению авторов, в некоторых случаях можно сохранять даже деревянные леса, оставшиеся после незаконченных реставраций советского времени (рис. 1,2): за многие десятилетия они как бы срослись с памятником и приобрели историческую ценность. По поводу двух деревянных церквей из тройника (колокольня разрушена) около села Шелехово близ Каргополя (в книге [5] обозначены как Михайловская и Сретенская церкви в селе Архангелы, 1715 и 1803 гг.) Ополовников пишет следующее: «Ее крытое металлом и покрашенное зеленой краской кубоватого типа покрытие, грузные, снаружи побеленные шеи под главками, похожи на какие-то трубчатости или нарезки коллекторов, невольно отчуждают от памятника, вызывая к нему нерасположение… Рядом с Михайловским храмом стоит менее выразительная в архитектурном отношении Сретенская церковь… Частично отремонтированы в конце 1980-х годов, но ремонт на был закончен» [5]. Эстетические оценки индивидуальны, наша оценка отличается от изложенной выше (см. рис. 1). Удаление кровельного железа и обшивки в данном случае противопоказаны, так как это привело бы к повреждениям куполов и других подлежащих охране элементов, снижению историко-мемориальной ценности памятников. Небо из первой церкви представлено на рисунке в книге [5], но не указано, где оно находится в настоящее время (рис. 3).

Разрушение памятников деревянного зодчества сегодня продолжается. Согласно информации, полученной в Онежском историко-мемориальном музее (рис. 4), многие деревянные церкви по течению реки Онега и в ее окрестностях на сегодняшний день разрушились или сгорели. Со слов местных жителей и сотрудников музеев, иконы и детали убранства церквей расхищались, охрана отсутствовала, замки взламывались и т. п. Иконами торговали фарцовщики. Следует отметить, что граница между фарцовщиками, некоторыми коллекционерами и ценителями была расплывчатой: они ценили, присваивали, а кое-что продавали, в том числе, иностранцам. Во многих церквах было удалено небо — расписной потолок (рис. 3). Важно отметить, что, помимо художественной ценности, небо выполняет механическую функцию, укрепляя шатер; а при худой кровле защищает внутреннее помещение от дождя и снега. На вопросы о причинах пожаров можно услышать ответы: «Дети играли с огнем» или «Местные жители хотели освободить южный склон холма под картофельное поле» (в селе Усть-Кожа Архангельской области, где в девяностые годы сгорел тройник — две церкви и колокольня). Однако, на правду это не похоже: известны случаи, когда местные жители своими силами тушили горящие церкви. Кроме того, распространяются слухи, лишь отчасти основанные на фактах, и направленные, очевидно, против профессиональной реставрации памятников: «Реставраторы воруют иконы» или «Студенты больше поломали, чем отреставрировали» и т. п. Очевидно, что таким образом общественное мнение готовится к реконструкции памятников строительными фирмами без участия реставраторов, без заботы о подлинности, с целью создания достопримечательностей для нетребовательных туристов. В этой связи необходимо отметить, что «бутафория может придавать постройкам законченность, но обманывает науку и зрителя» [2]. Другим механизмом, ведущим к строительству псевдотрадиционных построек, является создание новых действующих храмов (рис. 5). Строительство псевдотрадиционных зданий рядом с памятниками архитектуры нарушает эстетический принцип, соблюдаемый в музеях живописи: в одном зале не экспонируют оригинал и более поздние аналоги, например, прерафаэлитов, Васнецова, Нестерова и Глазунова. Подобная выставка поставила бы посетителя перед трудными вопросами: где старое, где новое? Что лучше, что красивее? Техника изобразительных искусств и архитектурного дизайна совершенствуется. С помощью компьютера можно получать изображения замечательной красоты, а также «совершенствовать» классические картины. Именно поэтому старые мастера и памятники архитектуры нуждаются в защите [5]. Не случайно местные жители опасаются, что реставрация может изменить облик одного из самых замечательных памятников деревянного зодчества — Успенского собора в городе Кемь (Рис. 2), который реставрировали начиная с 1950-х годов с заменой некоторых элементов. Глядя на этот памятник, становится понятным, что его лучше не красить, а только обрабатывать консервантами. Помимо антисептиков и мономерных консервантов нужно шире использовать полимерные композиции для пропитки, заполнения дефектов и щелей, что придало бы механическую прочность даже наполовину сгнившим, расщепленным деталям, не уменьшая при этом подлинности. Древесина, модифицированная полимерами, приобретает огне- и водозащищенность, улучшаются ее механические характеристики. Помимо кремнийорганических соединений [6] можно использовать эпоксидные смолы. Использование эпоксидных смол может приводить к появлению ореолов на поверхности древесины [6], однако, сохранение памятника важнее, нежели цветовые эффекты. Обработка полимером может представлять собой, по сути дела, покрытие сруба и других элементов лаком снаружи и изнутри с заполнением дефектов и щелей, а также инъекцией полимера в полости. Кроме того, можно разрабатывать технологии одномоментной пропитки консервантом всей постройки или ее частей с использованием изолирующих пластиковых мешков. Накрытую водонепроницаемой пленкой постройку можно во влажное время года обрабатывать водорастворимыми антисептиками, жидкими и газообразными (фумигация, окуривание изнутри) [7] средствами против вредителей, которые немало повредили архитектурному наследию, а в сухое время — обрабатывать полимерными консервантами. Консервация памятников деревянной архитектуры представляет собой перспективную тему для научных исследований и изучения зарубежного опыта.

Псевдотрадиционные деревянные церкви строятся из нового или старого материала, например, около пристани в Кеми, откуда отправляется туристический водный транспорт на Соловки; причем даже специалисту иногда бывает трудно понять, где реставрированный памятник, а где новодел или псевдотрадиционная имитация [8,9]. Новый материал тонируют. Международные туристические путеводители не оставят эти явления без соответствующих комментариев. В заключение необходимо отметить, что для сохранения памятников деревянной архитектуры, наряду с возможно более широким привлечением отечественных специалистов, желательно приглашать экспертов из-за рубежа: в странах Европы накоплен немалый опыт консервации и реставрации памятников деревянной архитектуры.

Иллюстрации

Две церкви из тройника около села Шелехово близ Каргополя, со следами незаконченной реставрации. В книге [5] обозначены как Михайловская и Сретенская церкви в селе Архангелы, 1715 и 1803 гг.

Рис. 1. Две церкви из тройника около села Шелехово близ Каргополя, со следами незаконченной реставрации. В книге [5] обозначены как Михайловская и Сретенская церкви в селе Архангелы, 1715 и 1803 гг.

Успенский собор в городе Кемь (построен в 1711–1717 годы); реставрация была начата в 1950-е годы.

Рис. 2. Успенский собор в городе Кемь (построен в 1711–1717 годы); реставрация была начата в 1950-е годы.

Интерьер церкви, стоящей слева на рис. 1, со следами незаконченной реставрации. Небо удалено.

Рис. 3. Интерьер церкви, стоящей слева на рис. 1, со следами незаконченной реставрации. Небо удалено.

Карта из экспозиции Онежского историко-мемориального музея, согласно которой большинство деревянных церквей, часовен и колоколен в бассейне реки Онега были утрачены.

Рис. 4. Карта из экспозиции Онежского историко-мемориального музея, согласно которой большинство деревянных церквей, часовен и колоколен в бассейне реки Онега были утрачены.

Новая часовня на берегу Белого моря в г. Кемь.

Рис. 5. Новая часовня на берегу Белого моря в г. Кемь.

Реставрированная с участием местных жителей церковь Николая Чудотворца (XVII век) в селе Ворзогоры на берегу Белого моря.

Рис. 6. Реставрированная с участием местных жителей церковь Николая Чудотворца (XVII век) в селе Ворзогоры на берегу Белого моря.

Литература:

  1. Ополовников А. В. Музеи деревянного зодчества. Москва: Издательство литературы по строительству, 1968. — 117 с.
  2. Косточкин В. В. Проблемы воссоздания в архитектурном наследии. Москва: «Знание», 1984. — 64 с.
  3. Boer N. S., Snethlage R., editors. Saving our architectural heritage: the conservation of historic stone structures. Reports of the Dahlem Workshop held in Berlin, March 1996. Chichester: Wiley, 1997.
  4. Щенков А. С. Теоретические основания анализа культурной ценности архитектурного наследия. Автореф. дисс. на соискание ученой степени доктора архитектуры. Москва: НИИ теории архитектуры и градостроительства, 1995. — 49 с.
  5. Ополовников А. В., Ополовникова Е. А. Избяная литургия. Часть 2. Москва: ОПОЛО, 2011. — 566 с.
  6. Никитин М. К. Реставрация и консервация древесины памятников истории и культуры с использованием кремнийорганических соединений. Автореф. дисс. на соискание ученой степени доктора технических наук. Санкт-Петербург: Гос. Русский музей, 1998. — 48 с.
  7. Преображенская Г. А., Ивлев Ю. П. Консервация деревянной пластики. Санкт-Петербург: Акционер, 2001. — 215 с.
  8. Jargin S. Domus news report of 10 Sep 2009 http://www.domusweb.it/en/news/old-and-new-wooden-architecture-of-northern-russia/
  9. Яргина З. Н., Яргин С. В. Эстетическая оценка реконструкции Москвы. Архитектура и строительство Москвы 2010, № 6(554), стр. 22–29.
Основные термины (генерируются автоматически): деревянное зодчество, деревянная архитектура, церковь, кемь, кровельное железо, открытое небо, памятник, постройка, Сретенская церковь, Онежский историко-мемориальный музей.


Задать вопрос