О формировании самостоятельности дошкольников при изучении основ знаний о природе
Автор: Петунин Олег Викторович
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (3) декабрь 2015 г.
Дата публикации: 13.09.2015
Статья просмотрена: 241 раз
Библиографическое описание:
Петунин, О. В. О формировании самостоятельности дошкольников при изучении основ знаний о природе / О. В. Петунин. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 3 (3). — С. 84-86. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/12/280/ (дата обращения: 16.11.2024).
В современных условиях одной из важнейших социально-педагогических задач образования является формирование самостоятельности обучающихся. Данная проблема во все времена находилась в сфере внимания педагогической, социологической и философской мысли. Значительное влияние на теоретическое и практическое решение названной проблемы оказали работы М. А. Данилова, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина, Г. И. Щукиной и др. [5; 8; 12; 15].
Важное значение в понимании сущности самостоятельности, педагогических условий и средств ее формирования имеют исследования проблем развивающего обучения (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.) [2; 4; 16]; совершенствования методов обучения (Ю. К. Бабанский, О. В. Петунин, И. Ф. Харламов и др.) [1; 10; 14]; психологических механизмов управления учебной деятельностью (П. Н. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.) [3; 13]; способов формирования познавательных потребностей и ценностных ориентации в обучении (В. С. Ильин, А. К. Маркова и др.) [6; 9].
Психолого-педагогические исследования создали основу для получения качественно новых знаний о самостоятельности дошкольников и обусловили возможность ее определения как деятельностного отношения человека к миру, способность к самостоятельному преобразованию материальной и духовной среды, наиболее полно проявляющиеся в творческой деятельности.
На современном этапе особую значимость приобретает культурообразующая функция образования — передача наиболее значимых компонентов культуры подрастающему поколению. Вместе с тем, в ситуации небывалой новизны и ускоренных темпов происходящих перемен, плюрализма в переоценке ценностей и ценностных ориентации эта глобальная цель преобразуется, и в ней появляются принципиально новые компоненты. Их суть — обеспечение готовности вхождения растущего человека в новый, постоянно меняющийся мир, способности его познания и преобразований в контексте гуманистической парадигмы развития общества. Очевидно, в этой ситуации само понятие «самостоятельность» наполняется новым содержанием, меняется, преобразуется. В структуре самостоятельности ценности и ценностные ориентации приобретают приоритетный смысл и значение. Данное положение подтверждается историческим опытом. В сложные революционные, переломные этапы развития общества, характеризующиеся переосмыслением культурных традиций, проблема ценностей и ценностных ориентации в структуре личности становится системообразующей, приоритетной.
Ценностному подходу в решении проблем воспитания и образования значительное внимание уделяли в своих исследованиях многие психологи: Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др. [2; 7] Ценности, ценностные отношения рассматриваются в педагогике как факторы, влияющие на развитие такой важной составляющей самостоятельности, как познавательный интерес к научным знаниям (Г. И. Щукина и др.) [15], на выбор методов обучения (И. Я. Лернер, О. В. Петунин и др.) [8; 10]. Определены объекты, к которым необходимо формировать ценностное отношение в процессе знакомства с основами естественнонаучного, гуманитарного знания (В. В. Сериков и др.) [11].
Ценностные аспекты содержания образования являются существенным и необходимым фактором формирования самостоятельности дошкольников. Эти аспекты имеют системообразующее, интегрирующее значение для развития таких сторон самостоятельности личности, как способность к целеполаганию; мотивационно-потребностная сфера деятельности; направленность интересов, выбор идеалов, запретов и императивов; рефлексия.
Все это вполне согласуется с результатами обучения и воспитания, отраженными в ФГОС дошкольного общего образования.
Самостоятельность — качество личности, которое приобретается, закрепляется и развивается в результате особым образом организованного процесса познания с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей [10]. Самостоятельность дошкольника — способность открывать новые знания и способы решения учебных задач, способность к переносу известных знаний и способов действия в новую ситуацию, подготовленность к организации и контролю своей познавательной и практической деятельности. Развитию самостоятельности ребенка способствуют его познавательная активность и самостоятельность образовательном процессе ДОУ.
Самостоятельность, по нашему мнению, определяет направленность личности, составляет основной стержень ориентации человека в жизни, его поведении и деятельности; определяет характер понимания человеком явлений жизни и обусловленную им методологию поведения и действий и тем самым является идеологической детерминантой его творчества; заключает в себе критериальные принципы оценки своего отношения к миру и отношение к миру других людей.
Многие исследователи раскрывают актуальность и значимость всех сторон самостоятельности. Вместе с тем мы бы хотели подчеркнуть, что системообразующим, интегрирующим началом структуры самостоятельности в современных условиях является ценностный, аксиологический аспект содержания образования, поскольку именно ценностное отношение к миру усиливает потребности и мотивы и побуждает к самостоятельности.
Целенаправленное формирование самостоятельности дошкольников, по нашему глубокому убеждению, невозможно без создания особой дидактической системы, функционирование которой нацелено на формирование этого важнейшего качества личности современного дошкольника.
Дидактическая система формирования самостоятельности детей, на наш взгляд, может включать целевой, содержательный, процессуальный и оценочно-результативный компоненты.
Целеполагающая часть предлагаемой нами дидактической системы может включать интегральную характеристику самостоятельности детей, определяемую, прежде всего, ценностями и ценностными ориентациями личности: готовность к целеполаганию; положительная мотивация не только к результату, но и к самому процессу познания; способность к рефлексии; гуманистическая направленность идеалов, интересов, императивов.
В основе дидактических условий находятся указанные выше теоретические посылки и следующие исходные принципы: 1) принцип системности позволяет рассмотреть процесс самостоятельности в целостном виде; 2) принцип преемственности обеспечивает развитие самостоятельности как процесс; 3) принцип проблемности предполагает наличие проблемных ситуаций, преднамеренно созданных педагогом с определенной педагогической целью; 4) принцип положительного эмоционального фона позволяет обеспечить не только созерцание, но и остроту восприятия, понимание совершенства мысли, состояние сопереживания и духовного отношения к себе и миру; 5) принцип индивидуализации предполагает обращение к личностным ценностям детей, ориентацию на возрастные особенности восприятия мира и себя в этом мире.
Содержательный компонент системы формирования самостоятельности дошкольников мы рассматриваем применительно к особенностям знаний о природе, его ценностно-целевым структурам и конкретизируем в ситуациях диалектико-логических противоречий, формирования исходных философских вопросов, поиска решений, сопричастности к миру, к факту существования мира. Указанные ситуации могут быть нацелены на осознание, личностное принятие и формулирование вопросов и проблем бытия, познания и преобразования мира, активного отношения человека к действительности.
Процессуальный компонент в дидактической системе, на наш взгляд, должен быть представлен совокупностью форм и методов обучения — учения и преподавания. Критериями отбора и структурирования методов могут выступать их характеристики с точки зрения:
1) возможности обеспечения взаимосвязи деятельности воспитателя и детей, их диалога в учебном процессе;
2) обучения «личностному знанию» как источнику творческих идей;
3) соответствия сущностным характеристикам учебного материала (наблюдения, эксперимент, моделирование и т. д.);
4) соответствия возрастным и психологическим особенностям детей;
5) возможности формирования развернутой структуры познавательной деятельности, ее мотивационного и контрольно-оценочного компонентов;
6) организации чувственного восприятия учебной информации, мыслительной деятельности индуктивного, дедуктивного, репродуктивного и поискового характера;
7) обеспечения диалектики познания от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному знанию в зависимости от характера изучаемого материала, поставленной перед детьми задачи.
Мы считаем, что большими потенциальными возможностями для формирования самостоятельности дошкольников обладает сочетание коллективных, групповых и индивидуальных организационных форм учебного процесса, постепенного и поэтапного увеличения объема и уровня собственно самостоятельной деятельности дошкольников, перевода управляемой системы обучения в самоуправляемую систему. Формы групповой работы, разбора практических ситуаций, анализа ситуаций нравственного выбора и т. д. раскрываются в контексте условий, необходимых для определения каждым участником групповой работы своей точки зрения, актуализации способности к доказательности и обоснованности суждений, интеграции интеллектуального и нравственного развития детей, что сегодня приобретает особое значение.
Как интегрирующее основание дидактических условий формирования самостоятельности дошкольников должен быть хотя бы упомянут эмоциональный фон обучения. Это объясняется тем, что полнота восприятия, осознания, осмысления, оценки изучаемых фактов, событий, явлений обеспечивается не только в условиях приобретения детьми знаний, опыта стереотипных способов деятельности, но и организацией опыта эмоциональных переживаний.
Самостоятельность, формируемая на основе использования соответствующих аксиологических (ценностно-целевых) структур содержания основ естественнонаучного образования, характеризуется определенными уровнями и этапами, которые мы зафиксировали как:
видение противоречий, подводящих к осознанию необходимости познания, без которого невозможно узнать и понять новые факты, найти решение задач;
возникновение и формирование мотивов самостоятельности в виде потребностей, стремлений, эмоций, ценностей;
формирование оценочного отношения к объектам и явлениям окружающего мира, к самому себе;
ценностные ориентации и ценности становятся ведущим фактором поступка, дела, действия.
Таким образом, дидактические условия, при которых аксиологические аспекты содержания образования становятся действенным фактором формирования самостоятельности дошкольников, заключаются, по нашему мнению, в следующем:
ценностные аспекты содержания образования становятся предметом специального внимания и осознания детьми;
осознание идет через систему решения проблемных задач, активизирующих мыслительную деятельность дошкольников (наблюдение, анализ, обобщение, перенос сформированных ценностных ориентации в новую познавательную ситуацию и др.);
учебная деятельность организуется как диалог ребенка с педагогом, самим собой и другими детьми на основе сотрудничества, по преимуществу, в непосредственном общении;
создается эмоциональный фон познавательной деятельности, ориентированный на свободу выбора решений, высказываний, идей, оценочных суждений детьми.
Литература:
- Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса [Текст]: методические основы / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
- Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] /Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. — М.: «Педагогика-Пресс», 1996. — 536 с.
- Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка [Текст] / П. Я. Гальперин. — М.: Просвещение, 1967. — 247 с.
- Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования [Текст] / В. В. Давыдов. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 283 с.
- Данилов, М. А. Теоретические основы обучения и проблема воспитания познавательной активности и самостоятельности учащихся [Текст] / М. А. Данилов // Вопросы воспитания познавательной активности и самостоятельности школьников. — Казань, 1972, т. 102. — С. 3‑23.
- Ильин, B. C. Формирование личности школьника (целостный процесс) [Текст] / В. С. Ильин. — М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
- Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. — М.: АСТ-пресс, 2005. — 236 с.
- Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения [Текст] /И. Я. Лернер. — М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
- Маркова, А. К. Формирование мотивации учения [Текст]: книга для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. — М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
- Петунин, О. В. Формирование познавательной самостоятельности старших школьников в процессе углубленного изучения предметов естественнонаучного цикла [Текст]: монография / О. В. Петунин. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. — 124 с.
- Сериков, В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии / В. В. Сериков. — Волгоград: Перемена, 1994. 150 с.
- Скаткин, М. Н. Проблемы современной дидактики. [Текст] / М. Н. Скаткин. — М.: Педагогика, 1984. 95 с.
- Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся [Текст] / Н. Ф. Талызина. — М.: Знание, 1983. — 96 с.
- Харламов, И. Ф. Как активизировать учение школьников [Текст]: дидактические очерки / И. Ф. Харламов. — Минск: «Нар. асвета», 1975. — 208 с.
- Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] / Г. И. Щукина. — М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
- Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника [Текст] / Д. Б. Эльконин. — М.: Знание, 1974. — 63 с.