Системный подход к организации духовно-нравственного воспитания дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (316) июнь 2020 г.

Дата публикации: 28.06.2020

Статья просмотрена: 622 раза

Библиографическое описание:

Соколова, И. Н. Системный подход к организации духовно-нравственного воспитания дошкольников / И. Н. Соколова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 26 (316). — С. 309-312. — URL: https://moluch.ru/archive/316/72176/ (дата обращения: 15.11.2024).



Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения всегда было приоритетным направлением деятельности отечественной системы образования. Особую актуальность и своевременность данный вопрос приобретает в настоящее время: в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» главной задачей национального образовательного проекта является «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» [3].

Сформулированные нравственные ориентиры соответствуют парадигме базовых национальных ценностей, которая включает историю своей страны, патриотизм, родной язык, семью, природу, религию, науку, искусство, литературу, труд и творчество. Формирование и укрепление этих ценностей является главной целью духовно-нравственного воспитания детей.

Существует множество определений понятия «духовно-нравственное воспитание», но, на наш взгляд, наиболее полно и точно отражающим его суть является следующее: «Духовно-нравственное воспитание — содействие духовно-нравственному становлению ребенка, формирование у него системы базовых ценностей, ориентированных на приоритет прав и обязанностей человека, межкультурный диалог, активное участие в общественной жизни; готовности к свободному выбору пути своего развития и ответственности за него» [2].

Таким образом, можно констатировать, что духовно-нравственное воспитание по-своему актуально на каждом уровне бытия ребенка. На индивидуальном уровне — духовно-нравственное воспитание формирует нравственные ориентиры, позволяющие определять, что есть добро, а что — зло. На уровне окружающего социума — нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в обществе, о последствиях нарушения этих норм для индивида и окружающих. На уровне макросоциума — государства и общества в целом — нравственные ориентиры, заложенные с младенческого возраста, служат решению глобальных национальных задач.

С точки зрения возрастной и педагогической психологии, наиболее благоприятными периодами духовно-нравственного воспитания детей являются дошкольный и младший школьный возраст, но дошкольное детство — это первый в жизни ребенка этап, когда наряду с семьей главным субъектом духовно-нравственного воспитания становится дошкольная образовательная организация. Стоит отметить, что базовые духовные ценности в первую очередь формируются в семье. Но в семье этот процесс в основном происходит не целенаправленно, стихийно. Наряду с семьей и дошкольной образовательной организацией активными и значимыми субъектами духовно-нравственного воспитания также являются организации дополнительного образования детей, социальные службы, детское сообщество и др. Однако духовно-нравственное воспитание детей является не первым по значимости направлением деятельности данных субъектов. Поэтому система образования в ДОУ в большей степени способна обеспечить системное, последовательное и осознанное духовно-нравственное развитие и воспитание личности.

В качестве регулятора процесса духовно-нравственного воспитания в дошкольной образовательной организации выступает ряд нормативно-правовых документов (ФЗ № 273 «Об образовании в РФ», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года», Основная образовательная программа дошкольного образования (ООП ДО) и др.).

В одном из нормативных документов — Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России — сформулирован современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укорененный в духовных и культурных традициях Российской Федерации [1; 11].

Основной нормативный документ — ФГОС ДО — ориентирует на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, взаимодействие, сотрудничество всех субъектов образовательно-воспитательного процесса [4].

Таким образом, изложенное позволяет сформулировать цель и задачи деятельности дошкольной образовательной организации по духовно-нравственному воспитанию детей: создать условия для организации деятельности по данному направлению; разрабатывать и реализовывать рабочие программы, проекты, мероприятия, направленные на формирование духовных ценностей воспитанников; обеспечить взаимодействие дошкольной образовательной организации с другими субъектами духовно-нравственного воспитания.

В этой связи наиболее эффективным подходом к организации воспитательного процесса является системный подход, ключевым понятием которого является понятие «система» — совокупность взаимосвязанных элементов, выполняющих определенные функции, объединенных общей целью. Важной составляющей системного подхода являются принципы целостности, коммуникативности, управляемости, целенаправленности, развития.

Систему организации духовно-нравственного воспитания детей в МДОУ № 104 г. Вологды можно представить следующим образом:

Цель — формирование нравственных ориентиров дошкольников.

Принципы функционирования системы: взаимодействие, непрерывность, системность, комплексность, преемственность, учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Субъекты взаимодействия: дети, семья, дошкольная образовательная организация, социум, организации дополнительного образования, общеобразовательные и профессиональные образовательные организации, общественные и благотворительные объединения, учреждения культуры, социальные службы, органы правопорядка и др.

Создание условий для эффективного духовно-нравственного воспитания дошкольников: научно-методическая помощь педагогам, обогащение предметно-развивающей среды, обеспечение возможности регулярного обучения и повышения квалификации педагогов, обеспечение возможности участия детей в различных мероприятиях, обеспечение возможности взаимодействия всех субъектов духовно-нравственного воспитания.

Виды и формы деятельности: организованная образовательная деятельность, развлечения и праздники, научные, познавательные и творческие мероприятия, конкурсы, проекты, совместный труд и др.

Рассмотрим процесс духовно-нравственного воспитания в разных видах деятельности детей в МДОУ № 104.

В процессе организованной образовательной деятельности духовно-нравственное воспитание затрагивает в большей степени образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», реализуется в таких формах деятельности воспитанников как игра, обучающее занятие, прогулка, экскурсия, труд, развлечения и праздники. В данном случае обеспечивается взаимодействие таких субъектов духовно-нравственного воспитания как ребенок и педагог, другие педагоги и другие дети. Однако организованная образовательная деятельность не обеспечивает в полной мере взаимодействие всех субъектов духовно-нравственного воспитания, поэтому в МДОУ № 104 активно и эффективно применяются следующие формы взаимодействия субъектов духовно-нравственного воспитания:

– дни открытых дверей (проводятся два раза в учебный год, обеспечивают взаимодействие с семьями воспитанников);

– участие в различных социальных акциях (например, «Детям Новороссии», «Подарок солдату» и др.);

– с целью воспитания любви к Родине, гордости за ее историческое прошлое воспитанники, педагоги и родители ежегодно принимают участие в концерте к Дню Победы, который организует ВООООО «Российский Красный Крест» и БПОУ ВО «Вологодский медицинский колледж». Также МДОУ № 104 обеспечивает участие воспитанников в различных конкурсах патриотической направленности;

– с целью расширения знаний воспитанников о народной культуре, идентификации ребенком себя как носителя национальной (и региональной) культуры в МДОУ № 104 регулярно проводятся выставки для детей, их семей, педагогов. Например, выставки педагога Ю. А. Бариновой «Музей народной куклы», «Народные промыслы и ремесла Вологодской области»;

– с целью воспитания у детей любви к родному языку, русской литературе, приобщения к миру искусства в МДОУ № 104 реализуются: проект «Малая Родина», направленный на эффективную реализацию регионального компонента ООП ДОУ, конкурсы РППС, чтецов, тематические недели, занятия, проводимые сотрудниками учреждений культуры, встречи с известными вологжанами и др.;

– также одной из задач духовно-нравственного воспитания является формирование любви к природе, обучение бережному природопользованию, воспитание чувства прекрасного. Достижение данных задач обеспечивается посредством участия детей, педагогов, семьи в различных мероприятиях экологической направленности (городской проект «Цветущий город», «Цветущий зимний город», городская экологическая акция «Батарейки, сдавайтесь!», субботники, экологические досуги и др.).

Таким образом, духовно-нравственное воспитание дошкольников является результативным, если обеспечивается его целостность, системность, непрерывность и преемственность, применяется комплекс методов, форм и средств, основанных на приоритетных для данного возраста видах деятельности (игровой, продуктивной, коммуникативной, творческой, проектной), создана предметно-развивающая среда, ориентирующая на усвоение духовно-нравственных ценностей, имеет место повышение квалификации педагогов, обмен опытом по вопросам духовно-нравственного воспитания, а также взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.

Литература:

  1. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: проект /А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. — Москва: Просвещение, 2009. — 26 с.
  2. Модельный закон о патриотическом воспитании [Электронный ресурс]: постановление 42–6 от 16.04.2015 // КонсультантПлюс: справочная правовая система / Компания КонсультантПлюс.
  3. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 [Электронный ресурс]: указ от 07.05.2018 № 204 //Официальный интернет-портал правовой информации — Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201805070038?index=1&rangeSize=1
  4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]: приказ от 17.10.2013 № 1155 // КонсультантПлюс: справочная правовая система / Компания КонсультантПлюс.
Основные термины (генерируются автоматически): духовно-нравственное воспитание, дошкольная образовательная организация, духовно-нравственное воспитание детей, Российская Федерация, организованная образовательная деятельность, семья, дошкольное образование, родной язык, РФ, системный подход.


Похожие статьи

Творческий подход к организации экологического воспитания дошкольников

Комплексный подход в развитии самостоятельности у детей дошкольного возраста

Применение проектной деятельности в патриотическом воспитании дошкольников

Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада

Современные подходы к модели трудового воспитания детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения

Индивидуальный подход к организации игровой деятельности старших дошкольников

Мотивационный программно-целевой подход в гуманизации учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования

Построение модели подготовки педагогических кадров в области духовно-нравственного воспитания

Патриотическое воспитание и обучение дошкольников средствами музейной педагогики

Новые методы и приемы организации физического воспитания дошкольников

Похожие статьи

Творческий подход к организации экологического воспитания дошкольников

Комплексный подход в развитии самостоятельности у детей дошкольного возраста

Применение проектной деятельности в патриотическом воспитании дошкольников

Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада

Современные подходы к модели трудового воспитания детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения

Индивидуальный подход к организации игровой деятельности старших дошкольников

Мотивационный программно-целевой подход в гуманизации учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования

Построение модели подготовки педагогических кадров в области духовно-нравственного воспитания

Патриотическое воспитание и обучение дошкольников средствами музейной педагогики

Новые методы и приемы организации физического воспитания дошкольников

Задать вопрос