Прагматические особенности жанра антиутопии в подростковом романе Дж. Дэшнера «Бегущий в лабиринте» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (519) май 2024 г.

Дата публикации: 20.05.2024

Статья просмотрена: 101 раз

Библиографическое описание:

Уалиев, Е. Г. Прагматические особенности жанра антиутопии в подростковом романе Дж. Дэшнера «Бегущий в лабиринте» / Е. Г. Уалиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 20 (519). — С. 559-561. — URL: https://moluch.ru/archive/519/114278/ (дата обращения: 17.12.2024).



Данная работа рассматривает подростковый роман Дж. Дэшнера с прагматической стороны. Рассматриваются особенности жанра антиутопии и также влияние этого жанра на подростковый роман.

Ключевые слова : антиутопия, прагматика, роман, подросток.

В современной литературе литература-антиутопия известна по многим романам-бестселлерам. Антиутопическая ситуация хорошо описана в некоторых из этих романов, таких как «Голодные игры» Сюзанны Коллинз или «Дивергент» Вероники Рот. Другой роман, рассказывающий об антиутопии, — это «Бегущий в лабиринте» Джеймса Дэшнера, и то, что отличает его от вышеназванных двух романов, — это причина антиутопии. В «Голодных играх» причиной антиутопии являются война и политика, а в «Дивергенте» антиутопия вызвана исследованиями в области психологии и технологий. В отличие от этих романов, антиутопия в «Бегущем в лабиринте» вызвана экстремальным стихийным бедствием, которое вызывают вирус и болезнь, и, которое подталкивает правительство и ученых к тому, чтобы сделать все возможное, чтобы спасти жизни людей в самых необычных условиях.

Например, в Соединенных Штатах успех романов-антиутопий привел к тому, что было написано и выпущено множество романов-антиутопий. Юные читатели нашли для себя новый интерес к фантастической истории будущего, в которой их мир рушится. В статье «Нью-Йорк Таймс» от 26 декабря 2010 года под названием «Темная сторона художественной литературы для молодежи» в зале дебатов задается вопрос, почему сейчас тематика бестселлеров для молодежи кажется более мрачной, чем в прошлые годы? Что стоит за этой антиутопической тенденцией и почему на нее такой большой спрос? На вопросы отвечают некоторые авторы романов, такие как Пабло Бачигалупи, автор «Разрушителя корабля» (2010), который сказал: «Я подозреваю, что молодые люди жаждут историй о разбитом будущем, потому что они сами с тревогой осознают, что их мир рушится» [1, с. 25]. Другой ответ дает автор «Фриндла» Эндрю Клементс, который заявил: «Возможно, современные антиутопические истории темнее, потому что все мы, как писатели, так и читатели, стали лучше осознавать многие ужасные вещи, которые происходят в нашем мире. Изучение мировой истории показывает, что поистине ужасные вещи происходили всегда».

Для более точного понимания, необходимо рассмотреть определение слова «антиутопия». Рассмотрим несколько определений:

«Несмотря на название, антиутопия — это не просто противоположность утопии. Настоящей противоположностью утопии было бы общество, которое либо совершенно не запланировано, либо намеренно устрашающе и ужасно». [2, с. 38]

«Антиутопическая фантастика сосредотачивается на несогласном человеке или группе в предполагаемом идеальном обществе, пробужденном к бесчеловечности и желающем повлиять на перемены» [3, с. 47]

«Антиутопии — это, прежде всего, поучительные истории, действие которых происходит в воображаемых, футуристических мирах. Они предостерегают от неизбежных негативных последствий, особенно дегуманизации и деперсонализации, которые произойдут, если общество не изменит направление, в котором оно движется». [4, с. 23]

«Литературная антиутопия использует повествовательные устройства литературной утопии, инкорпорируя в ее логику принцип эвхронии (т. е., представляя себе, каким будет то же самое место — место, где живет утопист — в другом времени — будущее, но предсказывает, что все обернется плохо; таким образом, это по существу пессимистично в представлении проекционных образов» [5, с. 18]

Основываясь на том, что литература-антиутопия интересна и теперь стала жанром, который любят читать многие молодые взрослые читатели, хотелось бы остановиться на одном из романов-антиутопий Дж. Дэшнера, «Бегущий в лабиринте». Есть несколько элементов для анализа романа: автор, места действия, сюжет, темы, персонажи, стиль и язык. В этой статье мы хотим проанализировать главного героя, который в основном поддерживает основную историю. Мы надеемся увидеть антиутопию в том, как главный герой изо всех сил пытается преодолеть все препятствия в истории, наполненной событиями.

В художественной литературе персонажи играют важную роль посредством своих мыслей, слов и действий в передаче темы рассказа, а также идей автора. В произведении мы анализируем главного героя романа Томаса, мальчика, которого отправляют в неизвестное место и заставляют жить в новой среде, где он изо всех сил пытается выжить, в то время как его память стерта, и все же он должен найти выход, чтобы разобраться почему он оказался в неизвестном месте.

Описание главного героя, внешность Томаса, писатель подает через другого персонажа романа по имени Чак: « Я бы предположил, что шестнадцать. И если тебе вдруг интересно, то ты около 180 см ростом, каштановые волосы. О, и ты уродливый, как жареная сарделька на палке » ... [6]; но даже сам Томас, не зная конкретно своего возраста, думает, что он намного старше шестнадцати лет:

« Его провалы в памяти были странными. Он помнил, как устроен мир, но пустота распространялась на детали, лица, имена... Он даже не знал, сколько ему лет ». [6]

Герои романа — подростки в возрасте от 16 до 18 лет. Однако исследование сосредоточено на том, как главный герой Томас выживает и справляется со всеми препятствиями, встречающимися в истории, и как он пытается найти выход из их места. История романа отражает время в будущем, сквозь призму антиутопической фантастики, которая описывается автором через элементы технологий при социальном неравенстве персонажей. Прежде чем анализировать главного героя, автор предлагает читателю взглянуть на детей, живущих в Лабиринте:

« И тогда, как если бы линза камеры поймала фокус, их лица прояснились. Они были мальчишки — все они, кто-то младше, кто-то старше. Томас не знал, что он ожидал увидеть, но точно не это. Они были простыми подростками. Детьми». [6]

Согласно содержанию романа, на Поляне [далее — Глэйд] живут подростки. Очевидно, что они принадлежат к разным расам, разного телосложения и роста, с разной длиной волос. Со слов автора, ребятишек на Поляне около полусотни.

Через описание детей в Глэйде, писатель анализирует главного героя, Томаса, как он проживает свою жизнь в Глэйде и как ему приходится бороться с обстоятельствами, свалившимися ему на голову. Все начинается с его прибытия на Поляну, как пишет автор в первой главе:

«Он начал свою новую жизнь, поднимаясь, окруженный холодной темнотой, сталью и пыльным воздухом».

«Он даже не знал своей фамилии. Лица людей сменялись в его сознании, но он никого не узнавал, их лица слились в одну цветную размазню. Он не мог подумать ни о ком, кого бы знал, или хотя бы просто разок пообщался».

Отсюда, с момента пробуждения, начинается внутренняя борьба Томаса:

« Разные эмоции боролись внутри него. Замешательство. Любопытство. Паника. Страх. Но сильнее всего было темное чувство безнадежности, как если бы для него наступил конец света, весь мир был бы стерт из его памяти и заменен на что-то ужасное» ... [6]

Новое место так же шокирует его, как и потеря памяти. Он не может предсказать, где он и почему он здесь. В своей печали и чувстве безнадежности он понимает, что бесполезно бояться и сдаваться, его мысли все еще помогают ему быть сильным, хотя больше всего на свете ему хочется убежать и заплакать.

За один день в Глэйде, изучая жизнь глэйдеров, он вдруг и сразу понимает, что должен приспособиться к своей новой жизни. Заимев нового друга по имени Чак, он получает еще больше информации о Глэйде. Через определенное время, уже ощутив некоторое спокойствие, герой желает принять участие в жизни глэйдеров:

«- Я хочу быть одним из тех ребят, которые убегают отсюда, — сказал он громко, не зная, спит ли уже Чак. — В лабиринт.

— А? — спросил Чак. Томас уловил нотки раздражения в его голосе.

— Бегуном. — Сказал Томас, желая знать, откуда такое рвение. — Неважно, что конкретно они делают там, но я хочу этого.

— Ты даже не знаешь, о чем говоришь, — проворчал Чак и перевернулся. — Давай спать.

Томас ощутил прилив уверенности, хотя он действительно не знал, о чем говорил.

— Я хочу быть бегуном ». [6]

Узнав кое-что новое о Поляне, он вдруг четко понимает, что нужно ему делать: стать бегуном, исследующим Лабиринт. Здесь, как и в большинстве произведений в жанре антиутопии, главный персонаж выбирает для себя опасную, но захватывающую работу, которая поможет раскрыть некоторые тайны этого мира. Подростки, в особенности, хотят быть в самой гуще событий, стать так называемыми «избранными», которые изменят мир. Такого рода сюжетный поворот присущ многим подростковым произведениям: «Гарри Поттер» Дж. Роулинг; «Голодные игры» С. Коллинз. В данном произведении главный герой через становление «бегуном» становится «избранным».

На второй день Томас случайно попадает в лесной массив на Поляне, идет и видит на кладбище какой-то крест. Он не знает, с какими неприятностями ему придется столкнуться. Томас находится один в лесу, когда чувствует, что кто-то находится рядом с ним всего в нескольких футах от него и внезапно нападает на него. Это был Бен. У Томаса нет другого выбора, кроме как дать отпор и защитить себя. Алби, вождь Глэйда, приходит на помощь Томасу, чтобы остановить Бена своим луком и стрелами. И вот здесь-то читатель и получает полное представление о том, что чувствует Томас, если Бен вдруг умрет из-за него. От страха он не может удержать свое тело от тряски и рвоты при виде Бена с простреленной щекой стрелой. Томас, новенький в Глэйде, мальчик, которого называют Новичок, уже два дня живет в Глэйде, не просто сбит с толку, но и охвачен страшной боязнью за все то, что с ним происходит. Нападение Бена и то, как Бен теряет сознание, заставляют его задаваться вопросом к себе, кем он был до того, как пришел в Глэйд. Действительно, он заводит новых друзей, но страх перед чем-то, к чему он не готов, возникает, когда другой подросток Минхо находит тело мертвого Гривера в Лабиринте.

В этой части истории Томас совершает самый смелый поступок, на который глэйдеры, вероятно, никогда не решатся. Его желание помочь своим друзьям велико:

« В конце концов его глаза сфокусировались через ослепляющий страх, и он понял, что это был Минхо, перекинувший через плечо руку Алби и практически тащущий его за собой ». [6]

Томас прыгает в Лабиринт в последнюю минуту перед закрытием дверей, совершив свой самый смелый поступок. Автор повторяет ситуацию, в которой герой наверняка столкнется с еще самым большим страхом своего существования там, в Лабиринте. Ему предстоит сразиться со зверем Гривером.

Из-за отсутствия у него информации о том, на что способен Гривер, Томас придерживается единственного плана, который у него в голове.

Томас отказывается сдаться монстру и в темноте стен планирует что-то, что, по его мнению, может сохранить ему жизнь до утра и открытия дверей.

Далее в произведении Томас возвращается из Лабиринта в Глэйд, героически спасая Алби. В дальнейшем под предводительством Томаса глэйдеры находят выход из Лабиринта, ценой больших жертв спасаются из кошмарного места.

В антиутопическом мире, описанном в романе «Бегущий в лабиринте» Джеймса Дашнера, сеттинг играет ключевую роль в создании атмосферы напряжения и борьбы. Главным элементом этого мира является Лабиринт — огромная структура, заполненная опасностями, где главные герои оказываются запертыми. Лабиринт в данном произведении является отличной аллегорией на жизнь подростков, где они не понимают куда идти. Здесь они оказываются заперты со всеми своими проблемами (невозможность найти выход из Лабиринта; опасность исходящая от монстров; межличностные конфликты). Лабиринт сложно освоить, и он меняет свою форму, делая невозможным планирование или предсказание его конфигурации. Это создаёт постоянное чувство неизвестности и беспокойства у персонажей и читателей.

Одним из ключевых элементов антиутопии является сложная технология, использованная создателями Лабиринта. Эта технология позволяет создавать искусственное пространство, контролировать временные параметры и даже изменять их по своему усмотрению. Это создаёт ощущение, что мир, в котором оказались герои, полностью контролируется внешними силами, и они лишены возможности самостоятельно управлять своими судьбами.

Персонажи романа сталкиваются с рядом препятствий на своём пути к выходу из Лабиринта. Они не только борются с опасностями, созданными самим Лабиринтом, но и с внутренними конфликтами и проблемами, связанными с выживанием в этом враждебном мире. Они объединяются в поисках выхода, но каждый из них также борется и за свои собственные цели и интересы.

Таким образом, антиутопия в романе «Бегущий в лабиринте» представлена через сложную технологию, контролирующую мир героев, а также через борьбу персонажей за выживание и поиск пути к свободе. Эти элементы создают атмосферу напряжения и неопределенности, характерную для антиутопических произведений.

Литература:

  1. Clements, Andrew and Bacigalupi, Pablo (2010). The Dark Side of Young Adult Fiction (debate room). The New York Times’ Article
  2. Gordin, M. D. Tilley, H. Prakash (ed.) (2010). Utopia/Dystopia: Conditions of Historical Possibility. New Jersey: Pricenton University Press.
  3. Ferris, Harley (2009). A Study in Dystopian Fiction.
  4. Monty, Anne J. (2006). Textualizing The Future: Godard, Rochefort, Beckett, and Dystopian Discourses. Dissertation of Doctor of Philosophy of The University of Texas. Unpublished
  5. Veira, Fatima (2010) Dystopia(n) Matters: On the Page, On Screen, On Stage. Newscastle: Cambridge Scholar Publishing
  6. Dashner, James (2009). The Maze Runner . USA: Delacorte Press
Основные термины (генерируются автоматически): главный герой, лабиринт, антиутопия, мир, антиутопическая фантастика, неизвестное место, подростковый роман, самый смелый поступок, сложная технология, художественная литература.


Похожие статьи

Символизм в романе Сьюзен Элоизы Хинтон «Изгои»

В статье автор рассматривает наличие символов в выбранном романе и исследует их значение в произведении американской писательницы.

Арт-терапия как метод исследования и инструмент психологической коррекции кризисных состояний подростков

В статье автор пытается определить практическое значение арт-терапии как инструмента психологической коррекции кризисных состояний подростков.

Исторические прототипы преступников в романе «Подросток» Достоевского

Задача предлагаемой статьи, — наметить некоторые исторические параллели, встречающиеся в романе «Подросток». В работе предпринимается попытка прочтения романа Достоевского «Подросток», обращая внимание на сопоставление отрицательных персонажей романа...

Возникновение и развитие литературного жанра ужасы

В статье рассматривается возникновение литературного жанра ужасы и влияние творчества Эдгара Аллана По и Говарда Филлипса Лавкрафта на него. Также анализируются основные образы и мотивы произведений, ставшие ключевыми для данного жанра.

Подростковая тревожность: проблема и пути решения

В статье затрагивается проблема подростковой тревожности, особенности проявления тревожности, а также возможные причины популяризации данной проблемы у современных школьников.

Экфрасис в новелле Чарльза де Линта «В доме врага моего»

В статье анализируются композиционные и сюжетные функции экфразических описаний в новелле «В доме врага моего» канадского писателя Чарльза де Линта, а также рассматривается образ Дома в описаниях вымышленных картин.

Реализация концепта «насилие» в произведениях американских писателей

Данная статья анализирует понятие концепта «насилие» и сравнивает романы двух известных американских писателей Стивена Кинга «Кэрри» и Сьюзен Коллинз «Голодные игры» на предмет использования существительных и глаголов, объективирующих концепт «насили...

Подростки из семей «группы риска» как социально-психологическая проблема современного общества

В статье рассматриваются особенности влияния семей «группы риска» на детей подросткового возраста в условиях современного общества.

Поэтика логоцентризма в романах К. Маккарти

Статья посвящена изучению романов американского писателя Кормака Маккарти как пространству, в котором доминирует логоцентрическая картина мира. На материале пяти романов (1985–2006 гг.) прослеживается эволюция идеи созидающего и разрушающего Логоса.

Проблема мужественности в романе Чака Паланика «Бойцовский клуб»

В данной статье автор рассматривает мужественность и условия её проявления в романе. Также автором проводится параллель между жестокостью и мужским началом, исследуется их взаимосвязь в произведении одного из известных современных писателей.

Похожие статьи

Символизм в романе Сьюзен Элоизы Хинтон «Изгои»

В статье автор рассматривает наличие символов в выбранном романе и исследует их значение в произведении американской писательницы.

Арт-терапия как метод исследования и инструмент психологической коррекции кризисных состояний подростков

В статье автор пытается определить практическое значение арт-терапии как инструмента психологической коррекции кризисных состояний подростков.

Исторические прототипы преступников в романе «Подросток» Достоевского

Задача предлагаемой статьи, — наметить некоторые исторические параллели, встречающиеся в романе «Подросток». В работе предпринимается попытка прочтения романа Достоевского «Подросток», обращая внимание на сопоставление отрицательных персонажей романа...

Возникновение и развитие литературного жанра ужасы

В статье рассматривается возникновение литературного жанра ужасы и влияние творчества Эдгара Аллана По и Говарда Филлипса Лавкрафта на него. Также анализируются основные образы и мотивы произведений, ставшие ключевыми для данного жанра.

Подростковая тревожность: проблема и пути решения

В статье затрагивается проблема подростковой тревожности, особенности проявления тревожности, а также возможные причины популяризации данной проблемы у современных школьников.

Экфрасис в новелле Чарльза де Линта «В доме врага моего»

В статье анализируются композиционные и сюжетные функции экфразических описаний в новелле «В доме врага моего» канадского писателя Чарльза де Линта, а также рассматривается образ Дома в описаниях вымышленных картин.

Реализация концепта «насилие» в произведениях американских писателей

Данная статья анализирует понятие концепта «насилие» и сравнивает романы двух известных американских писателей Стивена Кинга «Кэрри» и Сьюзен Коллинз «Голодные игры» на предмет использования существительных и глаголов, объективирующих концепт «насили...

Подростки из семей «группы риска» как социально-психологическая проблема современного общества

В статье рассматриваются особенности влияния семей «группы риска» на детей подросткового возраста в условиях современного общества.

Поэтика логоцентризма в романах К. Маккарти

Статья посвящена изучению романов американского писателя Кормака Маккарти как пространству, в котором доминирует логоцентрическая картина мира. На материале пяти романов (1985–2006 гг.) прослеживается эволюция идеи созидающего и разрушающего Логоса.

Проблема мужественности в романе Чака Паланика «Бойцовский клуб»

В данной статье автор рассматривает мужественность и условия её проявления в романе. Также автором проводится параллель между жестокостью и мужским началом, исследуется их взаимосвязь в произведении одного из известных современных писателей.

Задать вопрос