Дидактическая игра как средство формирования социального опыта младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (519) май 2024 г.

Дата публикации: 17.05.2024

Статья просмотрена: 54 раза

Библиографическое описание:

Ольхова, Э. А. Дидактическая игра как средство формирования социального опыта младших школьников / Э. А. Ольхова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 20 (519). — С. 655-656. — URL: https://moluch.ru/archive/519/114266/ (дата обращения: 15.01.2025).



В исследовании автор рассматривает влияние дидактической игры на формирование социального опыта младших школьников.

Ключевые слова: дидактическая игра, социальный опыт, младшие школьники, взаимодействие.

Дидактическая игра является мощным инструментом в образовании, способствующим не только усвоению знаний, но и формированию социального опыта у младших школьников. Игра как метод обучения позволяет детям не только учиться, но и развивать социальные навыки, взаимодействие с окружающими и понимание социокультурных норм.

Проблемой изучения влияния дидактических игр на формирование социального опыта младших школьников занимались такие ученые как: Л. Ш. Амерханова, Ф. Ш. Амерханова, Е. Н. Давыдова, И. С. Кобозева, Н. С. Панфилов, С. В. Лавриненко, Д. В. Гвоздяков, А. Е. Петрова и др. [1–5].

Современное образование все больше признает важность не только когнитивного развития, но и социального аспекта воспитания. Дидактические игры становятся эффективным средством, позволяющим детям на практике учиться решать конфликты, развивать коммуникативные навыки, учиться сотрудничать и принимать решения в группе [5].

Цель данной статьи заключается в изучении влияния дидактических игр на формирование социального опыта у младших школьников. Будут рассмотрены основные принципы использования игр в образовательном процессе, их влияние на социализацию детей, а также методики оценки результатов данного подхода. Исследование данной темы имеет актуальное значение в контексте современных требований к образовательной системе, где акцент делается не только на знания, но и на разностороннее развитие личности ребенка. Дидактическая игра как средство формирования социального опыта может стать ключевым элементом успешного обучения и воспитания младших школьников.

При использовании игр в качестве инструмента формирования социального опыта у детей младшего школьного возраста, легче проходит адаптация к социуму, развиваются социальные навыки и формируются гармоничные личности. Поэтому, важно включать игровые элементы в образовательный процесс и предоставлять детям возможность играть и учиться через игру. Период начала школьной жизни для ребенка является важным этапом в развитии социально значимой личности, проявляющейся в его основной деятельности. Несмотря на то, что в основном деятельностью для учащихся младших классов является учение, игровая деятельность продолжает иметь важное значение. Следовательно, социальный опыт следует развивать через игру [4].

Существуют несколько видов игр, направленных на формирование социального опыта у младших школьников:

– игры, которые моделируют труд взрослых;

– игры с патриотическим содержанием;

– подвижные игры с правилами, которые способствуют не только физическому развитию, но и воспитанию социальных чувств детей;

– сюжетно-ролевые игры.

Игры, связанные с трудом, способствуют развитию представлений о значимости коллективного труда людей. Во время игры воспитывается ответственность за порученные дела и возникает чувство удовлетворенности от результатов работы. Исполнение ролей, связанных с отображением труда взрослых, требует от младших школьников более активных и организаторских действий, направленных на достижение целей. Каждая игра отражает реальную жизнь и помогает детям уяснить общественное значение различных видов труда [1].

При руководстве играми внимание учителя должно быть сосредоточено на том, чтобы в играх отображались отношения между людьми, существующие в реальной жизни. Задача педагога состоит в том, чтобы оказывать педагогическое влияние на младших школьников в ходе игры. Приняв роль взрослого, младший школьник стремится следовать его примеру. Учителя и родители раскрывают особенности различных профессий для учеников начальной школы, демонстрируя своим личным примером образцы поведения, которым следует придерживаться, чтобы игра приобрела реалистичный характер. Младший школьник относится к игре серьезно, поэтому влияние, оказываемое через игру, имеет большое значение для его развития [3]. Также важны для развития социального опыта младших школьников коллективные спортивные игры, в которых соревновательный характер может стимулировать действия игроков, побуждая их проявлять решительность, мужество и настойчивость для достижения цели. Однако необходимо учитывать, что острота состязаний не должна приводить к расколу между играющими. В коллективной подвижной игре каждый ученик начальной школы наглядно видит преимущества совместных, дружеских усилий, направленных на преодоление препятствий и достижение целей.

Игра направлена на сплочение коллектива и способна сформировать единую команду. Ее привлекательность настолько велика, а синергия игровой связи среди младших школьников настолько глубока и насыщена, что игровые группы могут сохраняться даже после завершения игры, выходя за ее пределы. Игрой накапливается опыт и рождается культура межличностных отношений. При игре дети учатся жизни, стремясь следовать социальным нормам и правилам, развивая способность справедливо оценивать поведение своих сверстников. Порядок игры, ее структура и условия являются ключом к положительным эмоциональным переживаниям, которые вызывают чувство дружбы, товарищества, взаимодействия и успеха в достижении общей цели, а также взаимопомощи. С помощью игры младшие школьники получают возможность ощутить себя взрослыми, окунуться во «взрослый мир», научиться ориентироваться в сложных ситуациях, с которыми они еще не сталкивались в повседневной жизни, и устанавливать «ролевые» отношения среди своих сверстников [2].

Дидактическая игра является эффективным инструментом в образовании, способствующим формированию социального опыта у младших школьников. В ходе исследования было выявлено, что игровая деятельность способствует не только усвоению знаний, но и развитию социальных навыков у детей. Взаимодействие в рамках игры помогает детям на практике учиться решать конфликты, развивать коммуникативные навыки, учиться сотрудничать и принимать решения в группе. Дидактические игры способствуют развитию эмпатии, уважения к мнению других, а также формированию навыков сотрудничества. Использование игр в образовательном процессе не только делает учебу более интересной и захватывающей, но и способствует комплексному развитию личности ребенка. Они помогают детям лучше понимать социокультурные нормы, осознавать свою роль в коллективе и развивать умение эффективно взаимодействовать с окружающими.

Таким образом, дидактическая игра является неотъемлемой частью современного образования, способствующей не только учебному процессу, но и формированию социального опыта у младших школьников. Ее включение в педагогическую практику может стать ключевым элементом успешного обучения и воспитания детей, подготавливающихся к жизни в современном обществе.

Литература:

  1. Амерханова, Л. Ш. Дидактическая игра как активная форма обучения / Л. Ш. Амерханова, Ф. Ш. Амерханова // Известия Чеченского государственного педагогического института. — 2019. — Т. 23. № 1 (25). — С. 155–159.
  2. Давыдова, Е. Н. Дидактическая игра: сущность и содержание / Е. Н. Давыдова, И. С. Кобозева // Научное обозрение. Педагогические науки. — 2019. — № 3–1. — С. 69–72.
  3. Дилором, Х. С. Особенности дидактических игр / Х. С. Дилором // Школа Науки. — 2019. — № 9 (20). — С. 25–26.
  4. Панфилов, Н. С. Эффективность дидактической игры как активного метода обучения / Н. С. Панфилов, С. В. Лавриненко, Д. В. Гвоздяков // Международный журнал экспериментального образования. — 2015. — № 8–3. — С. 316–318.
  5. Петрова, А. Е. Развитие личности ребенка с помощью дидактических игр / А. Е. Петрова // Экстернат.РФ. — 2018. — № 8. — С. 34–36.
Основные термины (генерируются автоматически): социальный опыт, игра, дидактическая игра, школьник, образовательный процесс, ребенок, игровая деятельность, ключевой элемент, младший школьник, начальная школа.


Похожие статьи

Дидактическая игра как средство формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

В статье раскрывается значение формирования коммуникативных навыков у современных дошкольников и возможности дидактической игры для решения данной задачи.

Значение дидактической игры в процессе развития у младшего школьника умения сравнивать

В статье рассматривается значение дидактической игры в процессе формирования у младших школьников умения сравнивать. Описывается понятие дидактической игры, виды дидактических игр.

Игра как метод формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста

В статье представлена актуальность и важность формирования межличностных отношений у младших школьников, определения основных понятий по проблеме, теоретически обоснована эффективность использования игры для оптимизации коммуникативных умений детей м...

Развитие положительной мотивации учения младших школьников посредством интеллектуальных игр

В статье рассматриваются теоретические основы развития мотивации учения у младших школьников; роль игровых форм обучения в развитии положительной мотивации учения у детей младшего школьного возраста.

Педагогические психологические основы разногласий, возникающих между учащимися младшего школьного возраста

В статье рассматриваются способности детей младшего школьного возраста разрешать конфликты, отражающие их опыт и направленность в процессе обучения и воспитания. Исследование посвящено обоснованию способностей разрешать конфликты, как условие развити...

Социальное взаимодействие подростков в условиях сельской школы

В статье рассмотрено социальное взаимодействие подростков в условиях сельской школы, а также представлены результаты диагностического исследования.

Влияние стиля педагогического общения на мотивацию и учебную деятельность детей подросткового возраста

В статье автор пытается показать зависимость мотивации и успешность учебной деятельности от особенностей стилей педагогического общения между учителями и подростками.

Дидактические игры в средней группе детского сада

В статье раскрыты аспекты дидактической игры и ее влияние на развитие и социализацию детей в средней группе детского сада.

Использование театрализованных игр в развитии навыков общения у старших дошкольников

В статье авторы описывают театрализованную игру как средство формирования навыков общения у старших дошкольников.

Психологический тренинг как средство развития взаимодействия старшеклассников, обучающихся на дому

В статье рассматриваются проблемы психологических особенностей старшеклассников, обучающихся на дому, применение программы психологического тренинга по развитию коммуникативных навыков как эффективной формы развития межличностного взаимодействия.

Похожие статьи

Дидактическая игра как средство формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

В статье раскрывается значение формирования коммуникативных навыков у современных дошкольников и возможности дидактической игры для решения данной задачи.

Значение дидактической игры в процессе развития у младшего школьника умения сравнивать

В статье рассматривается значение дидактической игры в процессе формирования у младших школьников умения сравнивать. Описывается понятие дидактической игры, виды дидактических игр.

Игра как метод формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста

В статье представлена актуальность и важность формирования межличностных отношений у младших школьников, определения основных понятий по проблеме, теоретически обоснована эффективность использования игры для оптимизации коммуникативных умений детей м...

Развитие положительной мотивации учения младших школьников посредством интеллектуальных игр

В статье рассматриваются теоретические основы развития мотивации учения у младших школьников; роль игровых форм обучения в развитии положительной мотивации учения у детей младшего школьного возраста.

Педагогические психологические основы разногласий, возникающих между учащимися младшего школьного возраста

В статье рассматриваются способности детей младшего школьного возраста разрешать конфликты, отражающие их опыт и направленность в процессе обучения и воспитания. Исследование посвящено обоснованию способностей разрешать конфликты, как условие развити...

Социальное взаимодействие подростков в условиях сельской школы

В статье рассмотрено социальное взаимодействие подростков в условиях сельской школы, а также представлены результаты диагностического исследования.

Влияние стиля педагогического общения на мотивацию и учебную деятельность детей подросткового возраста

В статье автор пытается показать зависимость мотивации и успешность учебной деятельности от особенностей стилей педагогического общения между учителями и подростками.

Дидактические игры в средней группе детского сада

В статье раскрыты аспекты дидактической игры и ее влияние на развитие и социализацию детей в средней группе детского сада.

Использование театрализованных игр в развитии навыков общения у старших дошкольников

В статье авторы описывают театрализованную игру как средство формирования навыков общения у старших дошкольников.

Психологический тренинг как средство развития взаимодействия старшеклассников, обучающихся на дому

В статье рассматриваются проблемы психологических особенностей старшеклассников, обучающихся на дому, применение программы психологического тренинга по развитию коммуникативных навыков как эффективной формы развития межличностного взаимодействия.

Задать вопрос