В статье рассматривается значение дидактической игры в процессе формирования у младших школьников умения сравнивать. Описывается понятие дидактической игры, виды дидактических игр.
Ключевые слова: дидактическая игра, младший школьник, умение сравнивать, процесс развития.
Дидактическая игра (учебная игра) — игра, специально предназначенная для целей обучения; соревнование или состязание между играющими, действия которых ограничены определенными условиями (правилами), направленными на достижение определенной цели. В ходе дидактической (учебной) игры, учащиеся овладевают опытом деятельности, сходным с тем, который они получили бы в действительности. Дидактические (учебные) игры психологически привлекательны для учащихся, развивают наблюдательность, внимание, мышление. Они имеют также большое воспитательное значение, так как способствуют развитию целеустремленности, выдержки, самостоятельности, чувства коллективизма, вырабатывают умение действовать в соответствии с определенными нормами поведения [1].
Дидактическая игра является важным инструментом в развитии у младших школьников умения сравнивать. В процессе игры дети естественным образом вовлекаются в ситуацию выбора, что способствует формированию навыков анализа и синтеза информации. Игры, в которых необходимо классифицировать предметы, находить отличия и сходства, создают условия для активного обучения [2].
Виды дидактических игр:
- Игры с предметами (игрушками);
- Настольно-печатные игры;
- Словесные игры.
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, роли воспитателя.
Игры с предметами (игрушками) основаны на непосредственном восприятии детей, они соответствуют стремлению ребёнка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В дидактических играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов.
Ценность этих игр заключается в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов. При знакомстве детей с природой в данных играх используют природный материал (камни, листья, ветки, шишки, цветы и др.), всё это вызывает у детей большой интерес и активное желание играть.
Настольно-печатные игры — это интересное и увлекательное занятие для детей при знакомстве с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Настольно — печатные игры успешно развивают речевые навыки, математические способности, логику, внимание, дети учатся моделировать и изменять схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля и самостоятельности.
Словесные игры — это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Словесные игры построены на словах и действиях играющих, обучающиеся в процессе игры решают самостоятельно разные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.
Дидактическая (обучающая) задача — это основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Она определяется целями обучения и воспитания детей.
Игровые действия — это основа игры, способ проявления активности обучающихся в игровых целях, без них невозможна сама игра. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для обучающихся сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровые действия должны вызвать у младших школьников радость, чувство удовлетворения, именно они делают обучение эмоциональным и занимательным. Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной.
Правила игры обеспечивают реализацию игрового содержания, а также делают игру упрощенной. Их содержание и направленность обусловлена познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. Они помогают педагогу управлять игрой. Правила влияют и на решение дидактической задачи — незаметно ограничивают действия детей, направляя их внимание на выполнение конкретной задачи, т. е. они определяют, что и как необходимо делать ребенку в игре и указывают путь к достижению дидактической задачи. В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют представления об объектах природы и её сезонных изменениях.
Матухнова С. В. утверждает, что во время игр происходит формирование всех сторон личности ребенка, возникают значительные изменения в психике. Во время игровой деятельности формируются многие положительные качества детей, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются познавательные способности. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, которая наиболее доступна для школьников [3].
Применение дидактических игр позволяет не только развивать когнитивные способности, но и улучшать коммуникативные навыки. Дети учатся аргументировать свои решения, слушать мнения сверстников и приходить к общему выводу. Это создает атмосферу сотрудничества и здорового соревнования, что значительно увеличивает мотивацию к обучению [4].
Кроме того, интеграция игровых элементов в образовательный процесс помогает поддерживать интерес к учебным предметам, повышая запоминание и понимание рассматриваемых тем.
Одним из примеров дидактических игр, способствующих развитию навыков сравнения, являются игры на классификацию. В таких играх дети получают возможность группировать объекты по различным признакам — цвету, форме, размеру или назначению. Этот процесс не только запускает мыслительный процесс, но и развивает творческий подход к решению задач.
Также важным аспектом дидактических игр является возможность участия в командных заданиях, где дети становятся свидетелями разных точек зрения. В таких ситуациях они учатся уважать мнение других, а также отстаивать и свою точку зрения.
Необходимо отметить, что успешное введение игр в образовательный процесс требует чёткого соотношения между игровыми заданиями и учебными целями. Педагогам важно заранее планировать, какие навыки и умения должны быть развиты в ходе игры. Это поможет сделать процесс интерактивным и более продуктивным, обеспечивая соответствие между игрой и образовательными задачами.
Таким образом, дидактическая игра становится неотъемлемой частью образовательного процесса, способствуя всестороннему развитию ребенка и его умению сравнивать.
Литература:
- Вишнякова С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова. Москва: НМЦ СПО, 1999. — 538 с.
- Карпова Е. В. Дидактические игры в начальной школе / Е. В. Карпова // Начальная школа. — 2020. — № 5. — С. 21–25.
- Матухнова С. В. Обзор исследовательских подходов к проблеме дидактических игр в трудах В. Н. Аванесовой, А. К. Бондаренко, Е. И. Удальцовой, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, А. И. Сорокиной, Б. И. Хачапуридзе // Материалы Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум».
- Шаманская Н. В. Обучение в процессе игры. // Начальная школа. — 2019. — № 10. — С. 19–24.