Значение дидактической игры в процессе развития у младшего школьника умения сравнивать | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 января, печатный экземпляр отправим 22 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (550) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 19.12.2024

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Цепушел, С. В. Значение дидактической игры в процессе развития у младшего школьника умения сравнивать / С. В. Цепушел. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 51 (550). — С. 312-314. — URL: https://moluch.ru/archive/550/120867/ (дата обращения: 07.01.2025).



В статье рассматривается значение дидактической игры в процессе формирования у младших школьников умения сравнивать. Описывается понятие дидактической игры, виды дидактических игр.

Ключевые слова: дидактическая игра, младший школьник, умение сравнивать, процесс развития.

Дидактическая игра (учебная игра) — игра, специально предназначенная для целей обучения; соревнование или состязание между играющими, действия которых ограничены определенными условиями (правилами), направленными на достижение определенной цели. В ходе дидактической (учебной) игры, учащиеся овладевают опытом деятельности, сходным с тем, который они получили бы в действительности. Дидактические (учебные) игры психологически привлекательны для учащихся, развивают наблюдательность, внимание, мышление. Они имеют также большое воспитательное значение, так как способствуют развитию целеустремленности, выдержки, самостоятельности, чувства коллективизма, вырабатывают умение действовать в соответствии с определенными нормами поведения [1].

Дидактическая игра является важным инструментом в развитии у младших школьников умения сравнивать. В процессе игры дети естественным образом вовлекаются в ситуацию выбора, что способствует формированию навыков анализа и синтеза информации. Игры, в которых необходимо классифицировать предметы, находить отличия и сходства, создают условия для активного обучения [2].

Виды дидактических игр:

  1. Игры с предметами (игрушками);
  2. Настольно-печатные игры;
  3. Словесные игры.

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, роли воспитателя.

Игры с предметами (игрушками) основаны на непосредственном восприятии детей, они соответствуют стремлению ребёнка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В дидактических играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов.

Ценность этих игр заключается в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов. При знакомстве детей с природой в данных играх используют природный материал (камни, листья, ветки, шишки, цветы и др.), всё это вызывает у детей большой интерес и активное желание играть.

Настольно-печатные игры — это интересное и увлекательное занятие для детей при знакомстве с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Настольно — печатные игры успешно развивают речевые навыки, математические способности, логику, внимание, дети учатся моделировать и изменять схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля и самостоятельности.

Словесные игры — это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Словесные игры построены на словах и действиях играющих, обучающиеся в процессе игры решают самостоятельно разные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

Дидактическая (обучающая) задача — это основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Она определяется целями обучения и воспитания детей.

Игровые действия — это основа игры, способ проявления активности обучающихся в игровых целях, без них невозможна сама игра. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для обучающихся сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровые действия должны вызвать у младших школьников радость, чувство удовлетворения, именно они делают обучение эмоциональным и занимательным. Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной.

Правила игры обеспечивают реализацию игрового содержания, а также делают игру упрощенной. Их содержание и направленность обусловлена познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. Они помогают педагогу управлять игрой. Правила влияют и на решение дидактической задачи — незаметно ограничивают действия детей, направляя их внимание на выполнение конкретной задачи, т. е. они определяют, что и как необходимо делать ребенку в игре и указывают путь к достижению дидактической задачи. В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют представления об объектах природы и её сезонных изменениях.

Матухнова С. В. утверждает, что во время игр происходит формирование всех сторон личности ребенка, возникают значительные изменения в психике. Во время игровой деятельности формируются многие положительные качества детей, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются познавательные способности. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, которая наиболее доступна для школьников [3].

Применение дидактических игр позволяет не только развивать когнитивные способности, но и улучшать коммуникативные навыки. Дети учатся аргументировать свои решения, слушать мнения сверстников и приходить к общему выводу. Это создает атмосферу сотрудничества и здорового соревнования, что значительно увеличивает мотивацию к обучению [4].

Кроме того, интеграция игровых элементов в образовательный процесс помогает поддерживать интерес к учебным предметам, повышая запоминание и понимание рассматриваемых тем.

Одним из примеров дидактических игр, способствующих развитию навыков сравнения, являются игры на классификацию. В таких играх дети получают возможность группировать объекты по различным признакам — цвету, форме, размеру или назначению. Этот процесс не только запускает мыслительный процесс, но и развивает творческий подход к решению задач.

Также важным аспектом дидактических игр является возможность участия в командных заданиях, где дети становятся свидетелями разных точек зрения. В таких ситуациях они учатся уважать мнение других, а также отстаивать и свою точку зрения.

Необходимо отметить, что успешное введение игр в образовательный процесс требует чёткого соотношения между игровыми заданиями и учебными целями. Педагогам важно заранее планировать, какие навыки и умения должны быть развиты в ходе игры. Это поможет сделать процесс интерактивным и более продуктивным, обеспечивая соответствие между игрой и образовательными задачами.

Таким образом, дидактическая игра становится неотъемлемой частью образовательного процесса, способствуя всестороннему развитию ребенка и его умению сравнивать.

Литература:

  1. Вишнякова С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова. Москва: НМЦ СПО, 1999. — 538 с.
  2. Карпова Е. В. Дидактические игры в начальной школе / Е. В. Карпова // Начальная школа. — 2020. — № 5. — С. 21–25.
  3. Матухнова С. В. Обзор исследовательских подходов к проблеме дидактических игр в трудах В. Н. Аванесовой, А. К. Бондаренко, Е. И. Удальцовой, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, А. И. Сорокиной, Б. И. Хачапуридзе // Материалы Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум».
  4. Шаманская Н. В. Обучение в процессе игры. // Начальная школа. — 2019. — № 10. — С. 19–24.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, дидактическая игра, ребенок, образовательный процесс, предмет, действие, дидактическая задача, младший школьник умения, процесс игры, сама игра.


Ключевые слова

дидактическая игра, младший школьник, умение сравнивать, процесс развития

Похожие статьи

Развитие познавательного интереса младших школьников средствами дидактических игр

Описаны в статье результаты изучения познавательного интереса у младших школьников. Составители оперируют двумя показателями: уровнем школьной мотивации и уровнем развития познавательного интереса. Предлагается к рассмотрению комплекс мероприятий по ...

Дидактическая игра как средство формирования социального опыта младших школьников

В исследовании автор рассматривает влияние дидактической игры на формирование социального опыта младших школьников.

Дидактическая игра как средство формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

В статье раскрывается значение формирования коммуникативных навыков у современных дошкольников и возможности дидактической игры для решения данной задачи.

Дидактическая игра как средство познавательного развития детей дошкольного возраста

В статье представлено определение понятия дидактическая игра, результат исследования познавательного развития детей подготовительных к школе групп, содержание и результаты проведения анкетирования родителей дошкольников.

Развитие положительной мотивации учения младших школьников посредством интеллектуальных игр

В статье рассматриваются теоретические основы развития мотивации учения у младших школьников; роль игровых форм обучения в развитии положительной мотивации учения у детей младшего школьного возраста.

Дидактическая игра как средство развития детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования навыков безопасной жизнедеятельности

В данной публикации исследуются влияние дидактической игры в процессе привития детям старшего дошкольного возраста навыков безопасного жизнеобеспечения. В статье также освещаются преимущества такого вида обучения, дается анализ сути и понятия «дидакт...

Педагогические психологические основы разногласий, возникающих между учащимися младшего школьного возраста

В статье рассматриваются способности детей младшего школьного возраста разрешать конфликты, отражающие их опыт и направленность в процессе обучения и воспитания. Исследование посвящено обоснованию способностей разрешать конфликты, как условие развити...

Игровые технологии в начальной школе

В данной статье раскрываются особенности применения игровых технологий в начальной школе, рассматриваются возможности игровых технологий в деле полноценного развития сознания личности младшего школьника. Также дана классификация дидактических игр. Пр...

Развитие коммуникативных умений при помощи игровой деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье рассмотрены специфические особенности коммуникативных умений и социальных возможностей детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста и раскрыты широкие возможности игры в их развитии.

Формирование логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр и упражнений

В статье рассмотрены особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логико-математических игр. Кроме того, показана классификация занимательных игр и описаны некоторые авторские игры по данной теме.

Похожие статьи

Развитие познавательного интереса младших школьников средствами дидактических игр

Описаны в статье результаты изучения познавательного интереса у младших школьников. Составители оперируют двумя показателями: уровнем школьной мотивации и уровнем развития познавательного интереса. Предлагается к рассмотрению комплекс мероприятий по ...

Дидактическая игра как средство формирования социального опыта младших школьников

В исследовании автор рассматривает влияние дидактической игры на формирование социального опыта младших школьников.

Дидактическая игра как средство формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

В статье раскрывается значение формирования коммуникативных навыков у современных дошкольников и возможности дидактической игры для решения данной задачи.

Дидактическая игра как средство познавательного развития детей дошкольного возраста

В статье представлено определение понятия дидактическая игра, результат исследования познавательного развития детей подготовительных к школе групп, содержание и результаты проведения анкетирования родителей дошкольников.

Развитие положительной мотивации учения младших школьников посредством интеллектуальных игр

В статье рассматриваются теоретические основы развития мотивации учения у младших школьников; роль игровых форм обучения в развитии положительной мотивации учения у детей младшего школьного возраста.

Дидактическая игра как средство развития детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования навыков безопасной жизнедеятельности

В данной публикации исследуются влияние дидактической игры в процессе привития детям старшего дошкольного возраста навыков безопасного жизнеобеспечения. В статье также освещаются преимущества такого вида обучения, дается анализ сути и понятия «дидакт...

Педагогические психологические основы разногласий, возникающих между учащимися младшего школьного возраста

В статье рассматриваются способности детей младшего школьного возраста разрешать конфликты, отражающие их опыт и направленность в процессе обучения и воспитания. Исследование посвящено обоснованию способностей разрешать конфликты, как условие развити...

Игровые технологии в начальной школе

В данной статье раскрываются особенности применения игровых технологий в начальной школе, рассматриваются возможности игровых технологий в деле полноценного развития сознания личности младшего школьника. Также дана классификация дидактических игр. Пр...

Развитие коммуникативных умений при помощи игровой деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье рассмотрены специфические особенности коммуникативных умений и социальных возможностей детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста и раскрыты широкие возможности игры в их развитии.

Формирование логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр и упражнений

В статье рассмотрены особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логико-математических игр. Кроме того, показана классификация занимательных игр и описаны некоторые авторские игры по данной теме.

Задать вопрос