В статье рассматриваются проблемы психологических особенностей старшеклассников, обучающихся на дому, применение программы психологического тренинга по развитию коммуникативных навыков как эффективной формы развития межличностного взаимодействия.
Ключевые слова: старшеклассники, обучающиеся на дому, взаимодействие, психологический тренинг
На современном этапе развития общества перед психологами выступают новые задачи, которые продиктованы поиском и разработкой форм индивидуальной и групповой деятельности, способствующей формированию у старшеклассников высокого уровня социально-психологической адаптации, умения ориентироваться в современном мире, способности к саморазвитию, принятию различных решений и ответственности.
Актуальность нашего исследования определяется целенаправленным изучением уровня влияния, разработанной нами программы взаимодействия, личностного роста старшеклассников, обучающихся на дому, а также эффективности группового тренинга для более успешной социально-психологической адаптации данных учащихся в современном мире.
По результатам исследований различных авторов, старшеклассники часто оказываются дезадаптированными, не способными влиться в социум [4,15]. В этой связи возникает необходимость нахождения особых подходов к организации психологического сопровождения и созданию условий, способствующих развитию адаптивных качеств личности у старшеклассников, и особенно, которые обучаются на дому.
Основной гипотезой нашего исследования является, что совместная групповая деятельность, направленная на выполнение коррекционных упражнений и игр в процессе психологического сопровождения должна приводить к преимущественному позитивному изменению личностных характеристик старшеклассников, обучающихся на дому, а также развитию навыков эффективного межличностного общения.
Согласно Л. А. Петровской, психологический тренинг это «средство воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения», «средство психологического воздействия» [2, 133].
Б. Д. Парыгин относит тренинг к методам группового консультирования, так как активное групповое обучение способствует развитию навыков общения в жизни, адаптации к новым социальным ролям, коррекции «Я-концепции» и самооценки.
К основным функциям тренинга относятся: диагностическая, развивающая, корректирующая, адаптивная. Возможности психологического тренинга охватывают многие области личности: интеллекта, осознания, развития волевых, мотивационных характеристик. В ходе тренинга участники группы не только приобретают знания, умения и навыки, но и происходит трансформация полученных установок, отношений личности в дальнейшем.
Многие исследователи (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, И. С. Кон) считают, что огромное значение имеет для старших школьников взаимодействие со сверстниками. Взаимоотношение со сверстниками находится в центре жизни старшеклассника, и во многом определяет все остальные стороны его поведения и деятельности.
Взаимодействие старшеклассников со сверстниками, можно представить в трех основных направлениях: отношения с представителями противоположного пола, широта круга общения и наличие близких контактов, особенности эмоций и переживаний взаимодействия.
Психологические особенности старшеклассников, обучающихся на дому, недостаточно изучены. По нашим ранее сделанным исследованиям, мы можем предполагать, что плохое самочувствие, ограничение движений, длительное нахождение в реабилитационном центре, приводят к развитию эмоционального беспокойства, высокой тревожности, неуверенности в себе, зависимости от чужого мнения. Основными последствиями являются изменения в направленности личности, в системе самооценки, в установке на межличностное взаимодействие и деятельность [3, 101].
По мнению В. В. Николаевой и Г. А. Ариной двигательная активность является важной формой самовыражения личности, а также сильнейшим фактором ее формирования. Ограниченность общения со сверстниками существенно меняет социальную ситуацию старшеклассника. Существуют также специфические особенности межличностного взаимодействия и деятельности учащихся, обучающихся на дому, например, ограниченность круга общения, объективная зависимость от взрослых (родителей, педагогов).
Согласно статистике в последние годы отмечается увеличение количества детей, обучающихся на дому. Можно предположить, что частая и длительная отстраненность учащихся из школьного коллектива может негативно отразиться на их личностном формировании, нарушении основных механизмов взаимодействия с социумом и способствовать возникновению трудностей в построении межличностных отношений.
Поэтому целью данного исследования является — изучение психологической структуры механизмов взаимодействия старшеклассников, обучающихся на дому.
Условия иметоды исследования
В исследовании приняли участие 60 старшеклассников, в возрасте 15–16 лет г. Москвы: 30 учащихся, обучающиеся в общеобразовательной школе, 30 человек — испытуемые, обучающиеся на дому.
Для проведения нашего исследования, были использованы следующие методики: методика «Оценка уровня общительности» (В. Ф. Ряховский); методика исследования самоотношений В. В. Столина, С. Р. Пантелеева; методика «Личностный Дифференциал».
Расчет основных количественных показателей методики исследования самоотношенийВ.В.Столина, С.Р.Пантелеева показывает выраженные различия в личности старшеклассников. Среди учеников посещавших общеобразовательную школу, высокую самоуверенность показали 56 %, 40 % — высокую самоценность, по остальным шкалам: саморуководство, отраженное самоотношение, самопринятие, самопривязанность, внутренний конфликт, самообвинение — средние значения. Среди испытуемых, обучающихся на дому — у 77 % испытуемых преобладает высокая замкнутость, у 53 % старшеклассников, обучающихся на дому, преобладает низкая самоценность, 44 % отметили низкое самопринятие, 67 % указали на высокий внутренний конфликт, 47 % отметили высокое самообвинение.
Для оценки уровня общительности, мы применили методику «Оценка уровня общительности» (В.Ф.Ряховский),которая позволяет определить уровень общительности, коммуникабельности личности. Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что 47 % школьников показали нормальную коммуникабельность, любознательность, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости. 33 % обучающихся имеют средний уровень, охотно знакомятся с новыми сверстниками, любят бывать в центре внимания, могут вспылить, но быстро отходят. 20 % учащихся показали низкий уровень общительности. Старшеклассники, обучающиеся на дому, в большинстве имеют уровень общительности ниже среднего- 43 %, испытуемые с уровнем общения ниже среднего общительны в определенной мере, не пугаются новых проблем, однако с новыми людьми сходятся с оглядкой; в спорах и диспутах участвуют неохотно. Испытуемые с низким уровнем общительности — 47 %, замкнуты, неразговорчивы, имеют мало друзей. Новая ситуация и обстановка могут вывести их из равновесия. 10 % старшеклассников, обучающихся на дому, показали нормальную коммуникабельность.
Методика личностного дифференциала отражает сформировавшиеся представления о структуре личности. Цель — изучение определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений. Результаты значения фактора Оценки свидетельствуют об уровне самоуважения. Фактор силы в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Фактор активности в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности.
Среди учеников посещавших общеобразовательную школу, были получены следующие результаты: высокий уровень фактора «оценки» отметили 25 % учащихся, это показывает, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя как носителя позитивных, социально-желательных характеристик, удовлетворен собой. Средний уровень — 62 %; низкий уровень — 13 %, что указывает на критическое отношение к себе, неудовлетворенность собственным поведением, уровнем достижений.
Высокий уровень фактора «силы» отметили 30 % учащихся, это говорит об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Средний уровень — 52 %; низкий уровень — 18 %, что свидетельствует о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок.
Высокий уровень фактора «активности» указали 30 % учащихся, что говорит о высокой активности, общительности, импульсивности; средний уровень — 60 %; низкий уровень — 10 %, что указывает на интровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции.
Среди испытуемых, обучающихся на дому, 15 % старшеклассников имеют высокий уровень фактора «оценки»; средний уровень у 30 %; низкий уровень у 55 %, испытуемых.
Высокий уровень фактора «силы» отметили только 7 % учащихся, средний уровень — 45 %; низкий уровень — 48 %,
Высокий уровень фактора «активности» указали 12 % учащихся, средний уровень — 45 %; низкий уровень — у 43 %, старшеклассников, обучающихся на дому.
На основе полученных данных у старшеклассников, обучающихся на дому, нами была разработана программа психологического тренинга, направленная на развитие навыков эффективного межличностного общения, уверенности в себе, открытости. Тренинг проводился один раз в неделю, форма работы — групповая, численность составляла от семи до десяти человек. Всего было проведено десять занятий.
В ходе проведения программы тренинга в первые дни можно было отметить некоторую напряженность и недоверие друг к другу. Однако, при использовании упражнений, направленных на снятие напряжения, на развитие открытости и доверия, эти черты поведения в последующем удалось изменить. В дальнейшем, даже отмечалось выраженное желание старшеклассников, обучающихся на дому, посещать и активно участвовать в занятиях психологического тренинга. На заключительных занятиях между детьми установились теплые и дружеские взаимоотношения, которые продолжились во время пребывания в реабилитационном центре.
После проведения программы психологического тренинга мы провели повторную психодиагностику этих же методик.
По результатам повторной диагностики в группе старшеклассников, обучающихся на дому, наблюдается положительная динамика, а именно: по методике исследования самоотношений В. В. Столина, С. Р. Пантелеева у 37 % испытуемых преобладает высокая замкнутость, только у 13 % еще сохраняется низкая самоценность, 24 % все же отметили низкое самопринятие, 27 % указали на высокий внутренний конфликт, только 17 % отметили высокое самообвинение.
По методике «Оценка уровня общительности» (В. Ф. Ряховский), также отмечается положительная динамика, а именно, 62 % старшеклассников, обучающихся на дому, показали нормальную коммуникабельность.
Таким образом, старший школьный возраст является одним из важнейших этапов в жизни личности. В результате нашего исследования мы обнаружили выраженные различия психологических особенностей взаимодействия старшеклассников, обучающихся в общеобразовательной школе и на дому. Старшеклассники, обучающиеся на дому, характеризуются некоторыми личностными особенностями, которые затрудняют их эффективное взаимодействие. Большинство испытуемых данной группы имеют низкий уровень общительности. Это свидетельствует о недостаточном развитии навыков позитивного общения у старшеклассников. Также определяется высокая замкнутость как выраженное защитное поведение личности, низкая самоценность, ведет к неуверенности в себе, ослабляет сопротивление средовым влияниям, повышенная чувствительность к замечаниям и критике окружающих может сделать человека обидчивым и ранимым, склонным не доверять своей индивидуальности. В ходе разработки и применении программы психологического тренинга по развитию коммуникативных навыков взаимодействия для старшеклассников, обучающихся на дому, мы увидели положительную динамику в структуре личности, отметили эффективность данной работы.
При анализе результатов работы с участниками тренинга нами было отмечено, что у многих ребят значительно повысились оценки своих умений и навыков, старшеклассники, обучающиеся на дому, начали проявлять более уверенное поведение, использовать приобретенные навыки эффективного взаимодействия с другими людьми.
Литература:
- Костерева Л. И. Актуальные проблемы взаимодействия старшеклассников, обучающихся на дому// Актуальные вопросы психологии, педагогики и образования. / Сборник научных трудов, по итогам международной научно-практической конференции. № 3. г. Самара, 2016. — С. 162–164.
- Петровская Л. А. Общение — компетентность — тренинг. Избранные труды. — Смысл, 2007. — 686 с.
- Шилова Т. А., Костерева Л. И. Психологические особенности направленности личности старшеклассников, обучающихся на дому// Вестник РУДН. — Серия: Психология и педагогика. 2015. № 2. С.98–102.
- Шилова Т. А. Диагностика психолого — социальной дезадаптации детей и подростков. Практическое пособие. — М. Айрис-пресс, 2006.-112с.
- Шилова Т. А. Психологические особенности отклоняющегося поведения подростков//Системная психология и социология. 2012. № 5. С. 85–90.
- Шумилин Е. А. Психологическая характеристика личности старшеклассника // Консультативная психология и психотерапия. 2012, № 1,С. 72–79.