В статье проводится сравнительно-правовой анализ ключевых положений российского и зарубежного гражданского законодательства, регулирующих институт наследования. Раскрыты некоторые особенности наследственных прав недееспособных и ограниченно дееспособных лиц в российском и зарубежном законодательстве. Делается ряд предложений по заимствованию некоторых аспектов законодательного регулирования зарубежных стран.
Ключевые слова: наследодатель, наследник, недееспособный гражданин, ограниченно дееспособный гражданин, завещание, наследственный договор.
The article provides a comparative legal analysis of key provisions of Russian and foreign civil legislation regulating the institute of inheritance. Some peculiarities of inheritance rights of incapacitated and limited capacity persons in Russian and foreign legislation are revealed. A number of proposals on borrowing some aspects of legislative regulation of foreign countries are made.
Keywords: testator, heir, incapacitated person, legally incapacitated person, testament, inheritance agreement.
Наследование представляет собой процесс передачи имущества умершего лица другим лицам. Как в законодательстве Российской Федерации, так и в законодательстве зарубежных стран основаниями наследования выступают: наследование по закону; наследование по завещанию; наследование по наследственному договору.
Распорядиться своим имуществом на случай смерти можно путем совершения завещания. Согласно ст. 1118 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) завещание в момент его составления должно быть совершено гражданином, обладающим дееспособностью в полном объеме. Исходя из российского гражданского законодательства, полная дееспособность наступает по достижению гражданином восемнадцати лет.
Говоря о зарубежном законодательстве, стоит отметить, что многие страны признают завещательную дееспособность несовершеннолетних лиц. Такое признание связано с определенными ограничениями свободы завещания для несовершеннолетних, которые касаются как формы, так и содержания завещания. Например, во Франции, согласно ст. 904 ФГК, несовершеннолетний, достигший возраста 16 лет, вправе распорядиться лишь половиной того имущества, которым может распоряжаться совершеннолетний гражданин. В Германском гражданском уложении способность к составлению завещания также возникает по исполнении гражданином 16 лет. При этом несовершеннолетний вовсе не нуждается в согласии законного представителя на составление завещания [1, с. 42].
Таблица 1
Российская Федерация |
ГК РФ Ст. 1118. Общие положения 2. Завещание может быть совершено гражданином, обладающим в момент его совершения дееспособностью в полном объеме (т. е. с 18 лет ) [2]. |
Франция |
Ст. 904 ФГК «Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может делать распоряжения лишь посредством завещания и не более как в отношении половины имущества, распоряжаться которым закон предоставляет совершеннолетним». [3] |
Германия |
§ 2229 ГГУ Завещательная дееспособность несовершеннолетнего 1) Несовершеннолетний может совершить завещание только по достижении шестнадцати лет . 2) Несовершеннолетний не нуждается в согласии законного представителя на совершение завещания. [4] |
Как уже упоминалось ранее, в Российской Федерации завещание может быть совершено гражданином, обладающим в момент его совершения дееспособностью в полном объеме (п. 2 ст. 1118 ГК РФ).
Для сравнения необходимо рассмотреть подходы завещательной дееспособности на примерах зарубежного законодательства.
Например, в Германии, лицо, которое не может понимать значение своего волеизъявления вследствие психического расстройства, слабоумия или нарушения сознания, не может совершить завещание.
Французский гражданский кодекс устанавливает, что лицо, находящееся под попечительством, может совершить завещание, однако, если будет доказано, что в момент его совершение оно не находилось в здравом рассудке, завещание будет признано недействительным. Составленное завещание до установления опеки действительно, если причина, побудившая лицо составить завещание, не прекратила существовать.
В Швейцарии в Гражданском кодексе определено, что любое лицо, обладающее способностью суждения и достигшее 18 лет, имеет право составить завещание о распоряжении своим имуществом в пределах и формах, установленных законом.
В США значительно отличаются требования к завещательной дееспособности. В частности, не требуется состояние полного здравомыслия. Даже признание судом гражданина недееспособным не является однозначным доказательством того, что лицо утратило соответствующее психическое состояние для завещательных целей. Например, в штате Юта решением суда (1994 г.) установлено, что признание в судебном порядке гражданина недееспособным и назначение ему опекуна не является препятствием для составления завещания, потому что для осуществления этой процедуры требуется меньший объем дееспособности, чем для других сделок. Психическое состояние завещателя должно отвечать следующим условиям:
1) он обязан понимать суть выполняемых действий;
2) индивид, который будет являться получателем завещанного имущества, должен быть ему знаком;
3) он должен иметь понятие о природе и составе своего имущества;
4) он должен иметь представление о сути распоряжения, совершенного им [5, с. 21].
Исходя из вышеизложенного, стоит сделать вывод о том, что во многих зарубежных странах законодательством предусмотрено, что завещание может быть составлено лицом, обладающим полной дееспособностью. Однако в ряде стран установлены иные требования к дееспособности в подобных сделках, предусмотрен, так называемый, меньший объем дееспособности. Стоит предположить, что данные послабления непосредственно связаны с уменьшением количества судебных споров, а также с упрощением процедуры принятия наследства.
Таблица 2
Российская Федерация |
ГК РФ Ст. 1118. Общие положения 2. Завещание может быть совершено гражданином, обладающим в момент его совершения дееспособностью в полном объеме. [2] |
Германия |
§ 2229 ГГУ Неспособность совершить завещание 4) Лицо, которое вследствие психического расстройства, слабоумия или нарушения сознания не способно осмыслить значение своего волеизъявления и действовать с пониманием, не может совершить завещание. [4] |
Франция |
Ст.504 ФГК Завещание, совершенное после установления опеки, признается абсолютно недействительным. Ранее совершенное завещание остается в силе, если только не установлено, что после установления опеки исчезло основание, которое побудило завещателя распорядиться своим имуществом. [3] |
Швейцария |
Ст. 467 ШГК Любое лицо, обладающее способностью суждения и достигшее 18 лет, имеет право составить завещание о распоряжении своим имуществом в пределах и формах, установленных законом. [6] |
США, штат Юта |
Условия психического состояния завещателя: 1) он обязан понимать суть выполняемых действий; 2) индивид, который будет являться получателем завещанного имущества, должен быть ему знаком; 3) он должен иметь понятие о природе и составе своего имущества; 4) он должен иметь представление о сути распоряжения, совершенного им. |
Что касается формы завещания, то в Российской Федерации преобладает письменное собственноручное завещание, заверенное нотариусом. В сфере наследования большинство судебных споров связаны именно с оспариванием завещания в связи с недееспособностью наследодателя, ввиду того, что многие виды психических и иных заболеваний у завещателей не сопровождаются отклонениями в поведении, при таких обстоятельствах обнаружить отклонения лицам, не обладающими специальными знаниями, не представляется возможным. Кроме того, сам гражданин или родственники умышленно скрывают наличие судебного решения по поводу лишения или ограничения дееспособности [7, с. 239]. Нотариус не имеет возможности установить дееспособность лица на основании самостоятельной оценки, поскольку он не обладает медицинским образованием и специальными знаниями в области психиатрии. На наш взгляд, это и является одной из причин запрета составления завещания в электронной форме. Встает вопрос: каким образом проверять дееспособность лица при составлении электронного завещания, если даже при живом общении не всегда удается определить, что гражданин признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным?
Кроме того, например, в США с каждым годом увеличивается число штатов, в которых уже действуют специальные законы об электронных завещаниях. Если приводить более конкретный пример, то следует обратить внимание на регулирование данного института штатом Флорида. Законодательство рассматриваемого штата признает электронные завещания юридически действительными. Дистанционное свидетельствование и нотариальное заверение вполне себе приемлемы. Этот процесс рассматривается как совершение нотариального действия с использованием электронных средств, при котором свидетель предстает перед нотариусом с помощью технологии аудио- и видеоконференцсвязи. Стоит отметить, что наследодатель подписывает свое завещание в присутствии двух свидетелей.
Опять же встает вопрос об идентификации субъекта нотариусом, в том числе и об определении его дееспособности. Что касается идентификации, то закон штата решает данную проблему сопоставлением документа, выданного государственным органом; важно, чтобы он отображался в хорошем качестве, с помощью аудио- видео- конференцсвязи.
Стоит отметить, что законодательство штата Флориды допускает такое понятие как «уязвимый взрослый». Юридически данное понятие определяется как совершеннолетнее лицо, которое имеет трудности с повседневными жизненными задачами, уходом за собой и личной защитой. Данные трудности могут возникнуть, например, в связи с приобретением инвалидности, травмы и др. Законом предусмотрено, что для данной категории лиц дистанционное свидетельствование не имеет юридической силы. Свидетели завещания такого лица должны следить за процессом подписи завещателя и подписывать завещание в физическом присутствии наследодателя. Стоит отметить, что здесь проводится соотношение понятия «уязвимый взрослый» с концептом слабой стороны в правоотношениях [8, с. 97–98].
Таким образом, опираясь на законодательство штата Флорида, можно отметить, что электронное завещание, применительно к недееспособным и ограниченно недееспособным лицам, крайне неэффективная конструкция. Возникают сложности, в первую очередь, в определении дееспособности завещателя, что в законодательстве Российской Федерации важно для действительности сделки.
Отдельно от института завещания в ряде зарубежных стран рассматривают институт наследственных договоров. В соответствии с наследственным договором наследодатель берет на себя обязанность по передаче после своей смерти имущества одному или нескольким наследникам. В отличии от завещания, договор вступает в силу с момента его заключения, а не с момента смерти наследодателя, и не может быть расторгнут в одностороннем порядке. Также наследственный договор может содержать условия об обязанности совершить какие-либо не противоречащие закону действия имущественного или неимущественного характера.
В Российской Федерации институт наследственного договора применяется относительно недавно. Стоит отметить, что к нему применяются такие же правила Гражданского кодекса РФ, как и правила о завещании. Соответственно, данный договор может быть заключен лицом, обладающим полной дееспособностью.
В Германском гражданском уложении договор о наследовании рассматривается, так же, как и завещание, как исключительно личная сделка. Согласно §2274 ГГУ представительство со стороны наследодателя при заключении данного договора запрещено, он должен быть подписан лично.
Однако для другой стороны наследственного договора такая возможность вовсе не исчерпывается. При этом способность наследника заключить соответствующий договор не исключается ни дееспособностью завещателя (§ 2229), ни дееспособностью в целом (§104). Согласно § 2275 ГГУ наследодатель вправе заключить наследственный договор, если он имеет неограниченную дееспособность. Таким образом, мы видим, что немецкое законодательство все же допускает исключения из этого правила.
В Швейцарском гражданском кодексе, также, как и в ГГУ, договор о наследовании должен быть заключен лично наследодателем. Стоит отметить, что, если в качестве другой стороны выступает наследник, который не делает никаких распоряжений, в данном случае он может иметь представителя. Если в наследственном договоре выступают две стороны, то каждая из них должна быть способна к распоряжениям. Даже в случае принятия отказа от наследства, который по своей сути не влечет никаких правовых последствий для наследодателя, последний должен обладать полной дееспособностью. Однако недееспособное лицо, которые способно принимать самостоятельно решение, может заключить односторонний договор о наследовании без согласия законного представителя, если это только совершается к его выгоде [9, с. 195].
Стоит отметить, что во Франции практически не используется такая конструкция как наследственный договор, а если используется, то только в строго определенных случаях, например, между супругами.
Исходя из анализа гражданского законодательства рассматриваемых стран, можно отметить, что не везде используется институт наследственного договора. А где он используется, есть исключения относительно дееспособности сторон договора. Считаем целесообразным введение аналогичных исключений в российское законодательство во избежание большого количества споров относительно действительности наследственного договора.
Таблица 3
Российская Федерация |
ГК РФ Ст. 1118. Общие положения К наследственному договору применяются правила ГК РФ о завещании, если иное не вытекает из существа наследственного договора. [2] |
Франция |
Французский законодатель не использует в Гражданском кодексе Франции такую конструкцию, как «наследственный договор». |
Германия |
§ 2275 ГГУ Условия заключения договора: 1) В качестве наследодателя договор о наследовании может заключить только полностью дееспособное лицо. [4] |
Швейцария |
Ст. 468 ШГК Заключить договор о наследовании в качестве наследодателя может любое лицо, способное судить и достигшее 18-летнего возраста. [6] |
Наследование по закону применяется в случаях, когда отсутствует завещание, либо, когда оно признано недействительным, а также в случае, когда оно составлено в отношении части наследственного имущества.
Отличительной особенностью данного института является то, что недееспособный может выступать как в качестве наследодателя, так и в качестве наследника по закону.
Исходя из анализа правовых норм зарубежного законодательства, особых различий в правовом регулировании между РФ и зарубежными странами нет. В случае, если гражданин признан недееспособным, все юридические действия вместо него совершают его законные представители с согласия контролирующих органов. В России выполнение практически всех функций по осуществлению опеки и попечительства возложено на органы опеки и попечительства, в то время как во Франции и Швейцарии для осуществления аналогичных функций предусмотрены специальные органы: органы обжалования решений органов защиты, заместитель попечителя, органы надзора — в Швейцарии; семейный совет, опекун-надзиратель/попечитель-надзиратель, — во Франции [10, с. 139].
Подводя итог, можно сказать, что законодательство Российской Федерации в значительной степени отличается от законодательства зарубежных стран в части наследования недееспособными и ограниченно дееспособными лицами. Анализ зарубежного законодательства показывает, что наше государство еще не в полной мере разработало эффективные механизмы обеспечения стабильного положения рассматриваемой категории граждан в рамках наследственных отношений. В частности, это прежде всего касается снижения требований к полной дееспособности при составлении завещания, так как законодательство других стран уже давно вышло на другой уровень в данном направлении. Также необходимо более детально проработать конструкцию наследственного договора для относительно ее бесспорного правоприменения.
Литература:
- Абраменков М. С. Основные положения наследственного права зарубежных стран. // Наследственное право. — 2018. — № 1. — С. 40–44.
- «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)» от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 24.07.2023). — Текст: электронный // СПС «Консультант Плюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34154/ (дата обращения: 22.04.2024).
- «Гражданский кодекс Франции (Кодекс Наполеона)» от 21.03.1804 (с изм. и доп. по состоянию на 01.09.2011). — Текст: электронный // http://oceanlaw.ru: [сайт]. — URL: http://oceanlaw.ru/wp-content/uploads/2018/02/ %D0 %A4 %D1 %80. %D0 %9A %D0 %BE %D0 %B4 %D0 %B5 %D0 %BA %D1 %81–123.pdf (дата обращения: 25.03.2024).
- «Гражданское уложение Германии» (ГГУ) от 18.08.1896 (ред. от 02.01.2002). Текст: электронный // http://oceanlaw.ru: [сайт]. — URL: http://oceanlaw.ru/wp-content/uploads/2018/02/1900 (дата обращения: 24.04.2024).
- Абраменков М. С. Наследование по завещанию в зарубежных странах. // Наследственное право. — 2008. –№ 4. — С.15–21.
- «Гражданский кодекс Швейцарии» от 10.12.1907 (с изм. и доп. по состоянию на 01.07.2020). — Текст: электронный // https://www.wipo.int/portal/ru/: [сайт]. — URL: https://www.wipo.int/wipolex/ru/text/577577 (дата обращения: 23.04.2024).
- Черкашина Н. В., Лаврентьева Т. В. Реализация наследственных прав недееспособными гражданами. // Право и государство: теория и практика. — 2020. — № 11 (191). — С. 239–241.
- Волос А. А., Волос Е. П., Папылев Д. А. Форма завещания в условиях современных вызовов цифровизации общества. // Актуальные проблемы юридической науки и практики. — 2022. — № 3 (58). — С. 94–99.
- Гаджиев А. А. оглы, Гудименко Г. В. Наследственный договор в правопорядках различных стран. // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2019. — № 3 (часть 2) — С. 193–200.
- Петурова Н. Н. Особенности правового регулирования опеки и попечительства в отношении совершеннолетних лиц в России, Франции и Швейцарии. // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. — 2020. — № 2. — С. 138–153.