Результаты констатирующего эксперимента по диагностике уровня развития орфографической зоркости у младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (519) май 2024 г.

Дата публикации: 13.05.2024

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Маркевич, М. В. Результаты констатирующего эксперимента по диагностике уровня развития орфографической зоркости у младших школьников / М. В. Маркевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 20 (519). — С. 651-653. — URL: https://moluch.ru/archive/519/114068/ (дата обращения: 01.07.2024).



В статье представлены результаты констатирующего этапа исследования по теме «Развитие орфографической зоркости младших школьников на основе языкового анализа и синтеза».

Ключевые слова: орфографическая зоркость, младший школьник, констатирующий эксперимент.

Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения устанавливает требования к результатам освоения обучающимися программ начального общего образования [1]. Одной из важных задач в начальной школе, стоящей перед учителями, является обучение грамотному письму.

В Федеральной рабочей программе начального общего образования предмета «Русский язык» представлены предметные результаты освоения учебного предмета:

– применение изученных правил правописания;

– правильное списывание текста;

– написание под диктовку текстов;

– нахождение и исправление орфографических ошибок на изученные правила, описок [2].

Важную роль в развитии грамотного письма не только в начальной школе, но и в среднем звене играет орфографическая зоркость.

«Орфографическая зоркость — это умение увидеть орфограмму, опознать ее, т. е. соотнести с правилом, с грамматический основой». [3, с.34].

Основной причиной допускаемых обучающимися ошибок является несформированность орфографической зоркости.

Целью констатирующего этапа исследования является диагностика уровня развития орфографической зоркости младших школьников.

Констатирующий эксперимент проводился с апреля 2023 года по май 2023 года, в котором участие принимали учащиеся 3 «А» класса БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 129». В классе 28 обучающихся.

С целью определения уровня развития орфографической зоркости были проведены письменные проверочные работы: диктанты, списывание, творческое задание, тест.

Диктант. Цель работы: проверить сформированность акустико-

фонематических, зрительно-пространственных, зрительно-моторных, графических, каллиграфических и орфографических навыков; проверить сформированность умений применять на практике изученные орфографические правила; определить уровень развития орфографической зоркости.

Словарный диктант . Цель работы: проверить знание написаний слов с непроверяемыми орфограммами из орфографического словаря третьего класса; проверить сформированность акустико-фонематических, зрительно-

пространственных, зрительно-моторных, графических, каллиграфических и орфографических навыков; определить уровень развития орфографической зоркости.

Списывание. Цель работы: проверить сформированность зрительно-пространственных, зрительно-моторных, графических, каллиграфических и

Орфографических навыков; проверить сформированность умений списывать текст без пропуска слов и букв и сравнивать с образцом; определить уровень развития орфографической зоркости.

Творческое задание (работа с деформированным текстом). Цель работы: проверить сформированность умения выделять предложения из текста; проверить сформированность зрительно-пространственных, зрительно-моторных, графических, каллиграфических и орфографических навыков; сформированность умений применять на практике изученные правила; определить уровень развития орфографической зоркости.

Тест. Цель работы: определить причины орфографических ошибок; наметить пути их устранения.

На основании проведенных диагностических работ испытуемые были распределены по уровням развития орфографической зоркости следующим образом: с высоким уровнем развития орфографической зоркости — 2 ученика (7 %), со средним уровнем — 10 учеников (36 %), с низким уровнем развития орфографической зоркости — 16 учеников (57 %).

Уровни развития орфографической зоркости учащихся третьего класса отражены в диаграмме.

Диаграмма уровней развития орфографической зоркости младших школьников на констатирующем этапе эксперимента

Рис. 1. Диаграмма уровней развития орфографической зоркости младших школьников на констатирующем этапе эксперимента

По результатам письменных работ нами был сделан вывод о необходимости обратить особое внимание на повторение правил правописания и увеличение количества упражнений по тем орфограммам, на которые было сделано наибольшее количество ошибок:

– правописание безударных гласных в корне слова;

– правописание безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных;

– правописание непроизносимых согласных в корне слова;

– правописание непроверяемых гласных и согласных.

Также нами определены причины орфографических затруднений учащихся, связанные

1) с несформированностью:

– умения производить звуко-буквенный анализ слова;

– умения отграничивать ударные и безударные гласные;

– умения членить слова по составу;

– умения производить словообразовательный разбор;

– умения разграничивать части речи;

– умения устанавливать связи между словами.

2) с отсутствием или недостаточной сформированностью умения находить орфограммы.

3) с несовпадением знания учащимися орфографического правила

и умением применять его ко всем случаям данного вида орфограммы.

Результаты проведенного констатирующего эксперимента показали недостаточный уровень развития орфографической зоркости у младших школьников. Данные, полученные в ходе констатирующего эксперимента, будут использованы для разработки модели внеурочной деятельности по развитию орфографической зоркости на основе языкового анализа и синтеза.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утв. приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (дата обращения 03.05.2024). Текст: электронный.
  2. Федеральная рабочая программа начального общего образования «Русский язык» — URL: https://edsoo.ru/Federalnaya_rabochaya_programma_nachalnogo_obschego_obrazovaniya_predmeta_Russkij_yazik_.htm (дата обращения 03.05.2024). Текст: электронный.
  3. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. проф. образования — 7-е изд., стер. М.: Из-й центр «Академия», 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): орфографическая зоркость, уровень развития, умение, констатирующий эксперимент, работа, грамотное письмо, начальная школа, начальное общее образование, творческое задание, языковой анализ.


Похожие статьи

Задать вопрос