Результаты изучения особенностей письма у младших школьников с оптической формой дисграфии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (547) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 30.11.2024

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Радченко, С. Е. Результаты изучения особенностей письма у младших школьников с оптической формой дисграфии / С. Е. Радченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 48 (547). — С. 268-271. — URL: https://moluch.ru/archive/547/119883/ (дата обращения: 17.12.2024).



Данная статья посвящена проблеме изучения оптической дисграфии у детей младшего школьного возраста. Цель работы заключается в исследовании различных проявлений оптической дисграфии, специфических ошибок. Исходя из анализа данных экспериментального исследования особенностей письма, делается вывод, что преобладающими ошибками являются смешение букв по оптическому сходству, неточность передачи образа буквы, зеркальное написание букв, колебание наклона букв, сложности нахождения начала строки.

Ключевые слова: дисграфия, оптическая дисграфия, специфические ошибки, дети младшего школьного возраста.

Актуальность рассматриваемой проблемы заключается в том, что расстройство письменной речи (оптическая дисграфия) у младших школьников является частым явлением в начальной школе, которое при отсутствии коррекционного вмешательства влечет негативные психологические последствия у обучающихся. Расстройство письма затрудняет освоение учебного материала в начальной школе, а также на последующих этапах обучения в среднем звене.

Статистика, представленная Т. А. Аристовой, свидетельствует о растущей динамике распространения дисграфии в общеобразовательных школах России — год от года число школьников с подобными нарушениями не только не сокращается, но и увеличивается.

В первый год обучения в начальной школе у обучающихся проявления оптической дисграфии не являются показательными для установления логопедического диагноза. Как правило, оптическая дисграфия диагностируется у младших школьников на более поздних этапах обучения (со 2 класса), при стойком сохранении ошибок оптического характера и отчетливом проявлении, при возрастающих требованиях к письменной речи в рамках программы по русскому языку.

Проблема расстройства письменной речи у обучающихся младших классов является одной из самых значимых в процессе обучения. Особую значимость приобретает эта проблема в контексте общего школьного процесса, поскольку письмо переходят из целей обучения к инструментам освоения знаний. Письменная речь тесно связана с устной, опираясь на её высокий уровень развития для своего успешного функционирования.

Изучением оптической формы дисграфии занимались такие ученые как З. А. Репина, Р. И. Лалаева, Л. Г. Парамонова, Т. В. Ахутина, О. Б. Иншакова, А. Н. Корнев, И. Н. Садовникова и др.

Оптическая дисграфия — это нарушения на письме, обусловленные несформированностью зрительных, пространственных и моторных процессов [9].

По мнению А. Н. Корнева основным механизмом оптической дисграфии является недоразвитие зрительного гнозиса и мнезиса, анализа и синтеза, пространственных представлений.

Согласно его подходу, при этом виде дисграфии у детей наблюдается нарушение целостного восприятия, дифференцированных зрительных представлений, зрительной памяти [4].

С точки зрения Т. В. Ахутиной, оптическая дисграфия — расстройство письменной речи, вызванное отсутствием стабильного зрительного образа буквы. При письме находит выражение в стойких заменах похожих по написанию букв, зеркальным написанием, ошибками в написании отдельных буквенных элементов (утроение, видоизменение) [1].

Л. Г. Парамонова выделяет оптическую дисграфию среди других видов нарушений письма, подчеркивая ее независимость от уровня развития устной речи у детей. По ее мнению, оптическая дисграфия может иметь место у детей даже с самым высоким уровнем развития устной речи. Ключевым механизмом развития оптической дисграфии является: недоразвитие зрительно-пространственных представлений, способности адекватно воспринимать форму букв, их размеры и расположение на странице. Именно эту несформированность и следует рассматривать как явную предпосылку оптической дисграфии [5].

Итак, оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, несформированностью моторных и пространственных представлений.

Перед началом обучения грамоте ребенку необходимо сформировать умения сравнивать предметы по форме (круглый, квадратный, треугольный, овальный), по величине (маленький-большой, длинный-короткий, широкий-узкий, толстый-тонкий) и научить ориентации в пространстве относительно других предметов (выше-ниже, дальше-ближе, слева-справа, спереди-сзади). Без этих умений ребенку будет сложно дифференцировать визуальные образы букв, которые внешне схожи. Так как, сходные по начертанию буквы отличаются друг от друга в основном по таким признакам: по количеству совершенно одинаковых элементов (ц-щ; п-т); по различному расположению элементов в пространстве по принципу: вверху-внизу, слева-справа (в-д, З-Е); по наличию дополнительных элементов (и-ц, и-й); по величине отдельных элементов (п-р). Неумение выделять эти тонкие различия неизбежно ведет к трудностям усвоения начертаний букв и как следствие этого — к неправильному изображению их на письме, то есть к оптической дисграфии.

В рамках анализа характерных особенностей различения похожих по начертанию букв, неточность в их написании могут быть классифицированы следующим образом:

— недописывание элементов букв («и» вместо «ш», «ш» вместо «щ», «л» вместо «м», «х» вместо «ж», «и» вместо «у»).

— добавление лишних элементов («ш» вместо «и», четыре палочки у «ш» или «щ» и т. п.).

— неправильное расположение элементов букв в пространстве по отношению друг к другу с возможными видоизменениями самих элементов («в» вместо «д», «б» вместо «д»).

— написание вместо нужного элемента буквы сходного с ним.

В результате таких ошибок происходит буквенные замены на письме (ребенок вместо одной буквы пишет другую, «похожую» на нее), в других — к неправильному написанию букв, к искажению их начертаний.

Согласно исследованиям специалистов, в области детской психолингвистики [1, 4], наиболее типичными ошибками у детей являются: замена графически похожих рукописных букв (например, б-п); замена букв, включающих одинаковые элементы (ш-м); зеркальное написание букв (З,Е); ошибочный выбор последующего элемента (у); недописывание элементов букв, неточность передачи образа буквы, несуществующее начертание букв, трудности на листе бумаги, колебание наклона почерка.

После проведения теоретического анализа особенности трудностей письма при оптической дисграфии различных авторов, мною был проведен практический эксперимент, целью которого являлось изучение состояния письма у младших школьников с оптической формой дисграфии.

Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы. В исследовании приняли участие 10 детей младшего школьного возраста 2 класса.

Обследование нарушений письма включало в себя 2 раздела: обследование функционального базиса письма и процесса письма у младших школьников с ОНР.

Обследование проводилось с обучающимся фронтально, в первой половине дня с применением методики обследования письма О. Б. Иншаковой, предназначенной для выявления дисграфии [1].

Обследование функционального базиса письма у младших школьников с ОНР проходило в 2 этапа. Сначала был обследован невербальный компонент функционального базиса письменной речи, а после — вербальный.

При обследовании невербального компонента мы опирались на диссертационное исследование А. В. Лагутиной, взявшей за основу систему нейропсихологического исследования, разработанную Л. С. Цветковой [7].

При обследовании вербального компонента мы опирались на научные труды Т. В. Ахутиной, Г. А. Волковой, Л. Н. Ефименковой, В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, Р. И. Лалаевой, Т. А. Фотековой).

Наиболее значимым разделом исследования было обследование письма. Письмо обследовалось при выполнении следующих видов письменных работ: слухового диктанта, списывания с печатного и рукописного текстов.

«Если в письменных работах школьника длительное время обнаруживается более 4 дисграфических ошибок, то у него квалифицируется нарушение письма -дисграфия» [1].

По результатам обследования письменных работ особое внимание обращалось на следующие специфические ошибки: замены и смещения букв, оптические, моторные ошибки, зрительно-моторные ошибки, зрительно-пространственные, ошибки звукового анализа и синтеза.

Именно описанные выше категории специфических ошибок позволяют выявить у младшего школьника дисграфию, поэтому они считаются диагностическими.

В ходе исследования были выявлены следующие особенности проявления оптической дисграфии: данные сведены в таблице 1.

Таблица 1

Обобщенные данные, специфических ошибок, которые допустили младшие школьники при обследовании письма

Вид работы

Замены и смешения букв

Оптические

Моторные ошибки

Зрительно- моторные ошибки

Зрительно-пространственные ошибки

Ошибки звукового анализа и синтеза

Всего ошибок

«Диктант»

7/10 %

16/23 %

7/10 %

20/29 %

14/20 %

4/6 %

68

«Списывание с печатного текста»

0/0 %

12/35 %

0/0 %

10/29 %

9/26 %

3/9 %

34

«Списывание с рукописного текста»

0/0 %

10/29 %

0/0 %

7/20 %

4/12 %

0/0 %

21

Сумма ошибок по категориям

7/6 %

38/31 %

7/6 %

37/30 %

27/22 %

7/6 %

123

Согласно данным таблицы, наиболее распространенными ошибками в трех контрольных заданиях являются — оптические (31 %), зрительно-моторные (30 %), зрительно — пространственные ошибки (22 %), менее распространенными являются ошибки замены и смешения букв (6 %), моторные (6 %).

По результатам обследования, 100 % младших школьников допустили специфические ошибки характерные оптической дисграфии: оптические (смешение букв по оптическому сходству); зрительно-моторные ошибки (неточность передачи образа буквы, несуществующее начертание буквы); зрительно-пространственные ошибки (трудности нахождения начала строки, колебание наклона и высоты букв, замены рукописных букв печатными, зеркальное написание букв).

Больше всего ошибок школьники допустили при написании «диктанта» на слух и «списывания с печатного текста». У 30 % обучающихся проявлялись каллиграфические трудности: исправления, нестабильный, неряшливый почерк.

У младших школьников с нарушение письма обнаружился недостаточный уровень сформированности двигательной сферы, зрительного восприятия, зрительно-предметной памяти, внимания, пространственного гнозиса. 30 % младших школьников испытывали затруднения в произвольном сосредоточении внимания при продолжительном выполнении задания, наблюдалась истощаемость и замедление темпа работы.

Некоторые виды дисграфии выявлены у отдельных обучающихся, а основной вид специфического нарушения процесса письма — это оптическая дисграфия, подтвердилась у всех обследуемых младших школьников. Поэтому им необходима логопедическая работа по коррекции оптической дисграфии.

Специфические ошибки оптического характера обладают направленностью к увеличению. Без коррекционной работы будет происходить торможение развития речемыслительной деятельности школьников. Это отразится на качестве обучения, коммуникации, на личности в целом.

Своевременное выявление нарушений письма у младших школьников важное условие исправления патологии и дальнейшего успешного обучения в школе. Коррекционная работа, по преодолею ошибок письма должна проходить индивидуально, а также дифференциально.

Логопедическая работа должна быть направлена на коррекцию основного из выявленных у всех обучающихся видов дисграфии, а именно оптической дисграфии.

Литература:

  1. Ахутина, Т. В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников [Текст] / Т. В. Ахутина, О. Б. Иншакова. М.: В. Секачев, 2013. — 132 с.
  2. Волкова, Л. С. Хрестоматия по логопедии. Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений [Текст]/ под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. — Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 460 с.
  3. Дерюгина А. С. Современные теоретические представления о дисграфии и проблема ее классификации [Текст]/ А. С. Дерюгина, Е. Ю. Медведева// Проблемы современного педагогического образования.- 2020/ — № 66–4. С. 63–66.
  4. Корнев, А. Н. Нарушение чтения и письма у детей [Текст]/ А. Н. Корнев. М.: 2003. — 195 с.
  5. Парамонова Л. Г. Легкий способ научиться правильно говорить и писать. [Текст] /Дефекты произношения. Дислексия. Дисграфия. М.: АСТ; СПб.: Сова, 2009. 464 с.
  6. Стандартизированный метод оценки навыков письма младших школьников [Текст]/ О. Б. Иншакова // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2011. № 3 (18). С. 104–112.
  7. Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей [Текст]/ Изд 4-е. исправленное и дополненное. — М.: Педагогическое общество России, 2002.
  8. Якимова Л. А. Оптическая дисграфия [Текст] / Л. А. Якимова// Общество. — 2022. № 1–2 (24). С. 71–73.
  9. Оптическая дисграфия // URL: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/speech-disorder/optical-dysgraphia (дата обращения: 15.01.2024)
Основные термины (генерируются автоматически): ошибка, письменная речь, смешение букв, школьник, зеркальное написание букв, младший школьный возраст, начальная школа, неточность передачи образа буквы, ребенок, звуковой анализ.


Похожие статьи

Задать вопрос