В статье раскрывается понятие, виды и сущность вербовки для осуществления террористической деятельности. Проводится разграничение между такими способами вовлечения лица в совершение преступлений террористического характера, как склонение и вербовка. Дается краткая характеристика основных стадий вербовки как сложного, многоступенчатого процесса. Предлагается классификация видов вербовки для осуществления террористической деятельности.
Ключевые слова: терроризм, вербовка, классификация, вербовщик, вербуемый.
На современном этапе существования Российской Федерации одной из наиболее острых проблем выступает террористическая деятельность, осуществляемая в отношении нашей страны. Терроризм развивается, адаптируется под современные реалии, активнее стремится к осуществлению своей основной цели — устрашения населения, а способы, которыми пользуются террористы, являются более жестокими. Как следствие развития способов и целей террористической деятельности выступают изменения в вербовке для ее осуществления.
Ответственность за вербовку предусматривается в статье 205.1 «Содействие террористической деятельности» Уголовного кодекса РФ. В диспозиции частей 1 и 1.1 вышеупомянутой статьи определяется, что склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение преступления террористической направленности [1, ст. 205.1] влечет за собой санкции, предусмотренные настоящей статьей. Из анализа статьи видно, что вербовка рассматривается как один из альтернативных элементов объективной стороны состава преступления, который входит в группу элементов «Содействие террористической деятельности», но понятие вербовки в статье законодателем не закреплено.
Относительно устойчивое понятие законодателем приводится в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 9 февраля 2012 года № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности». Так, Пленум Верховного Суда РФ под склонением, вербовкой либо иным вовлечением определенного лица или группы лиц в совершение преступлений террористической направленности предлагает понимать умышленные действия, направленные на вовлечение в совершение преступлений путем уговоров, подкупа, угрозы, убеждения, просьб, предложений (в том числе совершенные посредством размещения определенных материалов на различных носителях и распространения посредством информационно-телекоммуникационных сетей), применения физического воздействия либо с помощью поиска лиц и вовлечения их в совершение преступлений [2, п. 14]. Следует отметить тот факт, что Пленум дает общую характеристику действиям объективной стороны преступления, предусмотренного статьей 205.1 УК РФ, не раскрывая каждый из них в частности.
Нельзя не согласиться что и склонение, и вербовка это умышленные действия направленные в отношении конкретного лица либо группы лиц, и что в обоих случаях, по большей части, используются аналогичные методы. В таком случае становится понятной позиция Верховного Суда касательно обобщения данных действий. Такие понятия как склонение и вербовка с первого взгляда являются однородными, но на самом деле это два различных действия имеющих свои особенности. Стоит отметить ряд существенных различий между склонением и вербовкой лиц для осуществления террористической деятельности.
Во-первых, характер способа привлечения лица к осуществлению террористической деятельности. Как отмечает Н. Н. Окутина, одним из принципиальных отличий вербовки от склонения является способ привлечения лица путем обещания получения материальной выгоды за совершение преступлений террористического характера [3, с. 125]. «Корыстный» метод, как правило, характерен именно для вербовки, так как предусматривается возможным только при второй характерной особенности этого деяния.
Во-вторых, взаимодействие между вербовщиком и объектом вербовки. Склонение лица, как правило, является актом однонаправленным и преступник прерывает все контакты со склоняемым после возбуждения у последнего желания совершить определенное преступление. Вербовка же предусматривает двусторонний процесс преступного сотрудничества который не носит одноразовый характер [4, с. 118]. Вербовщик, как правило, «ведет» завербованное лицо в течении подготовки к совершению преступления, непосредственного его осуществления, а в большинстве случаев и после его совершения.
В-третьих, цель взаимодействия с объектом вербовки. Если склонение направлено на возбуждение у лица желания осуществить преступление, то вербовка может преследовать своей целью, кроме вышеназванного, вступление в террористическую организацию, участие лица в совершении преступления в качестве соучастника иного вида, помимо исполнителя. Также вербовке могут быть подвержены лица, которые в последующем могут сами выступать в роли вербовщика, имеющие возможность оказывать финансирование террористической деятельности на постоянной основе, обладающие необходимой для террористов информацией, либо возможностью получения и передачи такой информации в течении продолжительного количества времени.
Вербовка является одним из ключевых этапов в реализации террористической деятельности, так как именно через нее террористические группы привлекают новых членов и поддерживают свою идеологию. Стоит отметить, что вербовка как процесс является многоступенчатой и имеет строгую структуру, которой должны придерживаться лица ее осуществляющие. Антитеррористический центр государств-участников СНГ в своих методических рекомендациях выделяет три основные стадии работы вербовщиков по привлечению лиц для осуществления террористической деятельности.
Первичная стадия заключается в выявлении потенциального объекта вербовки. В этих целях вербовщик изучает контент интернет-форумов, блогов и сообществ на предмет наличия в них особо активных пользователей. После нахождения подходящей кандидатуры вербовщик начинает сбор информации об объекте вербовки [5, с. 14]. Сюда стоит отнести мониторинг страничек вербуемого в социальных сетях, изучение ее высказываний в различных сообществах либо на той же страничке в социальной сети. Это делается для установления психологического состояния объекта вербовки, определения психотипа его личности и умонастроений. Если говорить о процессе вербовки без использования сети «Интернет», то вербовщик на данной стадии осуществляет те же самые действия, но происходит это при личном контакте с объектом вербовки.
Вторая стадия вербовки заключается в установлении непосредственного контакта с объектом. На данной стадии вербовщик, как правило, придерживается необходимой «легенды» и сообщает о себе сведения, которые будут позитивно восприняты вербуемым [5, с. 17]. Вторая стадия вербовки является основной и заключается в установлении психологического контакта между вербовщиком и вербуемым, помогает вербовщику «втереться в доверие» к своей жертве. Вербовщик оценивает качества вербуемого, его психологические, личностные и материальные проблемы, а также определяет объект вербовки с позиции его пользы террористическому сообществу. Они стараются как можно больше расположить вербуемого к себе, стать в его глазах авторитетом, другом, поддерживают их эмоциональную жизнь [6, с. 392]. Также данная стадия может включать в себя проверку вербуемого на предмет его надежности.
Третий, заключительный, этап вербовки заключается в прямом предложении объекту вербовки вступить в террористическую организацию либо осуществить преступление террористической направленности. После того как вербовщик полностью уверен в успехе своей «операции» он может напрямую предложить вербуемому осуществить соответствующие действия.
Стоит отметить, что члены террористической организации могут меняться друг с другом в зависимости от этапа вербовки. Так, выделяются три роли: наводчик, вербовщик и ведущий [5, с. 19]. Наводчик осуществляет поиск подходящего объекта и выполняет его первичную «разработку», вербовщик устанавливает непосредственный контакт с вербуемым и подводит его к осуществлению конкретных действий, а ведущий осуществляет инструктаж завербованного объекта и дальнейшее направление его деятельности. Зачастую функции всех трех ролей осуществляет один и тот же человек.
Как уже говорилось ранее, вербовка для осуществления террористической деятельности — это сложный и многоэтапный процесс, который требует наличия соответствующих качеств у вербовщика и определенного плана действий. В связи с этим, ниже мы предлагаем классификацию видов такой вербовки:
- по способу вербовки: виртуальная и непосредственная. Виртуальная вербовка происходит при помощи информационно-телекоммуникационных сетей и, как правило, не предполагает личного контакта между сторонами вербовки. Непосредственная же вербовка основывается на личном контакте с вербуемым. Вербовщик и вербуемый взаимодействуют «офлайн», проводят беседы, личные встречи, могут осуществлять совместно определенную деятельность, направленную на установление контакта между ними;
- по методам вербовки: агрессивная и пассивная. Агрессивная вербовка характеризуется ее более радикальными методами. Такая вербовка происходит при помощи угроз в отношении вербуемого лица, его шантажа или убеждения. Пассивная вербовка заключается в использовании таких методов, как: уговоры, просьбы, подкупа либо предложения;
- в зависимости от принадлежности вербовщика: профессиональная (агентурная) и непрофессиональная. За основу данного пункта классификации не берется наличие знаний в области психологии у вербовщиков. Любой вербовщик — это, прежде всего, хороший психолог, который разбирается в таких аспектах общения с людьми как взаимодействие с ними на основе психотипа их личности и многих других, который понимает когда необходимо переходить от одного этапа вербовки к другому. На сегодняшний день все больше ситуаций, когда лиц для осуществления преступлений террористической направленности вербуют сотрудники специальных служб иностранных государств. В этом заключается главное отличие вышеуказанных видов вербовки. Профессиональная (агентурная) вербовка осуществляется вышеупомянутыми сотрудниками, а непрофессиональная характерна для таких террористических организаций как «Исламское государство» (террористическая организация, деятельность которой запрещена в РФ).
Таким образом, говоря о вербовке для осуществления террористической деятельности стоит отметить, что данный процесс является основным для осуществления такой деятельности. Ввиду его многогранности и сложности необходимо разграничивать вербовку и иные способы содействия террористической деятельности. Вербовка является достаточно опасным явлением, так как она позволяет террористическим организациям наращивать и сохранять свою активность и влияние. Понимание видов и сущности вербовки также поможет бороться с террористической угрозой и предотвращать вербовку новых членов в террористические группировки.
Литература:
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 06.04.2024) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2955; 2024. — № 16. — Ст. 2204.
- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» от 09.02.2012 № 1 (ред. от 03.11.2016) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 02.05.2024).
- Окутина, Н. Н. Противодействие терроризму: учебное пособие для вузов / Н. Н. Окутина. — Москва: Юрайт, 2024. — 178 c. — Текст: непосредственный.
- Фоменко, Е. В. Правовые основы противодействия терроризму. Уголовно-правовой и криминологический аспекты: учебное пособие для вузов / Е. В. Фоменко, Ю. Н. Маторина. — 2-е изд. — Москва: Юрайт, 2024. — 186 c. — Текст: непосредственный.
- Предупреждение вовлечения молодежи в террористические и экстремистские организации: методические рекомендации / Антитеррористический центр государств-участников СНГ. — Санкт-Петербург, 2016. — 64 с. — Текст: непосредственный.
- Савкина, Т. Б. Этапы и методы вербовки в террористические организации на примере ИГ / Т. Б. Савкина, Л. С. Царенко, К. С. Борисенко. — Текст: непосредственный // Научные исследования и инновации. — 2021. — № 9. — С. 388–396.