В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 № 608 (ред. от 30.11.2023) «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024) «Министерство здравоохранения Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств для медицинского применения, включая вопросы организации профилактики заболеваний, в том числе инфекционных заболеваний, медицинской помощи, медицинской реабилитации и медицинских экспертиз, фармацевтической деятельности, включая обеспечение качества, эффективности и безопасности лекарственных средств для медицинского применения, обращения медицинских изделий, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, курортного дела, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере здравоохранения, включая оказание медицинской помощи, внедрение современных медицинских технологий, новых методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, проведение судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, организацию среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального медицинского и фармацевтического образования и предоставление услуг в области курортного дела» [2].
Министерство здравоохранения РФ, при выполнении задач, которые на него возложены, реализует множество различных функций и полномочий, а именно:
1) осуществляет разработку совместно с иными органами исполнительной власти и учреждениями здравоохранения целевых программ, касающихся сферы здравоохранения;
2) осуществляет проведение экспертизы различных проектов программ, как федеральных, так и программ других уровней власти, которые касаются вопросов в сфере охраны здоровья, и относящиеся к компетенции министерства здравоохранения;
3) осуществляет реализацию функций государственного заказчика по федеральным целевым программам в области здравоохранения;
4) выдает лицензии на осуществление деятельности по производству, хранению и реализации оптом лекарств, медицинских изделий, по производству, реализации и техническому обслуживанию различной медтехники, работ с возбудителями инфекционных заболеваний человека, деятельности органов по сертификации лекарств, изделий мед. назначения и медтехники;
5) выдает разрешения на применение новых разработанных методов для профилактики, диагностики и лечения, новых технологий в сфере медицины;
6) выдает разрешения на применение в мед. целях различных лекарств, а также диагностических и дезинфекционных средств, иммунобиологических препаратов, медтехники и изделий мед. назначения.
7) осуществляет реализацию гос. политики в сфере стандартизации качества лекарств, а также диагностических и дезинфекционных средств, иммунобиологических препаратов, медтехники и различных изделий медицинского назначения.
Настоящая научно-исследовательской работа имеет перед собой следующие задачи:
— проанализировать динамику бюджетирования министерства;
— провести анализ всего рынка медицинских изделий, в т. ч. аналогов;
— проанализировать имеющиеся изменения динамики развития сфере здравоохранения;
— провести детальный анализ всех нормативно-правовых актов, касающихся сферы здравоохранения.
Законы, принятые в сфере здравоохранения в 2021 г. и в поздний период
С 01 марта 2022 года вступил в силу приказ Министерства здравоохранения России от 19 ноября 2021 года № 1078н, которым был определен порядок, использующийся для обязательного медицинского освидетельствания беженцев, лиц, подавших соответствующее заявление, и членов их семей [3].
В соответствии с условиями и порядок выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, утвержденными Приказом Министерства здравоохранения РФ от 29 ноября 2012 г. № 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста» (с изменениями и дополнениями) «со дня обращения дается 10 календарных дней на проведение процедур, получения сертификата и медицинского заключения».
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» плановые проверки медицинских учреждений были отменены.
Однако внеплановые проверки медицинских учреждений проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в случае если «от граждан, СМИ, юридических лиц или органов исполнительной власти поступит информация об угрозе причинения вреда гражданам, на Росздравнадзор встает обязательство внепланово провести контроль над медицинским учреждением» [1].
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году» в марте 2022 года в порядок лицензирования медицинской деятельности был внесен ряд изменений, например: лицензирующий орган, при наличии у него соответствующей информации, вправе внести соответствующие изменения в лицензию самостоятельно, т. е. не по заявлению лицензируемого лица, в следующих случаях:
— если у медицинской организации сменится адрес места ее нахождения либо места осуществления ее деятельности,
— в случае переименования населенного пункта, улицы либо изменения нумерации объекта,
— в случае переименования медицинской организации либо ее реорганизации [6].
Также согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году» произведена отмена уплаты госпошлины за предоставление лицензии на осуществление медицинской деятельности, а также за внесение различных изменений в реестр медучреждений.
Динамика изменений количества медицинских организаций и форм собственности действующих медицинских организаций в России
Рис. 1. Динамика изменений количества медицинских организаций и форм собственности действующих медицинских организаций в России за период 2005–2020 гг.» [6]
В результате анализа сведений, содержащихся на рис. 1, в исследуемый период, а именно 2005–2020 годы, можно заметить отрицательную динамику изменений количества медицинских организаций и форм собственности, действующих медицинских организаций в России.
Согласно рис. 1 в 2005 году было закрыто больше всего медицинских организаций — 9 479 в 2005 г., в 2010 году закрыто 6 308 медицинских организаций, для сравнения в 2020 году — закрыто 5 065 медицинских учреждений. [6]
В период с 2005 г. (9 479) по 2010 г. было ликвидировано 3 171 бюджетное медицинское учреждение — наибольшее количество за анализируемый период. [6]
В течение периода с 2010 г. (6 308) по 2015 г. (5 433) ликвидировались 875 бюджетных медицинских учреждений, что в 3.6 раз меньше, чем за предыдущий диапазон. [6]
В период с 2015 г. (5 433) по 2020 г. (5 065) произошла ликвидация 368 бюджетных медицинских организаций, что является наименьшим показателем в течение периода сроком за 5 лет.
Всего за анализируемый период времени в России ликвидировались 4 414 бюджетных медицинских организаций, для сравнения за этот же период времени количество частных медицинских организаций выросло. [6]
Финансирование здравоохранения в РФ
В России утвердился смешанный тип финансирования в сфере здравоохранения, в ней задействованы и средства населения (частные), и государственные (или общественные) средства.
На государственные средства финансируется:
— Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (сокращенно — ПГГ),
— Расходы на привлечение инвестиций,
— Расходы на содержание медицинских учреждений, в т. ч. и образовательных организаций, а также санитарно-эпидемиологическая служба и пр.
На частные средства финансируется медицинская помощь как напрямую, путем оплаты оказанных мед. услуг в государственных, муниципальных и частных медицинских организациях, и через систему добровольного мед. страхования (сокращенно — ДМС).
Рис. 2. Государственные расходы на здравоохранение в млрд. руб. (2012–2020) [7]
За период с 2012 по 2020 г. расходы государства в сфере здравоохранения увеличились в 2,2 раза в учете текущих цен, а в учете постоянных цен произошло сокращение на 4 %.
Повышение расходов в 2019 г. произошло из-за запуска нацпроекта (НП) «Здравоохранение», на который было дополнительно выделено 474 млрд. руб.).
Повышение расходов в 2020 г. произошло из-за дополнительных непредвиденных расходов на борьбу с пандемией COVID-19, на борьбу с которой было дополнительно выделено 1150 млрд. руб.
Средства, выделенные на НП «Здравоохранение» преимущественно пошли на обновление инфраструктуры мед. организаций и на повышение объемов оказываемой медпомощи, но только по одному профилю — «Онкология».
Дополнительные средства в 2020 году пошли на оказание медицинской помощи возникшему дополнительному числу пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19. [7]
Таким образом, можно сделать вывод, что в 2020 году по сравнению с 2018 годом не произошло существенного увеличения объемов бесплатной медицинской помощи и роста тарифов на ее оказание.
К 2020 г., сравнивая с 2012 г., в учете постоянных цен, заметен прирост объемов расходования в сфере здравоохранения за счет средств ОМС — в 2,5 раза и на 55 % в учете текущих цен того года. [7]
Анализ рынка и аналогов медицинских изделий на рынке
В 2021 г. произошел официальный переход к общему рынку медицинских изделий в рамках ЕАЭС, который предполагал существенное изменение ранее действовавших процедур регистрации и регулирования обращения мед. изделий.
Так, согласно рис. 3 объем российского рынка медицинских изделий в 2020 году увеличился до отметки в 740,9 млрд. руб., т. е. 2,25 % от объема медицинских изделий в мире.
Рис. 3. Объем российского рынка медицинских изделий в млрд. руб. (2014–2021) [8]
При анализе диаграммы на рис. 3 видно, что общий объем рынка медицинских изделий увеличился на 150 %, несмотря на падение объемов отдельных сегментов рынка медицинских изделий в 2020 году.
Рост общего объема рынка медицинских изделий произошел из-за повышения числа поставок мед. изделий, необходимых для реанимации, лабораторной диагностики и общебольничного оборудования, в связи с пандемией коронавирусной инфекции.
При анализе предварительных данных аналитиков в 2021 году произошло сокращение объема российского рынка мед. изделий на 2 %, произошедшее на фоне частичного насыщения потребностей всей системы российского здравоохранения.
Рис. 4. Структура российского рынка медизделий по видам оборудования (2021) [8]
В 2021 году произошел рост в сегменте медицинских изделий для диагностической визуализации, хирургических медицинских изделий и мед. изделий, применяемых для эндоскопии.
В 2021 году также произошло снижение количества импорта мед. оборудования, так в 2020 году сокращение объема импорта произошло на 6,5 %, в 2021 году — на 1,5 %.
Литература:
- Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83079/.
- Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 № 608 (ред. от 30.11.2023) «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024). https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131573/dd10053a27bafb8f7aa731bfb50418db344fcd98/.
- Приказ Министерства здравоохранения РФ от 19 ноября 2021 г. № 1078н «Об утверждении Порядка обязательного медицинского освидетельствования лиц, получивших свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу, лиц, подавших заявление о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, и прибывших с указанными лицами членов их семей» (с изменениями и дополнениями). https://base.garant.ru/403137173.
- Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29 ноября 2012 г. № 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста» (с изменениями и дополнениями).https://base.garant.ru/70352634/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля». http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203100013.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году». http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203140039.
- Здравоохранение в России. 2021: Стат.сб./Росстат. — М., З-46 2021. — 171 с. Редакционная коллегия: П. А. Смелов — Председатель редакционной коллегии С. Ю. Никитина — Заместитель председателя редакционной коллегии Л. И. Агеева, Г. А. Александрова, Н. А. Голубев, Г. Н. Кириллова, Е. В. Огрызко, Ю.И Оськов, Пак Ден Нам, Т. Л. Харькова, В. Ж. Чумарина. https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Zdravoohran-2021.pdf
- Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов. М., 2021. https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2021/09/main/2022–2024.pdf
- Официальный сайт компании «МЕДИТЭКС». https://www.meditex.ru.