Исследование треков движения «Орлята России» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (518) май 2024 г.

Дата публикации: 09.05.2024

Статья просмотрена: 1104 раза

Библиографическое описание:

Гончар, Т. В. Исследование треков движения «Орлята России» / Т. В. Гончар. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 19 (518). — С. 412-415. — URL: https://moluch.ru/archive/518/113899/ (дата обращения: 18.11.2024).



Данная статья посвящена исследованию треков движения «Орлята России». Это проект для учеников начальной школы, который объединяет детей, учителей, родителей и различных наставников, чтобы совместно с товарищами совершать различные добрые и хорошие поступки на пользу общества. Целью данного исследования было обобщение информации о треках движения «Орлята России» в наглядном виде. В рамках данного исследования мы составили сводную таблицу категорий движения «Орлята России», в которой кратко описали суть каждого трека. Также нами была составлена таблица с названием категории, описанием и наглядной иллюстрацией символов каждого трека.

Ключевые слова: орлята, Россия, эколог, лидер, мастер, спортсмен, хранитель исторической памяти, доброволец, эрудит, начальная школа, учитель, трек, категория, символы.

С недавнего времени в нашей стране появилось движение «Орлята России». Это проект для детей начальной школы, который объединяет детей, учителей, родителей и различных наставников. Смысл данного проекта в том, чтобы совместно с товарищами совершать различные добрые и хорошие поступки на пользу общества. «Орлята» подразделяются на семь категорий: орлёнок — мастер, орлёнок — лидер, орлёнок — хранитель исторической памяти, орлёнок — эколог, орлёнок — доброволец, орлёнок — спортсмен и орлёнок — эрудит. в своей работе мы проведём исследование каждой из вышеперечисленных категорий.

Начнём с категории орлёнок — лидер. В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочённости классного коллектива в начале учебного года, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта чередования творческих поручений [1].

Следующей категорией, о которой я хочу рассказать, является орлёнок — эрудит. Он занимает первый месяц второй четверти, которая, чаще всего, отличается наличием различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций и т. п. [2]. В этот период дети наиболее готовы знакомиться с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается высокая мотивация и интерес к учёбе.

Далее рассмотрим категорию орлёнок — мастер. В рамках данного трека детей знакомят с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок — Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне региона или страны) [3].

Ещё одной немаловажной категорией является орлёнок — доброволец. Реализация трека проходит для учеников 1-х классов в начале декабря, но его тематика актуальна круглый год. Важно, как можно раньше познакомить обучающихся с понятиями «доброволец», «волонтёр», «волонтёрское движение». Рассказывая о тимуровском движении, в котором участвовали их бабушки и дедушки, показать преемственность традиций помощи и участия. В решении данных задач учителю поможет празднование в России 5 декабря Дня волонтёра [4].

Продолжая знакомиться с категориями, следует обратить внимание и на категорию Орлёнок — Спортсмен. Суть этого трека заключается в популяризации здорового образа жизни и спорта. Ведь очень важно, чтобы дети росли физически развитыми и здоровыми. Ребята участвуют в весёлых стартах, различных спортивных играх и викторинах, посвящённых здоровью и спорту.

Орлята не обходят стороной и природу. Погодные условия в момент реализации трека «орлёнок — эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника [5].

Заключительный трек — орлёнок — хранитель исторической памяти. Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентировочная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края, через понимания фразы «Я и моё дело важны для Родины» [6].

По итогам нашего исследования была составлена таблица категорий Орлят с кратким описанием каждой из них. Таблица приведена ниже.

Таблица 1

Описание категорий орлят

Категория

Краткое описание категории

Орлёнок — Лидер

В рамках данной программы школьники учатся командной работе, дружбе, получают лидерские навыки. Всё это проходит в формате интересных игр

Орлёнок — Эрудит

Её смысл состоит в том, чтобы научить и заинтересовать детей в получении новых знаний. В этом треке учителя проводят различные квизы, викторины, открытые уроки, организовывают экскурсии в музеи и библиотеки

Орлёнок — Мастер

Её ценностями являются труд и мастерство. В рамках этого трека дети делают различные поделки, рисуют, вырезают открытки. В общем, стараются проявлять свои творческие способности

Орлёнок — Доброволец

Благодаря этому треку дети получают такие качества, как доброта, забота, сопереживание. Ребята вместе с учителем и наставником помогают приютам, детским домам. Также они участвуют в субботниках, помогают организовывать различные мероприятия

Орлёнок — Спортсмен

Суть этого трека заключается в популяризации здорового образа жизни и спорта. Ведь очень важно, чтобы дети росли физически развитыми и здоровыми. Ребята участвуют в весёлых стартах, различных спортивных играх и викторинах, посвящённых здоровью и спорту

Орлёнок — Эколог

Школьники учатся любить природу, Родину и бережно относиться к экологии. Всё это возможно благодаря открытым урокам на тему экологии, экскурсиям в заповедники и парки, мастер-классам по созданию кормушек

Орлёнок — Хранитель исторической памяти

В нём дети узнают историю своей Родины, в том числе и малой, историю своей семьи. С помощью этой категории ребята учатся любить Родину, а также сохраняют историческую память. В этом им помогают различные патриотические фильмы, сценки, книги и уроки памяти

Также у каждой категории есть свой символ. Мы составили сводную таблицу с названием категории, описанием и наглядной иллюстрацией символов каждой категории.

Таблица 2

Категории и их символы движения «Орлята России»

Категория и её символ

Описание символа

Наглядная иллюстрация символа

Орлёнок — Лидер: — конструктор «Лидер»

Конструктор «Лидер» представляет собой большой пазл, где центральный элемент — символ трека — человечек, поднимающийся вверх по лестнице. Остальные части этого пазла — элементы небольшого размера, примерно формата, на каждом из которых в левом верхнем углу написаны по одной букве из алфавита

Орлёнок — Эрудит: Конверт-копилка

В данном контексте конверт рассматривается как копилку, место сбора, хранения и передачи знаний. Конверт можно послать друзьям и поделиться своими знаниями, его можно сохранить и открыть в любой момент и вспомнить то, что узнали в треке. Конверт можно запечатать в 1 классе (или в других классах) и открыть через год-два (или на выпускном), чтобы вспомнить, какими были в начале трека и чему научились

Орлёнок — Мастер: шкатулка Мастера

В данном контексте — для хранения ценностей трека «Орлёнок-Мастер», секретов, находок и идей мастерства. Шкатулка может переходить из поколения в поколение (от класса к классу), может открываться в нужный момент и тогда знаниями и мастерством, собранными в ней, можно делиться с другими ребятами

Picture background

Орлёнок — Доброволец: Круг Добра

Символ Круг Добра создается обучающимися под руководством педагога. Открытая ладонь каждого ребёнка — это символ дружелюбия, рука помощи, готовая поддержать и совершить доброе дело. Детские ладони объединяются в единый круг, где каждый поддерживает друг друга, готов оказать помощь другому. Таким образом, детский коллектив сплачивается единым кругом орлятских добрых дел, где по методике коллективной творческой деятельности, такое объединение окружает вниманием и заботой не только каждого члена детского коллектива, а ещё и других людей

Орлёнок — Спортсмен: ЗОЖик (персонаж, ведущий здоровый образ жизни)

ЗОЖик — это образ весёлого неунывающего человечка, который придерживается правил здорового образа жизни для поддержания здоровья, силы, красоты. ЗОЖик активен, знает законы здорового образа жизни и владеет основными навыками сохранения здоровья. Он обязательно стремится вести активный образ жизни и учить этому ребят. Образ ЗОЖика возможно нарисовать вместе с обучающимися на уроках изобразительного искусства или создать коллективное видение этого героя через приём словесного рисования

Picture background

Орлёнок — Эколог: рюкзачок Эколога

Работая с данным символом на протяжении четырёх лет, обучающиеся под руководством педагога систематически наполняют рюкзачок новым опытом социальных отношений, дети учатся обобщать и анализировать, систематизировать свои знания. Для полного раскрытия смысла рюкзачка Эколога как символа трека можно использовать видеофрагменты из документальных фильмов об экспедициях или песенку «Рюкзак» из мультфильма про Фиксиков

Орлёнок — Хранитель исторической памяти

Символ «альбом Хранителя» многозначен и достаточно ёмок в своём воплощении. Исходя из возможностей детского коллектива, уровня его сформированности и вовлеченности в коллективно-творческую деятельность, педагог вместе с детьми может придумать форму альбома Хранителя, где можно разместить историческую летопись класса, района, города и всей страны. Это могут быть переплетенные между собой чистые листы для рисунков, фотографий, открыток, объединённые общей тематикой и историей

Подводя итог, можно сказать, что проект «Орлята России» — очень актуальный и своевременный. Благодаря ему школьники вовлекаются в решение различных социальных проблем, учатся любить и уважать свою Родину, становятся сплочёнными, не понаслышке узнают о взаимовыручке, берегут природу и экологию, ведут здоровый образ жизни, творят своими руками и становятся примерами для своих сверстников. В проведённом нами исследовании были подробно рассмотрены категории Орлят, а также были созданы 2 таблицы по результатам исследования. С помощью них учителя смогут быстрее и лучше ориентироваться в проекте «Орлята России».

Литература:

  1. Учебно-методический комплект к треку «Орлёнок — Лидер» 2 класс в рамках программе развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России». Методические материалы / авторы-составители Волкова Н. А., Китаева А. Ю., Сокольских А. А., Телешева О. Ю., Тимофеева И. П., Шатунова Т. И., Шевердина О. В. — Краснодар, 2022 г. — 35 с. Режим доступа: https://shkolaigrimskaya-r86.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/30/69/lider_3_4_klassy_Orlyata_Rossii.pdf
  2. Учебно-методический комплект к треку «Орлёнок — Эрудит» 4 класс в рамках программе развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России». Методические материалы / авторы-составители Волкова Н. А., Китаева А. Ю., Сокольских А. А., Телешева О. Ю., Тимофеева И. П., Шатунова Т. И., Шевердина О. В. — Краснодар, 2022 г. — 31 с. Режим доступа: https://kirssh1.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/orliata_rossii/doc/mattrek_orl_erudit_4rl.pdf
  3. Учебно-методический комплект к треку «Орлёнок — Мастер» 4 класс в рамках программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России». Методические материалы / авторы-составители Шевердина О. В., Волкова Н. А., Китаева А. Ю., Сокольских А. А., Телешева О. Ю., Тимофеева И. П., Шатунова Т. И.– Краснодар, 2022 г. — 44 с. Режим доступа: https://kirssh1.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/orliata_rossii/doc/mattrek_om_4kl.pdf
  4. Учебно-методический комплект к треку «Орлёнок — Доброволец» 3–4 классы в рамках программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России». Методические материалы / авторы-составители Шевердина О. В., Волкова Н. А., Китаева А. Ю., Сокольских А. А., Телешева О. Ю., Тимофеева И. П., Шатунова Т. И.– Краснодар, 2022 г. — 32 с. Режим доступа: https://shkolaigrimskaya-r86.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/30/69/Trek_Orlenok_Dobrovolets_3_4_klassy.pdf
  5. Учебно-методический комплект к треку «Орлёнок — Эколог» 1 класс в рамках программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России». Методические материалы / авторы-составители Волкова Н. А., Китаева А. Ю., Сокольских А. А., Телешева О. Ю., Тимофеева И. П., Шатунова Т. И., Шевердина О. В. — Краснодар, 2022 г. — 13 с. Режим доступа: https://kirssh1.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/orliata_rossii/doc/umk_ekolog_1kl.pdf
  6. Учебно-методический комплект к треку «Орлёнок — Хранитель исторической памяти» 3–4 классы в рамках программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России». Методические материалы / авторы-составители Шевердина О. В., Волкова Н. А., Китаева А. Ю., Сокольских А. А., Телешева О. Ю., Тимофеева И. П., Шатунова Т. И. — Краснодар, 2022 г. — 41 с. Режим доступа: https://kirssh1.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/orliata_rossii/doc/umk_orl_hran_3–4kl.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): историческая память, категория, здоровый образ жизни, ребенок, трек, детский коллектив, Мастер, начальная школа, наглядная иллюстрация символов, Россия.


Ключевые слова

Россия, учитель, начальная школа, лидер, мастер, категория, символы, спортсмен, доброволец, трек, эколог, орлята, хранитель исторической памяти, эрудит

Похожие статьи

Пропаганда олимпизма, физической культуры и спорта музейными методами на примере выставки «Олимпийцы русского Севера»

В современных условиях музей — средство массовой коммуникации, воспитательный центр, который посредством постоянных экспозиций, лекций и семинаров, круглых столов, тематических вечеров, выставок и экскурсий прививает любовь к своей родине и ее традиц...

«Музей в чемодане»: как заинтересовать современного школьника

Статья посвящена новой образовательной практике — организации в образовательной организации постоянно действующего «Музея в чемодане» со сменными экспозициями, собираемыми и презентуемыми учащимися разных возрастов в ходе проектно-исследовательской д...

Наставничество как образовательный тренд современности

Статья рассматривает актуальную проблему развития дошкольного образования в России и высвечивает значимость качества работы педагогических работников в данной сфере. Один из способов решения этой проблемы — использование наставнической деятельности, ...

Неологизмы в современном онлайн-дискурсе 2020 г. (на примере русского, казахского и английского интернет-пространства)

Данная статья описывает такие неологизмы в русском, казахском и английском языках как коронавирус, ковид, локдаун, пандемия и т. д. Эти неологизмы появляются в интернете, СМИ и на телевидении и становятся частью нашей повседневной жизни. В связи со в...

Поэтические тексты в преподавании русского языка детям из стран Средней Азии

В статье рассматриваются подходы, применяемые в процессе обучения русскому языку детям из стран Средней Азии. Анализ научно-методической литературы показал, что преподавателю следует помнить: поэтический текст предназначен для осмысления и сопережива...

Организация познавательного развития детей в цифровой образовательной среде в ДОО

В статье раскрыты рекомендации по организации познавательного развития детей в цифровой образовательной среде в ДОО. Основа содержания материала статьи: основные трактовки понятий «познавательное развитие» (по историческому принципу) и «цифровая сред...

Дизайн-код малых городов России: концепция, методы, цели

В статье поднимается вопрос о реализации дизайн-кода в разных городах России. Автор выявляет актуальность внедрения данного документа на сегодняшний день, дает определение дизайн-кода и обозначает основные задачи, решаемые дизайн-кодом. В статье пров...

Развитие и оценка логического мышления школьников путем решения математических задач

Развитие умственных способностей ребенка имеет особое значение в жизни. Сегодня очень важна готовность ребёнка к получению новых знаний, умение рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы рисунков и конструкций. Основыва...

Развитие духовно-нравственных начал и патриотизма у кадет через урочную и внеурочную деятельность

В статье автор говорит о роли преподавателя в формировании качеств личности в лучших традициях нашей Родины. В статье описываются конкретные действия по работе с кадетами.

Исторический источник как маркер исторической реконструкции

Определение исторической реконструкции раскрывает её суть как воссоздание совокупности материальной и духовной культуры прошлого, так как для сохранения «исторической памяти» мы должны исключительно комплексно подходить к вопросу сохранения и популяр...

Похожие статьи

Пропаганда олимпизма, физической культуры и спорта музейными методами на примере выставки «Олимпийцы русского Севера»

В современных условиях музей — средство массовой коммуникации, воспитательный центр, который посредством постоянных экспозиций, лекций и семинаров, круглых столов, тематических вечеров, выставок и экскурсий прививает любовь к своей родине и ее традиц...

«Музей в чемодане»: как заинтересовать современного школьника

Статья посвящена новой образовательной практике — организации в образовательной организации постоянно действующего «Музея в чемодане» со сменными экспозициями, собираемыми и презентуемыми учащимися разных возрастов в ходе проектно-исследовательской д...

Наставничество как образовательный тренд современности

Статья рассматривает актуальную проблему развития дошкольного образования в России и высвечивает значимость качества работы педагогических работников в данной сфере. Один из способов решения этой проблемы — использование наставнической деятельности, ...

Неологизмы в современном онлайн-дискурсе 2020 г. (на примере русского, казахского и английского интернет-пространства)

Данная статья описывает такие неологизмы в русском, казахском и английском языках как коронавирус, ковид, локдаун, пандемия и т. д. Эти неологизмы появляются в интернете, СМИ и на телевидении и становятся частью нашей повседневной жизни. В связи со в...

Поэтические тексты в преподавании русского языка детям из стран Средней Азии

В статье рассматриваются подходы, применяемые в процессе обучения русскому языку детям из стран Средней Азии. Анализ научно-методической литературы показал, что преподавателю следует помнить: поэтический текст предназначен для осмысления и сопережива...

Организация познавательного развития детей в цифровой образовательной среде в ДОО

В статье раскрыты рекомендации по организации познавательного развития детей в цифровой образовательной среде в ДОО. Основа содержания материала статьи: основные трактовки понятий «познавательное развитие» (по историческому принципу) и «цифровая сред...

Дизайн-код малых городов России: концепция, методы, цели

В статье поднимается вопрос о реализации дизайн-кода в разных городах России. Автор выявляет актуальность внедрения данного документа на сегодняшний день, дает определение дизайн-кода и обозначает основные задачи, решаемые дизайн-кодом. В статье пров...

Развитие и оценка логического мышления школьников путем решения математических задач

Развитие умственных способностей ребенка имеет особое значение в жизни. Сегодня очень важна готовность ребёнка к получению новых знаний, умение рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы рисунков и конструкций. Основыва...

Развитие духовно-нравственных начал и патриотизма у кадет через урочную и внеурочную деятельность

В статье автор говорит о роли преподавателя в формировании качеств личности в лучших традициях нашей Родины. В статье описываются конкретные действия по работе с кадетами.

Исторический источник как маркер исторической реконструкции

Определение исторической реконструкции раскрывает её суть как воссоздание совокупности материальной и духовной культуры прошлого, так как для сохранения «исторической памяти» мы должны исключительно комплексно подходить к вопросу сохранения и популяр...

Задать вопрос