Связь родительского стиля воспитания и тревожности детей младшего школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №18 (517) май 2024 г.

Дата публикации: 06.05.2024

Статья просмотрена: 40 раз

Библиографическое описание:

Желтуха, А. Д. Связь родительского стиля воспитания и тревожности детей младшего школьного возраста / А. Д. Желтуха. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 18 (517). — С. 350-352. — URL: https://moluch.ru/archive/517/113726/ (дата обращения: 14.07.2024).



В статье раскрыта проблема связи родительского стиля воспитания с тревожностью школьников младшего возраста. Рассмотрены и проанализированы стили родительского воспитания, а также раскрыто понятие тревожности. Выявлено, что родительский стиль воспитания связан с уровнем тревожности ребёнка.

Ключевые слова : тревожность, уровень тревожности, родительские стили воспитания, младший школьный возраст.

Актуальность исследования обусловлена тем, что детский возраст, особенно младший школьный, является определяющим в становлении личности ребенка. На этом жизненном этапе формируются основные свойства личности. Вместе с тем большинство специалистов придерживаются мнения о том, что детство, кроме того, является периодом наибольшей чувствительности к различным неблагоприятным факторам вследствие прочности первичных впечатлений и низкой сопротивляемости нервной системы ребенка. Тревожность сегодня является распространенным феноменом и проявляется в неуверенности, эмоциональной неустойчивости, постоянном ожидании негативных событий и пр. Таким образом, изучение взаимосвязи семейного воспитания с уровнем тревожности младших школьников важно с точки зрения их социализации и сохранения психического здоровья.

Вместе с тем родительский стиль воспитания может оказывать значительное влияние на развитие ребенка, особенно если он не соответствует потребностям и интересам ребенка [3]. Тревожность у детей младшего школьного возраста также может быть связана с родительским стилем воспитания. На сегодняшний день уровень людей с повышенной тревожностью достаточно высок. Чаще всего появление неоправданной тревожности связывают с детско-родительскими отношениями.

Стиль воспитания относится к последовательным и стабильным моделям требований, структуры и реагирования, которые родители культивируют во всех своих межличностных взаимодействиях со своими детьми. Действия родителей зависят от этих моделей. Джон Готтман выделяет следующие родительские стили воспитания: отвергающий, неодобряющий, невмешивающийся, эмоциональный воспитатель.

Тревожность — это состояние беспокойства и тревоги, которое может возникать у человека в различных ситуациях. Она является одним из наиболее распространенных психологических феноменов [1].

Существует множество различных причин, почему дети могут испытывать тревожность. Некоторые люди испытывают ее из-за генетических факторов или наследственности, другие — из-за неблагоприятных жизненных обстоятельств, таких как потеря близкого человека, развод родителей или травматические события. Также причиной тревожности может стать стресс, связанный с учебной деятельностью или общением со сверстниками.

Цель исследования — выявить характер связи родительского стиля воспитания и тревожности детей младшего школьного возраста.

В исследовании принимали участие родители школьников младшего возраста (1–4 классы). Тестирование проводилось с использованием Google Forms.

Для выявления уровня тревожности использовался опросник на выявление уровня тревожности у детей (Г. П. Лаврентьева и Т. М. Титаренко). Данная диагностика предполагает исследование психоэмоционального состояния детей посредством опроса их родителей. Для определения стиля родительского воспитания использовался тест-опросник «Ваш родительский стиль воспитания: отвергающий, неодобряющий, невмешивающийся или эмоциональный воспитатель» (Дж. Готтман).

Проанализируем полученные данные. По результатам диагностики уровня тревожности можно заметить, что в выборке преобладает низкий уровень тревожности (рис. 1).

Распределение школьников по уровням тревожности (%)

Рис. 1. Распределение школьников по уровням тревожности (%)

В результате диагностики стилей родительского воспитания выявлено преобладание стиля эмоциональный воспитатель (80 %), это значит, что большая часть родителей используют данный конструктивный стиль воспитания как доминирующий. (рис. 2).

Распределение родителей младших школьников по выбору доминирующего стиля воспитания (%)

Рис. 2. Распределение родителей младших школьников по выбору доминирующего стиля воспитания (%)

Таким образом, становится заметно, что выбор деструктивных стилей воспитания («отвергающий», «неодобряющий», «невмешивающийся») действительно происходит реже. В большем процентном соотношении родители школьников младшего возраста предпочитают выбирать конструктивную модель воспитания «эмоциональный родитель» (рис.2), значит, большая часть родителей ориентирована на уважение эмоций ребенка, чувствительна к эмоциональным состояниям ребенка, даже если они мало проявляются, а также осознает и ценит собственные эмоции.

В процессе исследования для выявления характера связи стиля родительского воспитания и уровня тревожности ребенка был применен критерий ранговой корреляции r-Спирмена. Выявлена значимая связь тревожности и таких стилей воспитания, как «эмоциональный воспитатель» (r=-0,854, р≤0,01), «невмешивающийся» (r=0,717, р≤0,01), меньшая связь у стиля «отвергающий» (r=0,392, р≤0,05) и «неодобряющий» (r=0,241, р≤0,05).

Исходя из этого можно сделать вывод о том, что эмпирические значения коэффициента корреляции значимы для стилей воспитания: «эмоциональный воспитатель», «невмешивающийся» и «отвергающий».

Таким образом, стиль семейного воспитания связан с уровнем тревожности школьника. В исследовании доказано, что существует связь между родительским стилем воспитания и тревожностью у детей младшего школьного возраста, а именно: чем выше выраженность стиля воспитания «эмоциональный воспитатель», тем ниже уровень тревожности ребенка, а чем выше выраженность стилей воспитания «отвергающий», «неодобряющий» или «невмешивающийся», тем выше уровень тревожности ребёнка.

Перспективы развития данного исследования заключаются в разработке программы по гармонизации стиля семейного воспитания.

Литература:

  1. Аведисова, А. С. Тревожное расстройство сепарации у взрослых — новая диагностическая категория [Текст] / А. С. Аведисова, И. А. Аркуша, К. В. Захарова // Журнал неврологии и психиатрии им. C. C. Корсакова. — 2018. — Т. 118. — № 10. — С. 66–75
  2. Веретенникова, Ю. Д. Влияние стилей семейного воспитания на самооценку ребенка [Текст] / Ю. Д. Веретенникова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2021. — № 12–1(63). — С. 35–39
  3. Гут Ю. Н. Влияние типа семьи на развитие тревожности у детей младшего школьного возраста / Ю. Н. Гут, М. В. Ланских, Н. Н. Доронина // Вестник Вятского государственного университета, 2020, № 3 (137). — С. 136–145
  4. Долготов, Т. В. Тревожность — фактор формирования мотивации достижения успеха, избегания неудачи [Текст] / Т. В. Долготов — Москва: Изд-во Лаборатория книги, 2020. — 126 с.
  5. Дубинская, В. В. О чувствах в психотерапии. Сепарация [Текст] / В. В. Дубинская — Ростов-н/Д.: Изд-во Мини Тайп, 2022. — 234 с.
  6. Мордвинцева, А. С. Стили семейного воспитания как предиктор формирования социальной инфантильности и зрелости современной молодежи [Текст] / А. С. Мордвинцева // Скиф. Вопросы студенческой науки. — 2022. — № (5)69. — С. 554–558
Основные термины (генерируются автоматически): родительский стиль воспитания, младший школьный возраст, родительское воспитание, уровень тревожности, младший возраст, семейное воспитание, стиль воспитания, эмоциональный воспитатель, выявление уровня тревожности, родитель школьников.


Ключевые слова

уровень тревожности, младший школьный возраст, тревожность, родительские стили воспитания

Похожие статьи

Задать вопрос