Связь типа семейного воспитания и агрессивного поведения детей младшего школьного возрастаа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 июля, печатный экземпляр отправим 10 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (520) май 2024 г.

Дата публикации: 22.05.2024

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Бысова, В. А. Связь типа семейного воспитания и агрессивного поведения детей младшего школьного возрастаа / В. А. Бысова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 21 (520). — С. 663-667. — URL: https://moluch.ru/archive/520/114575/ (дата обращения: 28.06.2024).



В данной статье представлены результаты изучения связи типа семейного воспитания и агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: агрессивность, стиль семейного воспитания, детско- родительские отношения, младший школьный возраст.

This article presents the results of studying the relationship between the type of family education and aggressive behavior of primary school children. The study revealed that the expression of verbal aggression in primary school children is associated with such parenting styles as hyperprotection and hypoprotection.

Keywords: aggressiveness, family upbringing style, child-parent relations, primary school age.

Тип воспитания играет одну из ключевых ролей в формировании личности на ранних этапах ее зарождения. В зависимости от методов, которые использовали родители в процессе воспитания своего ребенка, можно предположить характер его поведения в будущем. Но не каждый тип воспитания благополучно влияет на формирование и развитие личности ребенка.

Одним из условий, влияющих на проявление агрессивности у детей, как указывают исследователи С. В. Ковалев, А. И. Захаров, И. Коган и другие, является психологический микроклимат семьи. При этом следует отметить, что решающим является не ее состав — не полная, полная, распавшаяся, а взаимоотношения, которые складываются между взрослыми и детьми, между взрослыми членами семьи. В становлении и развитии индивида значение внутрисемейных отношений обусловлено, с одной стороны, тем, что они являются первым специфическим образцом общественных отношений, с которыми сталкивается человек с момента рождения. С другой стороны, в них фокусируется и выходит своеобразное миниатюрное выражение все богатство общественных отношений, а стало быть, создается возможность раннего включения ребенка в их систему.

Проблему взаимоотношений и микроклимата в семье изучали А. А. Бодалев, Л. И. Божович, В. С. Мухина, Т. А. Репина, П. К. Анохин, К. В. Вилюнас, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, П. В. Симонов, Е. Изард и другие. Проявление агрессивности ребенка на разных этапах развития являлось предметом исследования И. В. Дубровиной, В. И. Гарбузова, А. В. Захарова, Е. Б. Ковалева и др.

Мы предположили, что существует связь между типом семейного воспитания и агрессивным поведением детей младшего школьного возраста.

Исследование проводилась на базе «МБОУ СОШ № 5» г. Курчатов Курской области. В нем приняли участие 30 младших школьников в возрасте 7–8 лет, а также их родители в количестве 30 человек. В исследовании были использованы следующие методики: методика «АВС» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис) и «Опросник агрессивности Басса-Дарки».

Анализ и интерпретацию полученных результатов начнем с описания данных по изучению типов семейного воспитания (рис. 1).

Распределение родителей младших школьников в зависимости от типа семейного воспитания (%)

Рис. 1. Распределение родителей младших школьников в зависимости от типа семейного воспитания (%)

Так, гиперпротекция присутствует у 36 % родителей. Результаты показали, что у 16 % респондентов наблюдалась гипопротекция. Потворствование в процессе воспитания присуще 16 % родителей, в то время как 26 % ответивших могут игнорировать потребности ребенка. 39 % родителей склонны предъявлять к своим детям чрезмерные требования или обязательства, в то время как 12 % предъявляют лишь недостаточные требования. Также предъявление чрезмерных требований-запретов в процессе воспитания присуще 23 % ответивших, однако почти половина родителей (48 %) имеют высокий показатель выраженности недостаточности запретов в воспитании. Чрезмерные санкции применяют к детям 32 % родителей, 16 % родителей ограничиваются минимальными санкциями в воспитании ребенка.

Перейдем к результатам изучения агрессивности у младших школьников (рис. 2).

Распределение младших школьников по уровню выраженности показателей агрессивности (%)

Рис. 2. Распределение младших школьников по уровню выраженности показателей агрессивности (%)

У 15 % младших школьников выявлен высокий уровень выраженности такого показателя, как физическая агрессия, у 43 % — средний уровень и у 42 % — низкий уровень.

По шкале косвенной агрессии участники выборки распределились следующим образом: 10 % детей имеют высокий уровень,71 % — средний и 19 % — низкий. Большинство детей в выборке склонны проявлять косвенную агрессию в зависимости от ситуации.

Для 10 % респондентов характерен высокий уровень раздражительности. 80 % младших школьников имеют средний уровень раздражительности и 10 % — низкий уровень. Большинство детей испытывают вспышки гнева по незначительным поводам.

По шкале негативизма респонденты разделились на две группы: в группу с низким уровнем вошли 65 % младших школьников, в группу со средним уровнем 35 %. Большинство респондентов с низким уровнем негативизма отметили, что дети не проявляют неприятия или безразличия к окружающим.

По шкале обидчивости также были выделены две группы. У 45 % респондентов выявлен низкий уровень обидчивости, в то время как у 55 % — средний уровень. Низкий уровень подозрительности выявлен у 74 % респондентов, средний — у 26 %. Это может свидетельствовать о низком уровне скептицизма у младших школьников, принимавших участие в исследовании. Эти дети не испытывают предубеждение по отношению к окружающим.

26 % младших школьников показали высокий уровень вербальной агрессии, 61 % детей средний уровень и 13 % респондентов низкий уровень. Высокий уровень вины продемонстрировали 19 % младших школьников, средний уровень 39 % респондентов, а низкий выражен у 42 % младших школьников. Для подтверждения гипотезы был использован коэффициент корреляции Спирмена.

В результате проведения статистического анализа были выявлены статистически значимые связи между следующими показателями (рис. 3).

Корреляционные плеяды связи типа родительского воспитания родителей агрессивного поведения младших школьников

Рис. 3. Корреляционные плеяды связи типа родительского воспитания родителей агрессивного поведения младших школьников

Такой тип семейного воспитания, как гиперпротекция, статистически значимо связан с проявлением вербальной агрессии у младших школьников (r = -0,441, р ≦ 0,05): чем ниже уровень родительской гиперпротекции, тем чаще дети выражают агрессию вербально. По шкале гипопротекции была выявлена связь с вербальной агрессией (ВА) (r = 0,448, р ≦ 0,05) и обратная связь с показателем подозрительности (П) (r = -0,481, р ≦ 0,01) Полученные данные могут свидетельствовать о том, что те дети, которым уделяется недостаточное количество внимания или предоставлены сами себе, чаще проявляют агрессию вербально, им присущи ругательства, вскрики и сквернословие. При этом, такие дети менее склонны относиться к миру с тотальным недоверием и враждебностью.

Существует значимая связь между показателями физической агрессии (ФА) и потворствования (У+) (r = 0,624, р ≦ 0,01). Показатель недостаточности требований-запретов (З-) статистически значимо связан с показателями негативизма (Н) (r = 0,499, р ≦ 0,05), раздражительности (Р) (r = 0,496, р ≦ 0,01) и вербальной агрессии (r = 0,437, р ≦ 0,05). Это может говорить о том, что дети, которым все разрешается со стороны родителей, а также имеющим недостаточное количество требований, имеют склонность к сниженному контролю своих эмоций и раздражительности. Такие дети проявляют вспышки гнева и склонность к активному протесту и вербальной агрессии. Такие дети часто могут делать что-либо назло или отказываться выполнять просьбы и требования.

Показатель минимальности санкций (С-) показывает связь с показателем раздражительности (Р) (r = 0,657, р ≦ 0,01). Младшие школьники, которых родители наказывают крайне редко, чаще проявляют агрессивность и вспыльчивость. Таким образом, существует связь между типом родительского воспитания и агрессивным поведением младших школьников.

Литература:

1. Агапова, И. А. Рушим брак — строим семью. Новая семья из старых отношений [Текст] / И. А. Агапова — М.: Дрофа-Плюс, — 2005. — 350 с.

2. Аккерман, Н. Теория семейной динамики [Электронный ресурс] / Н. Аккерман: СПб.: Питер. — 2000. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01002581135 .

3. Елисеев, O. П. Практикум по психологии личности. [Текст] / О. П. Елисеев, — CПб., 2008. — 512с.

4. Ковалев, С. В. Психология семейных отношений. [Текст] / С. В. Ковалев. М.: изд. «Педагогика», 2007. — 350с.

5. Копчёнова, Е. Е. Особенности агрессивности в младшем школьном возрасте [Текст] / Е. Е. Копчёнова // Психолог в школе. — 2000. — № 1–2. — С. 149–153.

Основные термины (генерируются автоматически): семейное воспитание, вербальная агрессия, ребенок, школьник, младший школьный возраст, процесс воспитания, родитель, уровень, агрессивное поведение, высокий уровень.


Ключевые слова

младший школьный возраст, агрессивность, стиль семейного воспитания, детско- родительские отношения

Похожие статьи

Задать вопрос