Исследование направлено на изучение связи между типом привязанности к матери и страхами детей старшего дошкольного возраста. Задачей исследования является выявление типов привязанности у детей и определение наличия связи между привязанностью и различными видами страхов у детей дошкольного возраста. Это позволяет более глубоко понимать механизмы формирования страхов у детей и разрабатывать методы их профилактики и коррекции.
Ключевые слова: старший дошкольный возраст, типы привязанности, страхи детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст является весьма сензитивным к развитию эмоционально-чувственной сферы и то, каким образом сформируются психологические особенности данного компонента психики, во многом зависит от наличного опыта развития ребенка, от отношений в семейной системе. Положительное, эмоционально насыщенное отношение родителей обеспечивает жизнь и безопасность ребенка, формирует базовую привязанность, позволяющую в дальнейшем, строить доверительные и безопасные отношения с миром. Постепенно, по мере взросления, принятие всё в большей степени становится функцией социального поддержания и безопасности внутреннего эмоционального и психологического мира личности.
На сегодняшний день проведено большое количество исследований зарубежных и отечественных авторов, в которых были описаны негативные последствия деструктивных детско-родительских отношений (В. Я. Титаренко, Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис и др.). Нестабильность, эмоциональная холодность со стороны родителей, весьма негативно влияет на психологическое, физическое и личностное здоровье всех членов семьи и ребёнка в первую очередь. Кроме того, как было отмечено выше, семья — первичный институт социализации. Процесс становления личности как субъекта социально-психологического взаимодействия, помогает реализации его полноценной жизни в мире, через достижение того психологическое состояния, при котором человек может ощущать весь собственный потенциал и свое душевное содержание. Основы и потенциал такого благополучного состояния, закладываются именно в детско-родительских отношениях и весьма значимым периодом этого становления, является дошкольное детство.
Психология семьи сохраняет своей актуальной задачей исследование формирования привязанности и анализ взаимосвязи привязанности в детско-родительских отношениях с особенностями развития личности ребенка в частности. В психолого-педагогической науке, привязанность нередко рассматривалась лишь в рамках диадического взаимодействия матери и ребенка, сегодня ситуация несколько изменилась. Отцовство и материнство рассматриваются как отдельные институты родительства и аспекты привязанности ребенка к взрослому более широко.
Так или иначе, понимание значимости влияния семьи, детско-родительских отношений очевидно. Тем острее и болезненнее являет себя проблема нарушений привязанности. Некоторое время назад было принято считать, что дети способны легко восстанавливаться после тяжелых потрясений, а большинство психологических травм забывают. Однако многолетние исследования доказывают, что «нечувствительность», отвержение, агрессия, противоречивость в отношении к ребенку со стороны значимого взрослого формируют искажения в развитии ребенка, вызывают тревогу и страхи. Исследования отечественных авторов также подтверждают факт наличия страхов и увеличения их разнообразия (Л. С. Акопян, Е. А. Пикалова, Д. И. Фельдштейн и др.) [1; 2; 3].
Таким образом, можно утверждать, что существует как практический, так и научный запрос на комплексное, многомерное изучение взаимосвязи привязанности и страхов детей дошкольного возраста и ресурсов коррекции детских страхов. Вышесказанное обусловливает актуальность и выбор темы исследования: «Связь типа привязанности к матери и страхов детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования — привязанность к матери и ее типы.
Предмет исследования — связь типа привязанности к матери и страхов детей дошкольного возраста.
Цель исследования — изучение связи типа привязанности к матери и страхов детей дошкольного возраста.
Задачи исследования :
- анализ подходов к изучению привязанности к матери в отечественной и зарубежной психологии;
- изучение феномена страха и тревоги в психологии;
- рассмотрение психологических особенностей развития ребёнка дошкольного возраста;
- выявление специфики проявления детских страхов;
- изучение связи типа привязанности к матери и страхов у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования:
– старшие дошкольники с ненадежным типом привязанности к матери в целом в большей степени подвержены страхам, чем дети с надежной привязанностью;
– у старших дошкольников с ненадежным типом привязанности больше распространены страхи смерти, темноты и кошмарных снов, чем у детей с надежным типом привязанности.
Научная новизна исследование позволит систематизировать основные особенности взаимосвязи нарушений привязанности и появления страхов у детей в дошкольном возрасте на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов.
Исследование имеет практическую значимость результаты исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении психологической проблематики для решения актуальных проблем современных семейных отношений, родительства, психотерапии детско-родительских отношений, в работе с детьми и т. д. Основные положения и выводы исследования могут считаться существенными для осмысления и практической работы в консультативной и терапевтической работе.
Организация исследования. Висследовании приняли участие 50 дошкольников из старшей и подготовительной групп дошкольных образовательных учреждений в возрасте от 5 лет 6 месяцев до 6 лет 6 месяцев. Это старший дошкольный возраст. Это дошкольники с условной нормой физического и психосоциального развития. Из группы — 30 дошкольников воспитываются в полных семьях, 18 дошкольников живут в неполных семьях (воспитываются только мамой), 2 дошкольника воспитываются бабушкой и дедушкой. В группе — 26 девочек и 24 мальчика.
Дети были выбраны из учреждений дополнительного образования.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Введениесодержит описание проблемы связи типа привязанности к матери и страхов детей старшего дошкольного возраста, актуальность исследования, обоснование необходимости изучения связь типа привязанности к матери и страхов детей старшего дошкольного возраста. Также представлены теоретико-методологическая основа исследования, объект и предмет исследования, цель, гипотезы и задачи исследования, научная новизна исследования, а кроме того, его практическое значение для психолого-педагогической практики, психологов, психотерапевтов и родителей.
В теоретической части приведен анализ подходов к изучению привязанности в отечественной и зарубежной психологии, анализ феномена страха и тревоги в психологии.
Рассмотрены психологические особенности развития ребёнка дошкольного возраста.
Описана специфика проявления детских страхов, рассмотрены исследования по связи типа привязанности и страхов у детей дошкольного возраста.
Во второй главепредставлены результаты проведенного эмпирического исследования и их интерпретация.
В данной исследовательской работе был использован следующий метод: статистический анализ данных с помощью U-критерия Манна-Уитни.
Методики исследования:
- Методика «Страхи в домиках» А. И. Захаров.
- Проективная методика «Мои страхи» А. И. Захаров.
- Методика «Рисование птичьего гнезда» Д. Кайзер.
В заключении работы подводятся итоги исследования. Мы выполнили поставленные задачи исследования. Основная гипотеза подтвердилась, выявлены связи между типом привязанности к матери и страхами детей старшего дошкольного возраста.
Выводы
- Было выявлено, что в группе из 50 дошкольников 60 % (30 человек) детей с надежным и 40 % (20 человек) детей с ненадежным типом привязанности. Признаком ненадежной привязанности выступал сильный нажим на обилие штриховки. О высокой тревожности и неуверенности может также говорить и обильная штриховка, и с сильным, и с очень слабым / неравномерным нажимом («паутинка» / «перепады») — такие рисунки также встречались. Тревожным показателем являлись также стереотипные, Дети, повторяющиеся линии только по форме круга как показатель невроза и навязчивого состояния.
- По результатам диагностики в целом можно констатировать преобладание социально-опосредованных страхов, страха смерти, страха животных, темноты и кошмарных снов, и медицинских страхов в обеих группах дошкольников. Дети с ненадежным типом привязанности 100 % случаев показывают социально опосредованные страхи, показатели по другим видам страхов в этой группе детей также достаточно высокие. В группе детей с надежным типом привязанности также часты социально опосредованные страхи, страх смерти, темноты и кошмарных снов, но их количество в группе ниже. Средние показатели по группам также разнятся. В группе детей с надежной привязанностью в среднем показатель количества страхов по группе равен 8, что являет собой средний показатель с тенденцией к низкому уровню, а у детей с ненадежным типом привязанности количество страхов значительно отличается и является повышенным.
- Отмечаются статистически значимые различия по группам детей по наличию медицинских страхов, страхов, связанных с причинением физического ущерба (транспорт, неожиданные звуки, пожар), животных, темноты и кошмарных снов, смерти, по количеству социально-опосредованных страхов.
- По полученным результатам можно констатировать, что у детей с ненадежным типом привязанности чаще, чем в группе детей надежной привязанностью встречаются страхи смерти, медицинские страхи, страх животных, темноты и кошмарных снов, есть различия по количеству социально-опосредованных страхов.
- Гипотеза эмпирического исследования частично получила свое подтверждение:
– дети с ненадежным типом привязанности в целом в большей степени подвержены страхам, чем дети с надежной привязанностью;
– у детей с ненадежным типом привязанности действительно больше распространены страхи смерти, темноты и кошмарных снов, чем у детей с надежным типом привязанности;
– кроме того, у детей с ненадежным типом привязанности больше распространены страхи животных и стихийных бедствий, чем у детей с надежным типом привязанности.
Литература:
- Акопян Л. С. Психология эмоциональных состояний и их регуляция у детей младшего школьного возраста (на материале детских страхов): автореферат дисс. доктора психологических наук. — Самара: СамГУ, 2011. — 52 с.
- Зубанова С. Г., Зубкова А. С. Детские страхи. — Москва: Научная Книга, 2007. — 96 с.
- Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. — Санкт-Петербург: Питер, 2015. — 192 с.