Связь типа привязанности к матери и страхов детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (471) июнь 2023 г.

Дата публикации: 17.06.2023

Статья просмотрена: 78 раз

Библиографическое описание:

Шклянская, А. А. Связь типа привязанности к матери и страхов детей старшего дошкольного возраста / А. А. Шклянская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 24 (471). — С. 212-214. — URL: https://moluch.ru/archive/471/104241/ (дата обращения: 19.10.2024).



Исследование направлено на изучение связи между типом привязанности к матери и страхами детей старшего дошкольного возраста. Задачей исследования является выявление типов привязанности у детей и определение наличия связи между привязанностью и различными видами страхов у детей дошкольного возраста. Это позволяет более глубоко понимать механизмы формирования страхов у детей и разрабатывать методы их профилактики и коррекции.

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, типы привязанности, страхи детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является весьма сензитивным к развитию эмоционально-чувственной сферы и то, каким образом сформируются психологические особенности данного компонента психики, во многом зависит от наличного опыта развития ребенка, от отношений в семейной системе. Положительное, эмоционально насыщенное отношение родителей обеспечивает жизнь и безопасность ребенка, формирует базовую привязанность, позволяющую в дальнейшем, строить доверительные и безопасные отношения с миром. Постепенно, по мере взросления, принятие всё в большей степени становится функцией социального поддержания и безопасности внутреннего эмоционального и психологического мира личности.

На сегодняшний день проведено большое количество исследований зарубежных и отечественных авторов, в которых были описаны негативные последствия деструктивных детско-родительских отношений (В. Я. Титаренко, Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис и др.). Нестабильность, эмоциональная холодность со стороны родителей, весьма негативно влияет на психологическое, физическое и личностное здоровье всех членов семьи и ребёнка в первую очередь. Кроме того, как было отмечено выше, семья — первичный институт социализации. Процесс становления личности как субъекта социально-психологического взаимодействия, помогает реализации его полноценной жизни в мире, через достижение того психологическое состояния, при котором человек может ощущать весь собственный потенциал и свое душевное содержание. Основы и потенциал такого благополучного состояния, закладываются именно в детско-родительских отношениях и весьма значимым периодом этого становления, является дошкольное детство.

Психология семьи сохраняет своей актуальной задачей исследование формирования привязанности и анализ взаимосвязи привязанности в детско-родительских отношениях с особенностями развития личности ребенка в частности. В психолого-педагогической науке, привязанность нередко рассматривалась лишь в рамках диадического взаимодействия матери и ребенка, сегодня ситуация несколько изменилась. Отцовство и материнство рассматриваются как отдельные институты родительства и аспекты привязанности ребенка к взрослому более широко.

Так или иначе, понимание значимости влияния семьи, детско-родительских отношений очевидно. Тем острее и болезненнее являет себя проблема нарушений привязанности. Некоторое время назад было принято считать, что дети способны легко восстанавливаться после тяжелых потрясений, а большинство психологических травм забывают. Однако многолетние исследования доказывают, что «нечувствительность», отвержение, агрессия, противоречивость в отношении к ребенку со стороны значимого взрослого формируют искажения в развитии ребенка, вызывают тревогу и страхи. Исследования отечественных авторов также подтверждают факт наличия страхов и увеличения их разнообразия (Л. С. Акопян, Е. А. Пикалова, Д. И. Фельдштейн и др.) [1; 2; 3].

Таким образом, можно утверждать, что существует как практический, так и научный запрос на комплексное, многомерное изучение взаимосвязи привязанности и страхов детей дошкольного возраста и ресурсов коррекции детских страхов. Вышесказанное обусловливает актуальность и выбор темы исследования: «Связь типа привязанности к матери и страхов детей старшего дошкольного возраста».

Объект исследования привязанность к матери и ее типы.

Предмет исследования связь типа привязанности к матери и страхов детей дошкольного возраста.

Цель исследования изучение связи типа привязанности к матери и страхов детей дошкольного возраста.

Задачи исследования :

  1. анализ подходов к изучению привязанности к матери в отечественной и зарубежной психологии;
  2. изучение феномена страха и тревоги в психологии;
  3. рассмотрение психологических особенностей развития ребёнка дошкольного возраста;
  4. выявление специфики проявления детских страхов;
  5. изучение связи типа привязанности к матери и страхов у детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования:

– старшие дошкольники с ненадежным типом привязанности к матери в целом в большей степени подвержены страхам, чем дети с надежной привязанностью;

– у старших дошкольников с ненадежным типом привязанности больше распространены страхи смерти, темноты и кошмарных снов, чем у детей с надежным типом привязанности.

Научная новизна исследование позволит систематизировать основные особенности взаимосвязи нарушений привязанности и появления страхов у детей в дошкольном возрасте на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов.

Исследование имеет практическую значимость результаты исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении психологической проблематики для решения актуальных проблем современных семейных отношений, родительства, психотерапии детско-родительских отношений, в работе с детьми и т. д. Основные положения и выводы исследования могут считаться существенными для осмысления и практической работы в консультативной и терапевтической работе.

Организация исследования. Висследовании приняли участие 50 дошкольников из старшей и подготовительной групп дошкольных образовательных учреждений в возрасте от 5 лет 6 месяцев до 6 лет 6 месяцев. Это старший дошкольный возраст. Это дошкольники с условной нормой физического и психосоциального развития. Из группы — 30 дошкольников воспитываются в полных семьях, 18 дошкольников живут в неполных семьях (воспитываются только мамой), 2 дошкольника воспитываются бабушкой и дедушкой. В группе — 26 девочек и 24 мальчика.

Дети были выбраны из учреждений дополнительного образования.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Введениесодержит описание проблемы связи типа привязанности к матери и страхов детей старшего дошкольного возраста, актуальность исследования, обоснование необходимости изучения связь типа привязанности к матери и страхов детей старшего дошкольного возраста. Также представлены теоретико-методологическая основа исследования, объект и предмет исследования, цель, гипотезы и задачи исследования, научная новизна исследования, а кроме того, его практическое значение для психолого-педагогической практики, психологов, психотерапевтов и родителей.

В теоретической части приведен анализ подходов к изучению привязанности в отечественной и зарубежной психологии, анализ феномена страха и тревоги в психологии.

Рассмотрены психологические особенности развития ребёнка дошкольного возраста.

Описана специфика проявления детских страхов, рассмотрены исследования по связи типа привязанности и страхов у детей дошкольного возраста.

Во второй главепредставлены результаты проведенного эмпирического исследования и их интерпретация.

В данной исследовательской работе был использован следующий метод: статистический анализ данных с помощью U-критерия Манна-Уитни.

Методики исследования:

  1. Методика «Страхи в домиках» А. И. Захаров.
  2. Проективная методика «Мои страхи» А. И. Захаров.
  3. Методика «Рисование птичьего гнезда» Д. Кайзер.

В заключении работы подводятся итоги исследования. Мы выполнили поставленные задачи исследования. Основная гипотеза подтвердилась, выявлены связи между типом привязанности к матери и страхами детей старшего дошкольного возраста.

Выводы

  1. Было выявлено, что в группе из 50 дошкольников 60 % (30 человек) детей с надежным и 40 % (20 человек) детей с ненадежным типом привязанности. Признаком ненадежной привязанности выступал сильный нажим на обилие штриховки. О высокой тревожности и неуверенности может также говорить и обильная штриховка, и с сильным, и с очень слабым / неравномерным нажимом («паутинка» / «перепады») — такие рисунки также встречались. Тревожным показателем являлись также стереотипные, Дети, повторяющиеся линии только по форме круга как показатель невроза и навязчивого состояния.
  2. По результатам диагностики в целом можно констатировать преобладание социально-опосредованных страхов, страха смерти, страха животных, темноты и кошмарных снов, и медицинских страхов в обеих группах дошкольников. Дети с ненадежным типом привязанности 100 % случаев показывают социально опосредованные страхи, показатели по другим видам страхов в этой группе детей также достаточно высокие. В группе детей с надежным типом привязанности также часты социально опосредованные страхи, страх смерти, темноты и кошмарных снов, но их количество в группе ниже. Средние показатели по группам также разнятся. В группе детей с надежной привязанностью в среднем показатель количества страхов по группе равен 8, что являет собой средний показатель с тенденцией к низкому уровню, а у детей с ненадежным типом привязанности количество страхов значительно отличается и является повышенным.
  3. Отмечаются статистически значимые различия по группам детей по наличию медицинских страхов, страхов, связанных с причинением физического ущерба (транспорт, неожиданные звуки, пожар), животных, темноты и кошмарных снов, смерти, по количеству социально-опосредованных страхов.
  4. По полученным результатам можно констатировать, что у детей с ненадежным типом привязанности чаще, чем в группе детей надежной привязанностью встречаются страхи смерти, медицинские страхи, страх животных, темноты и кошмарных снов, есть различия по количеству социально-опосредованных страхов.
  5. Гипотеза эмпирического исследования частично получила свое подтверждение:

– дети с ненадежным типом привязанности в целом в большей степени подвержены страхам, чем дети с надежной привязанностью;

– у детей с ненадежным типом привязанности действительно больше распространены страхи смерти, темноты и кошмарных снов, чем у детей с надежным типом привязанности;

– кроме того, у детей с ненадежным типом привязанности больше распространены страхи животных и стихийных бедствий, чем у детей с надежным типом привязанности.

Литература:

  1. Акопян Л. С. Психология эмоциональных состояний и их регуляция у детей младшего школьного возраста (на материале детских страхов): автореферат дисс. доктора психологических наук. — Самара: СамГУ, 2011. — 52 с.
  2. Зубанова С. Г., Зубкова А. С. Детские страхи. — Москва: Научная Книга, 2007. — 96 с.
  3. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. — Санкт-Петербург: Питер, 2015. — 192 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, ненадежный тип привязанности, страх детей, ребенок, старший дошкольный возраст, страх, группа детей, надежная привязанность, надежный тип привязанности, связь типа привязанности.


Ключевые слова

старший дошкольный возраст, типы привязанности, страхи детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Связь родительского стиля воспитания и тревожности детей младшего школьного возраста

В статье раскрыта проблема связи родительского стиля воспитания с тревожностью школьников младшего возраста. Рассмотрены и проанализированы стили родительского воспитания, а также раскрыто понятие тревожности. Выявлено, что родительский стиль воспита...

Особенности тревожных состояний у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается проблема детской тревожности, ее характерные особенности. Описываются причины и следствия тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Анализируются гендерные характеристики тревожного поведения. Раскрываются асп...

Проблема диагностики синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста

В статье авторы рассматривают подходы в работе с детьми с синдром дефицита внимания и гиперактивности, должен использовать педагог этапы становления, природу появления гиперактивного поведения у детей дошкольного возраста и приемы и методы работы с т...

Тревожность матери как фактор вероятности возникновения психосоматического расстройства у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению влияния фактора личностной и ситуативной тревожности матери на тревожность ее ребенка, и вероятность возникновения у него психосоматического расстройства. Представлены...

Исследование тревожности в старшем дошкольном возрасте

В статье представлены результаты исследования тревожности детей старшего дошкольного возраста, а именно возможности выявления уровня тревожности и его понижения в случае высокой тревожности.

Актуальность речевой диагностики детей раннего возраста и просветительской работы с родителями этой категории детей

В данной статье рассказывается о целесообразности и актуальности ранней речевой диагностики детей, начиная с раннего возраста, о важности и эффективности просветительской работы с родителями этой категории детей.

Психолого-педагогическая коррекция гиперактивности в младшем школьном возрасте

В статье рассматриваются проблема коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста, формирование у них произвольности и навыков самоконтроля. Предлагаются психолого-педагогические приемы, направленные на построение эффективного взаимодей...

Влияние стиля воспитания на самооценку ребенка

В данной работе рассматривается взаимосвязь между самооценкой детей, воспитывающихся в гиперопекаемых семьях, и выраженностью стиля воспитания. Исследование основано на анализе трех методик: анализа семейных отношений, теста «Лесенка» и диагностики о...

Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости

В статье рассматриваются особенности эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста c УО, а также методы диагностики их дефектов.

Тревожность у детей среднего школьного возраста

В рамках настоящей статьи изучено понятие школьной тревожности и основные причины, влияющие на ее развитие. Также рассмотрены основные причины проявления повышенной тревожности у детей среднего школьного возраста.

Похожие статьи

Связь родительского стиля воспитания и тревожности детей младшего школьного возраста

В статье раскрыта проблема связи родительского стиля воспитания с тревожностью школьников младшего возраста. Рассмотрены и проанализированы стили родительского воспитания, а также раскрыто понятие тревожности. Выявлено, что родительский стиль воспита...

Особенности тревожных состояний у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается проблема детской тревожности, ее характерные особенности. Описываются причины и следствия тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Анализируются гендерные характеристики тревожного поведения. Раскрываются асп...

Проблема диагностики синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста

В статье авторы рассматривают подходы в работе с детьми с синдром дефицита внимания и гиперактивности, должен использовать педагог этапы становления, природу появления гиперактивного поведения у детей дошкольного возраста и приемы и методы работы с т...

Тревожность матери как фактор вероятности возникновения психосоматического расстройства у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению влияния фактора личностной и ситуативной тревожности матери на тревожность ее ребенка, и вероятность возникновения у него психосоматического расстройства. Представлены...

Исследование тревожности в старшем дошкольном возрасте

В статье представлены результаты исследования тревожности детей старшего дошкольного возраста, а именно возможности выявления уровня тревожности и его понижения в случае высокой тревожности.

Актуальность речевой диагностики детей раннего возраста и просветительской работы с родителями этой категории детей

В данной статье рассказывается о целесообразности и актуальности ранней речевой диагностики детей, начиная с раннего возраста, о важности и эффективности просветительской работы с родителями этой категории детей.

Психолого-педагогическая коррекция гиперактивности в младшем школьном возрасте

В статье рассматриваются проблема коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста, формирование у них произвольности и навыков самоконтроля. Предлагаются психолого-педагогические приемы, направленные на построение эффективного взаимодей...

Влияние стиля воспитания на самооценку ребенка

В данной работе рассматривается взаимосвязь между самооценкой детей, воспитывающихся в гиперопекаемых семьях, и выраженностью стиля воспитания. Исследование основано на анализе трех методик: анализа семейных отношений, теста «Лесенка» и диагностики о...

Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости

В статье рассматриваются особенности эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста c УО, а также методы диагностики их дефектов.

Тревожность у детей среднего школьного возраста

В рамках настоящей статьи изучено понятие школьной тревожности и основные причины, влияющие на ее развитие. Также рассмотрены основные причины проявления повышенной тревожности у детей среднего школьного возраста.

Задать вопрос