Сравнительный анализ разделов «Любовь» в учебниках русской литературы для 8-х и 9-х классов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (517) май 2024 г.

Дата публикации: 05.05.2024

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Куанышбеккызы, Айшырак. Сравнительный анализ разделов «Любовь» в учебниках русской литературы для 8-х и 9-х классов / Айшырак Куанышбеккызы, А. О. Башанова, Ж. Е. Алимжан. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 18 (517). — С. 401-403. — URL: https://moluch.ru/archive/517/113694/ (дата обращения: 16.11.2024).



Исследование темы посвящено описанию и сравнению разделов «Любовь» в учебниках русской литературы 8 и 9 классов. Описано изучение темы «Любовь» на уроках русской литературы с учетом возрастных особенностей.

Ключевые слова: литературное произведение, раздел «Любовь», анализ, сравнение.

В рамках изучения разделов «Любовь» на уроках русской литературы в 8 и 9 классах ученики погружаются в мир романтических и психологических аспектов человеческих отношений. Программа включает изучение произведений русской классики, где любовь является центральной темой. Учащиеся анализируют различные типы любви, ее роль в жизни героев, влияние на сюжет и характеры. В процессе обсуждения литературных произведений ученики развивают навыки анализа текста, критического мышления и эмпатии, погружаясь в мир чувств и эмоций персонажей. Изучение раздела «Любовь» способствует формированию эстетического вкуса, расширяет кругозор учащихся и помогает им лучше понять себя и окружающий мир через призму литературных произведений.

Изучение раздела «Любовь» на уроках русской литературы в 8 и 9 классах играет важную роль в формировании эстетического восприятия учащихся и понимании глубин человеческих отношений через линзу литературных произведений. Этот раздел не только погружает школьников в мир романтики и страсти, но и помогает им анализировать и понимать различные аспекты любви, ее влияние на жизнь персонажей, развитие сюжета и образов. Через изучение произведений русских классиков, ученики расширяют свое эмоциональное и культурное понимание, развивают навыки анализа текста, критического мышления и эмпатии. Такой подход не только помогает школьникам понять суть произведений и темы любви, но и способствует их личностному развитию и формированию ценностных ориентиров.

Проведем сравнительный анализ разделов «Любовь» в учебниках русской литературы 8–9 классов Шашкина Г. З.

  1. В учебнике для 9 класса подчеркивается, что любовь — это чистое и светлое чувство, которое вдохновляет нас становиться лучше и добрее. Приводятся цитаты Омара Хайяма и Уильяма Шекспира, которые выражают поэтическое отношение к любви как к важнейшему чувству в жизни человека.
  2. В учебнике для 8 класса подчеркивается, что любовь — это светлое и возвышенное чувство, которое присуще человеку. Тема любви отражена в различных видах искусства, включая словесное искусство. Представлены произведения русской и мировой литературы, такие как «Ромео и Джульетта» У. Шекспира и «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, а также лирические произведения поэтов XIX-XX веков.
  3. В учебнике для 9 класса акцент делается на многогранности чувства любви, на его постоянстве и изменчивости. Уильям Шекспир через сонеты обращается к любви как к силе, способной творить и изменять человека. В данном разделе также представлены знаменитые произведения о любви из русской и мировой литературы.
  4. В учебнике для 8 класса обсуждается тема любви и чести, представлены произведения с любовными сюжетами, такие как «Ромео и Джульетта» и «Капитанская дочка». Образы Ромео и Джульетты стали символами верных возлюбленных благодаря гению Шекспира, а тема любви в русской классической литературе XIX века считается одной из приоритетных.

Изучение романа «Ромео и Джульетта» может помочь ученикам развивать навыки анализа литературных произведений, понимания глубоких чувств и эмоций персонажей, а также обсуждения важных тем, таких как любовь, семейные отношения, предрассудки и трагедия, также может способствовать развитию эмпатии и понимания различных точек зрения, помогая ученикам видеть мир через глаза других людей. Кроме того, это может стимулировать интерес к классической литературе и обогащать культурный опыт учеников.

Учитель может проводить уроки, на которых анализируются ключевые моменты романа, обсуждаются характеры главных героев, их мотивации и поступки, а также контекст и значимость произведения для литературы и культуры в целом.

Изучение сонетов Шекспира также может способствовать развитию эмоционального интеллекта учеников, помогая им понимать и выражать свои чувства через поэзию. Кроме того, это может стимулировать интерес к классической литературе и поэзии в целом.

Важно подходить к изучению сонетов Шекспира творчески и интерактивно, чтобы ученики могли по-настоящему вжиться в мир поэзии и литературы.

При сравнении разделов «Любовь» на учебниках русской литературы 8 и 9 классов Шашкина Г. З., учитывая возрастные особенности учащихся, можно выделить следующие различия:

  1. В учебнике для 8 класса в разделе «Странности любви» более упор на поэтическую лирику и произведения писателей XIX века, таких как Пушкин, Васильев, Тургенев, Куприн. Это позволяет учащимся погрузиться в мир романтических чувств, символики и образов, что соответствует их возрастным интересам и пониманию.
  2. В учебнике для 9 класса более широкий спектр произведений и авторов, включая современного казахстанского писателя Олжаса Сулейменова. Это позволяет старшеклассникам более глубоко и широко рассмотреть тему любви через призму различных эпох и культур, что способствует их более широкому мировоззрению.
  3. В учебнике для 8 класса фокус на более простых и доступных произведениях, которые могут быть ближе к подростковой аудитории, в то время как в учебнике для 9 класса представлены более сложные и глубокие тексты, требующие более серьезного анализа и понимания.

Таким образом, учебники для 8 и 9 классов отличаются как по выбору произведений и авторов, так и по уровню сложности и глубины анализа, что соответствует возрастным особенностям учащихся и помогает им более полно раскрыть тему любви в русской литературе.

Литература:

  1. Шашкина Г. З., Анищенко О. А., Шмельцер В. В. Учебник для 8 классов общеобразовательных школ «Русская литература» 2018.
  2. Шашкина Г. З., Анищенко О. А., Шмельцер В. В., Полуянова А. Ю. Учебник для 9 классов общеобразовательных школ «Русская литература» 2019.
Основные термины (генерируются автоматически): русская литература, класс, любовь, учебник, произведение, XIX-XX, возрастная особенность учащихся, критическое мышление, мировая литература, Пушкин.


Ключевые слова

анализ, сравнение, литературное произведение, раздел «Любовь»

Похожие статьи

Изучение произведения А. С. Пушкина «Евгений Онегин» на уроках литературы в 10-м классе

В статье рассматривается специфика изучения творчества А. С. Пушкина в старших классах на примере произведения «Евгений Онегин», предлагаются методы обучения, направленные на формирование потребности в чтении, пробуждения интереса к изучению творческ...

Особенности поиска информации и условия формирования у младших школьников умения осуществлять поиск информации (на примере дисциплины «Литературное чтение»)

В данной статье рассматривается проблема формирования и развития умения осуществлять поиск информации как компонент читательской компетентности. Авторы статьи рассматривают цель, этапы работы формирования умения осуществлять поиск информации, конкрет...

Русская народная сказка на уроках русского языка как иностранного

Предлагаемая статья содержит комплекс упражнений, разработанных на материале русской народной сказки «Дочь-Семилетка». Упражнения направлены на повторение, закрепление и обобщение различных грамматических тем: степени сравнения имён прилагательных и ...

Специфика изучения творчества Василия Шукшина на уроках литературы в 8-м классе

В статье рассматривается специфика изучения творчества В. Шукшина в 8-м классе на примере коротких рассказов, предлагается фрагмент урока, направленный на формирование потребности в чтении, пробуждения интереса к изучению творческой истории произведе...

Обучение иноязычному говорению учащихся 7–8-х классов

В данной статье рассмотрен вопрос обучения навыкам говорения на иностранном языке учеников 7–8 классов в российских школах. Центральное место в исследовании занимает применение метода интервью на уроках иностранного языка. В статье раскрыты его преим...

Проблемные задания при обучении чтению на уроке английского языка в средней школе

В статье рассматривается чтение как вид речевой деятельности. Особое внимание уделяется проблемным заданиям при обучении чтению на уроке английского языка. Выделены виды чтения и этапы работы с иноязычным текстом.

Опытно-практическая работа по применению дидактической игры как средства формирования словаря детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОО

В статье авторы представляют результаты опытно-практической работы по применению дидактической игры как средства формирования словаря детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОО

Методика преподавания русской поэзии XX века на уроках литературы в 11-м классе

Данная статья посвящена методике преподавания современной русской поэзии на уроках литературы в 11-м классе общеобразовательной школы РК. В статье подробно проводится анализ учебника, выявляются основные этапы работы над лирическими произведениями, т...

Образ осени в поэзии для детей (по учебникам УМК «Школа России»)

В данной статье рассматривается образ осени в стихотворениях для младших школьников, включенных в учебники по литературному чтению для 2 - 4 классов. Дается анализ нескольких стихотворений данной тематики. Кроме того, представлен фрагмент урока по ли...

Подготовка студентов к чтению и анализу художественного произведения в начальных классах (из опыта работы)

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по организации проведения практической работы студентов при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...

Похожие статьи

Изучение произведения А. С. Пушкина «Евгений Онегин» на уроках литературы в 10-м классе

В статье рассматривается специфика изучения творчества А. С. Пушкина в старших классах на примере произведения «Евгений Онегин», предлагаются методы обучения, направленные на формирование потребности в чтении, пробуждения интереса к изучению творческ...

Особенности поиска информации и условия формирования у младших школьников умения осуществлять поиск информации (на примере дисциплины «Литературное чтение»)

В данной статье рассматривается проблема формирования и развития умения осуществлять поиск информации как компонент читательской компетентности. Авторы статьи рассматривают цель, этапы работы формирования умения осуществлять поиск информации, конкрет...

Русская народная сказка на уроках русского языка как иностранного

Предлагаемая статья содержит комплекс упражнений, разработанных на материале русской народной сказки «Дочь-Семилетка». Упражнения направлены на повторение, закрепление и обобщение различных грамматических тем: степени сравнения имён прилагательных и ...

Специфика изучения творчества Василия Шукшина на уроках литературы в 8-м классе

В статье рассматривается специфика изучения творчества В. Шукшина в 8-м классе на примере коротких рассказов, предлагается фрагмент урока, направленный на формирование потребности в чтении, пробуждения интереса к изучению творческой истории произведе...

Обучение иноязычному говорению учащихся 7–8-х классов

В данной статье рассмотрен вопрос обучения навыкам говорения на иностранном языке учеников 7–8 классов в российских школах. Центральное место в исследовании занимает применение метода интервью на уроках иностранного языка. В статье раскрыты его преим...

Проблемные задания при обучении чтению на уроке английского языка в средней школе

В статье рассматривается чтение как вид речевой деятельности. Особое внимание уделяется проблемным заданиям при обучении чтению на уроке английского языка. Выделены виды чтения и этапы работы с иноязычным текстом.

Опытно-практическая работа по применению дидактической игры как средства формирования словаря детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОО

В статье авторы представляют результаты опытно-практической работы по применению дидактической игры как средства формирования словаря детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОО

Методика преподавания русской поэзии XX века на уроках литературы в 11-м классе

Данная статья посвящена методике преподавания современной русской поэзии на уроках литературы в 11-м классе общеобразовательной школы РК. В статье подробно проводится анализ учебника, выявляются основные этапы работы над лирическими произведениями, т...

Образ осени в поэзии для детей (по учебникам УМК «Школа России»)

В данной статье рассматривается образ осени в стихотворениях для младших школьников, включенных в учебники по литературному чтению для 2 - 4 классов. Дается анализ нескольких стихотворений данной тематики. Кроме того, представлен фрагмент урока по ли...

Подготовка студентов к чтению и анализу художественного произведения в начальных классах (из опыта работы)

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по организации проведения практической работы студентов при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...

Задать вопрос