Уровневая дифференциация на уроках литературы – путь к творчеству, знаниям, сотрудничеству | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 06.04.2016

Статья просмотрена: 63 раза

Библиографическое описание:

Кондратьева, Л. П. Уровневая дифференциация на уроках литературы – путь к творчеству, знаниям, сотрудничеству / Л. П. Кондратьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.3 (111.3). — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27965/ (дата обращения: 16.11.2024).



В последние годы школа обратилась к поиску и применению различных технологий обучения. Это вызвано тем, что изменилось время, а, следовательно, изменились и ученики. Одной из основных задач обучения является воспитание образованного человека гуманными методами, в гуманных формах.

Ключевыми проблемами могу назвать следующие:

- обеспечение успешности каждого учащегося в процессе обучения;

- организация одновременной работы всего класса и каждого ученика в отдельности.

Наверное, одно из основных противоречий в современной школе заключается в том, что, с одной стороны, процесс знаний носит индивидуальный характер, с другой – обучение организуется в массовом масштабе. В связи с этим основной задачей является гармоничное сочетание форм массового обучения и индивидуального усвоения знаний. Возможны пути разрешения данного противоречия – дифференциация и индивидуализация обучения, которые следует рассматривать как один из методов современного процесса обучения [3, с.18].

Сегодня практически каждый словесник работает, применяя технологию уровневой дифференциации на уроках языка литературы. Это делается для того, чтобы

- обеспечить каждому ученику базовый уровень подготовки;

- создать условия тем, кто проявляет интерес к предмету;

- использовать тесное сотрудничество ученика и учителя.

Основная идея технологии заключается в том, что все обучающиеся способны овладеть базисным компонентом образования, продвигаясь в своем темпе. Важным является и то, что ученики ознакомлены с целями и итоговым эталоном знаний. Это дает возможность работать с учащимися как испытывающими затруднения, так и обнаруживающими ярко выраженный интерес, склонности и способности к предмету. Данная технология помогает учителю узнать способности каждого ученика, а школьнику – стать полноправным участником процесса обучения.

В методике преподавания литературы доказано, что учителю литературы необходимо регулярно определять уровень развития тех или иных читательских качеств учащихся. Для выявления результатов предшествующего обучения и их корректировки диагностику нужно проводить систематически. Обычно выделяют три уровня развития учащихся: базовый, продвинутый и углубленный [4, с.121, 122].

Что проверяется? Прежде всего, начитанность, уровень читательского восприятия, навыки анализа произведения, уровень развития речи, объем теоретико-литературных знаний и умение применять их в анализе текста, способность к актуализации социально-нравственной проблематики произведения. Анализ результатов диагностики поможет наметить индивидуальные программы чтения в 10-11-м классах, где выявление начитанности связано с пониманием закономерностей историко-литературного процесса, родо-жанровой природы и социально-нравственной проблем русской классики.

Таблица 1

Выявление динамики литературного развития учащихся

Фамилия, имя учащегося

Сферы литературного развития

Начитанность

Социально-нравственная проблематика

Понимание и интерпретация

Теоретико-

литературные

нания

Читате-

льскоевосприя-

тие

РРаз-витие

рречи

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

Как организовать урок, где планируется выявление динамики литературного развития? «Литература как искусство слова. Роль литературы в духовной жизни человека» – такова тема первого урока литературы в 9-м классе. Урок можно начать с обсуждения и комментирования (например, в группах) нескольких цитат, что необходимо для создания проблемной ситуации, с выявления умения аргументировать свое мнение и связано с актуализацией культурного опыта человечества.

  1. «Вся Греция и Рим питались только литературою: школ, в современном смысле, не было вообще! И как возросли. Литература собственно есть единственная школа народа, и она может быть единственною и достаточною школою…» (В.Розанов).
  2. «Как человек, как личность писатель русский стоял освещенный ярким светом беззаветной и страстной любви к великому делу жизни-литературе, к усталому в труде народу, грустной своей земле. Это был честный боец, великомученик правды ради, богатырь в труде и дитя в отношении к людям, с душой, прозрачной, как слеза бледных небес России» (М.Горький).
  3. «Русская литература всегда была совестью народа. Её место в общественной жизни страны всегда было почетным и влиятельным» (Д.Лихачев).
  4. «Кроме литературы чем и дышать, опускаясь на дно морское» (М.Щербаков).

Дополнительно читательский опыт и их нравственную зрелость могут актуализировать такие вопросы и задания:

- Вспомните, герои каких произведений дают оценки книгам и чем важна для них литература.

- Что вы узнали их книг о любви и предательстве, о смерти и бессмертии, о благородстве и подлости? Важны ли эти знания? Что полезно в чтении литературы прошлого?

Фронтальная беседа определяет уровень литературного развития в общих чертах. Для дифференцированной диагностики вопросы и задания предлагаются группам, созданным по общности тех сфер литературного развития, которые необходимо совершенствовать.

Примерные вопросы для проверки литературного развития учащихся:

Карточки для диагностики

Класс ____________________ полугодие______________________________

Вопрос к учащимся

Что проверяется

.

В каких произведениях русской литературы отразились мысли авторов о предназначении человека?

Начитанность и литературный кругозор.

.

Как пейзажные образы помогают в понимании человеческих характеров?

Читательское восприятие.

.

Каков обобщенный облик России в книгах русских писателей XIX века?

Назовите произведения, где поднимается проблема защиты человеческой личности. Аргументируйте свою позицию.

Социально-нравственная зрелость. Понимание и интерпретация.

.

Какими способами писатели вызывают у читателя смех? Приведите примеры.

Применение теоретико-литературных знаний.

.

Расскажите, каким представляли себе счастье литературные герои?

Развитие речи.

Для анализа результатов диагностики необходимо воспользоваться критериями уровня литературного развития. Каждый из критериев может оцениваться в баллах. Если ученик набирает более 80% от максимального количества баллов, то уровень его развития высокий. Если от 50% до 80%, то уровень его развития средний. Если меньше 50% – низкий [2,c.94].

Таблица 2

Примерные задания для диагностики уровня читательского восприятия

Класс

1 полугодие

Цель

2 полугодие

Цель

8

Задайте три вопроса собеседнику, чтобы определить смысл поэмы «Мцыри»

Проверить умение задавать вопросы

Создайте словесную картину на тему «Мороз и солнце»

Проверить творческое воображение

9

Как характеризуют Онегина предметы в его «уединенном кабинете»

Осмысление

детали

Зачем в поэме «Мертвые души»

Так много глав от автора?

Осмысление композиции

10

Почему изменилось настроение Ивана в рассказе А.П.Чехова «Студент»?

Концепция произведения

Была ли у Обломова любовь к Ольге Ильинской, если она быстро пошла на убыль?

Умение рассуждать о прочитанном

11

Как определяется смысл человеческого существования в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор»?

Идея произведения

Как понять эпиграф к роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»?

Авторские и читательские чувства

11

Назовите два стихотворения Заболоцкого или Рубцова, которые отличаются своим настроением. Укажите чувства, которые они вызывают.

Умение воспринимать эмоционально текст лирического стихотворения

Зачем в поэме А.Т.Твардовского» Василий Тёркин» так много глав от автора?

Осмысление композиции произведения

С повышением уровня учащихся дифференцированные задания усложняются, чтобы учащиеся научились переносить сформированные умения в новую учебную ситуацию, обобщать литературные факты и соотносить их с жизненным опытом и культурным контекстом

Литература:

  1. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно ориентированного образования. Ростов-на-Дону, 2007.
  2. Методика преподавания литературы: учебник для педагогических вузов под редакцией Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. Москва, 2005.
  3. Перевозный А.Г. Дифференциация школьного образования. Москва, 2007.
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Москва, 1998.
Основные термины (генерируются автоматически): литературное развитие, читательское восприятие, анализ результатов диагностики, выявление динамики, литература, литературное развитие учащихся, умение, ученик.


Похожие статьи

Уровневая дифференциация на уроках литературы — путь к творчеству, знаниям, сотрудничеству

Организация проектной деятельности на уроке — новый тренд образования

Развитие мелкой моторики – путь к успешному овладению речью

Формирование ценностно-ориентационного единства коллектива, как средство повышения профессиональной активности педагогов

Автоматизация рабочего места метролога – существенный шаг на пути к повышению качества продукции

Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах развития детской одаренности

Реализация проекта «Мое здоровье» как оптимальная организация здоровьесберегающего образовательного процесса в ДОУ

Формирование ценностно-коммуникативной составляющей готовности будущих учителей к конкурентным отношениям

Современные образовательные тренды: оценка новых возможностей формирования чувства цвета у детей, переходящих из дошкольного детства в младший школьный возраст, на занятиях по изобразительному искусству

Электронное портфолио как современная технология учета профессионального и личностного роста обучающихся

Похожие статьи

Уровневая дифференциация на уроках литературы — путь к творчеству, знаниям, сотрудничеству

Организация проектной деятельности на уроке — новый тренд образования

Развитие мелкой моторики – путь к успешному овладению речью

Формирование ценностно-ориентационного единства коллектива, как средство повышения профессиональной активности педагогов

Автоматизация рабочего места метролога – существенный шаг на пути к повышению качества продукции

Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах развития детской одаренности

Реализация проекта «Мое здоровье» как оптимальная организация здоровьесберегающего образовательного процесса в ДОУ

Формирование ценностно-коммуникативной составляющей готовности будущих учителей к конкурентным отношениям

Современные образовательные тренды: оценка новых возможностей формирования чувства цвета у детей, переходящих из дошкольного детства в младший школьный возраст, на занятиях по изобразительному искусству

Электронное портфолио как современная технология учета профессионального и личностного роста обучающихся

Задать вопрос